Тема: «Измерение величины углов. Транспортир».
Цели:
- Продолжить знакомство с транспортиром, формирование умения измерять углы с помощью транспортира, строить углы по заданному значению их величины, складывать и вычитать величины углов.
- Закреплять умение анализировать и самостоятельно решать задачи разного вида, выполнять действия со смешанными и дробными числами, находить часть от числа.
- Развивать логическое мышление, внимание, память, речь, математические способности, творческие способности, навыки контроля и самоконтроля, коммуникативные навыки.
- Воспитывать взаимоуважение, взаимовыручку, тактичность.
- Сохранять здоровье учащихся, профилактика близорукости.
Ход урока
I. Организационный момент
Сегодня чудесный день. Давайте улыбнемся друг другу, нашим гостям, солнышку, себе. Я желаю вам успехов, все у вас получится.
Нам предстоит серьезная работа, поэтому давайте настроим наш организм, мобилизируем внутренние силы, активизируем работу полушариев и выполним упражнение «Волшебная восьмерка» (по 3 раза каждой рукой, двумя руками в одну сторону, в другую, в разные).
Итак, настроились, мы начинаем.
Посмотрите на план сегодняшнего урока. Вот, что ожидает нас на уроке («Зарядка для ума», «Практическая работа», «Самостоятельная работа в группах», «Работа в парах», «Полянка настроения»)
II. Актуализация знаний
Начинаем с зарядки для ума.
Зарядка для ума
1. Проанализируйте самостоятельно и выберите способ решения задач. Решите задачи, подойдите ко мне и шепните ответ мне на ушко.
1) Путник прошел 2/3 дороги. Какова длина всей дороги, если он прошел 6 км? (6 : 2 х 3 = 9 км)
2) Мальчик исписал 10 страниц тетради. Это составляет 2/4 тетради. Сколько страниц всего в тетради? (10 : 2 х 4 = 20 страниц)
2. Соотношение единиц измерения величин.
Я вам буду показывать таблички, а вы найдите в нашем классе значения равные данным на этих табличках. (Таблички с ответами развешаны на стенах по периметру класса)
- На какие две группы можно разделить эти записи? (Составные именованные числа и простые именованные числа). Какие величины остались не названы? (Единица измерения углов – градус)
Просмотр отрывка из сказки «Путешествие в царство геометрических фигур. Углы» по телевизору.
- Давайте вспомним, какие виды углов вы еще знаете, а герои этой сказки не знают?
3. Виды углов.
- Подойдите к нужным табличкам. Сколько градусов содержит угол, если он составляет:
1/2 развернутого угла; 1/3 развернутого угла; 5/6 прямого угла; 3/5 прямого угла.
- Какие это углы? (Прямой, острые) Почему? Каких углов не хватает на табличках? (Тупой, развернутый) Что вы можете сказать об этих углах?
Молодцы! Очень хорошо справились. А что мы с вами развивали на этом этапе?
III. Определение темы урока, целей
Вспомните, какие задания вы решали и попробуйте определить цель сегодняшнего урока. Чему будем учиться? (отрабатывать навык использования транспортира для измерения величины углов). Определите тему сегодняшнего урока. (тема: «Измерение величины углов»)
IV. Работа по теме урока
- Что же нам необходимо для измерения величины угла? Что такое транспортир? Из чего он состоит? Как измерить угол при помощи транспортира? (Повторение алгоритма)
Совместить вершину угла с центром транспортира |
Расположить транспортир так, чтобы сторона угла проходила через нуль шкалы транспортира |
Определить по шкале меру угла – координату точки, в которой вторая сторона пересекает шкалу |
- Сейчас вы будете измерять углы, находить величины заданных углов и попробуете сделать вывод, как найти величину углов, не измеряя их (по заданию).
Дифференцированная работа по группам. Взаимопроверка
С.22 ,№1 (Косарев С., Гагарин А., , Поспелова В., Федоров К.) |
|
С.22 ,№2 (Каримов Р., Спиридонов М., Борисенко А., Бугаев Д.) |
|
С.22 ,№3 (Барцева Н., Солодова Л., Лесникова А, Демина Е.) |
- Сейчас один представитель от каждой группы представит результат работы, сформулирует вывод. Какой вывод сделали участники 1 группы? Как узнали величину угла АОД, угла ВАС (2 группа), угла АОС (3 группа)?
V. Физкультминутка
Гимнастика для глаз
«Волшебная восьмерка»
VI. Повторение
Переходим к повторению. Сегодня я вам предлагаю решить примеры (действия со смешанными числами), поработав в парах.
- Что нам нужно для успешной совместной работы?
С.25 №14 (В) (учебник «Математика», 4 класс, Петерсон Л.Г.)
- Договоритесь, кто какие примеры будет решать. После окончания работы – проверка по эталону на доске.
Кто решит быстро и правильно выполняет дополнительное задание С.25 №14 (а,б) (по выбору)
VII. Подведение итогов
- Подходит к концу наш урок. Давайте подведем итог.
- Скажите, чему научились на сегодняшнем уроке?
- А зачем вам нужны эти знания и умения?
- Что уже хорошо получается?
- Над чем еще нужно поработать?
«Полянка настроения»
Попробуйте оценить свою работу.
- Красный цветок – доволен своей работой, отлично поработал!
- Желтый цветок – хорошо, но можно было и лучше.
- Синий цветок – надо еще постараться.
Посмотрите, какая чудесная полянка у нас получилась.
- А я вашу работу оценила так: все сегодня хорошо потрудились, многому научились. Молодцы! Спасибо за урок!
Список используемой литературы
- Математика. 4 класс. Поурочные планы по учебнику Л.Г. Петерсон/ Автор – составитель Т.В.Бут.- Волгоград: Учитель, 2005 год;
- Математика. 2-4класс: олимпиадные задания/ составитель Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007;
- Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума. - М: Просвещение: Учебная литература, 1997