Задачи:
- Продолжить формирование представлений и знаний об атмосфере и климате Земли.
- Сформировать представление о зависимости между направлениями господствующих ветров и поясами атмосферного давления – выяснить механизм образования ветров, показать значение ветров в формировании климата.
- Продолжить формирование умений «считывать» нужную информацию с карт.
Оборудование: карта полушарий, атласы, учебник.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Опрос.
- На доске сделать схему Земного шара, подписать широты.
- Нанести на схему области высокого и низкого давления, объяснить механизм их образования.
- Изобразить нисходящие и восходящие потоки воздуха стрелочками.
- Расставить условными знаками осадки на тех широтах, на которых они выпадают, объяснить причины их выпадения.
- Используя атлас стр. 7, объяснить особенности размещения осадков по территории Земли, объяснить причины такого размещения.
II. Сообщение новых знаний.
1. | Вопрос классу. | (После сообщения темы учителем.)
Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке? |
2. | Учащиеся. | (Записать все вопросы детей с именами на доске.)
|
3. | Вопрос классу. | От чего зависит погода в нашем посёлке? (Дети обычно перечисляют все климатические факторы - высота Солнца над горизонтом, отдалённость от Атлантического океана, постоянно дующие ветры.) |
4. | Учитель. | Мы сегодня рассмотрим два фактора климата – воздушные массы и постоянно дующие ветры – от них зависит, какая погода будет сегодня, завтра и т. д. |
5. | Задание классу. | Вчера было солнечно и тепло, а сегодня пасмурно и прохладно. Что произошло? (Если дети затрудняются назвать причину, учитель сам называет её.) (Причина сменены погоды в смене воздушных масс.) |
6. | Вопрос классу. | Что же такое воздушная масса? (Если дети не смогут дать определение, учитель сам его даёт.) (Воздушная масса – это большой объём воздуха с характерными температурами, влажностью и прозрачностью.) |
7. | Задание классу (карта климатическая). | Что вы можете сказать о температурах воздуха на экваторе и осадках? (Говорят о высокой температуре, большом количестве влаги.) |
8. | Учитель. | Тогда назовите характерные черты экваториальных воздушных масс. Какую погоду они приносят? (Влажные воздушные массы, тёплые, прозрачные, погода будет соответствовать воздушным массам.) Учитель: Это экваториальные воздушные массы - ЭВ. |
9. | Задание по карте. | Какие температуры воздуха на тропиках, и какое количество осадков выпадает. Какие воздушные массы, по качеству должны быть? Какая погода будет преобладать? (Температуры +240 – 320 – жарко, сухо – осадков менее 100мм, запылённость воздуха – воздушные массы приносят сухую, жаркую, запылённую погоду, обозначаются - ТВ.) Дети сами уже делают об этом вывод. |
10. | Задание по карте. | Какие температуры воздуха, какое количество осадков в умеренных широтах? При анализе температур, дети указывают на разные температуры января и июля, разное количество осадков в разных местах умеренного пояса. А значит, и умеренные воздушные массы бывают разные по качеству в разное время года, в разных местах пояса – УВ. |
11. | Задание по карте. | А теперь рассмотрите климатические условия на полюсах. Какая погода характерна для этих широт? Какую погоду приносят арктические воздушные массы (АВ.)? (Дети сами перечисляют особенности погоды в течение года.) |
12. | Задание классу. | Сделайте вывод о значении воздушных масс в формировании климата. (Воздушные массы определяют тип климата.) |
13. | Вопрос классу. | С помощью чего перемещаются воздушные массы? (Ветров.) |
14. | Учитель. | Рассмотрим, как образуются ветры на земной поверхности, в каком направлении они перемещаются и почему. |
15. | Задание классу. | Сделайте схему Земного шара в тетради (один на доске), подпишите широты: 00, 300,600, 900. (см. Приложение № 1). Отметьте на схеме области высокого давления буквой «В». (см. Приложение № 2) |
16. | Вопрос классу. | Вспомните, что такое ветер? (Перемещение воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область пониженного давления.) |
17. | Задание классу. | Как, по-вашему, куда должны дуть ветры на Земном шаре, покажите стрелочками. (Пунктирные стрелочки наносят обычно к северу и югу от 300 и 900.) |
18. | Учитель. | Так дули бы ветры, если не было бы отклоняющей силы Земли. Что вы слышали об отклоняющей силе Земли? Как она действует, причины её образования? (Дети отвечают, что отклоняющая сила Земли возникает при вращении планеты вокруг своей оси и действует в северном полушарии вправо, в южном – влево.) |
19. | Задание классу. | Расставьте пунктирные стрелочки – ветры на схеме. Как, по-вашему, они должны дуть с учётом отклоняющей силы Земли (стрелками показывают от 30-тых широт к экватору и в сторону 60-тых широт, от полюсов в сторону 60-тых). (см. Приложение № 3) |
20. | Пояснение учителя. |
|
21. | Вопрос классу. | Какие ветры в течение года преобладают в Кемеровской области и почему? (Западные и северо- западные, юго-западные.) |
22. | Пояснения учителя. | В Кемеровской области ветры западного направления (Западные, от 30-тых широт к 60-тым), которые приносят осадки с Атлантического океана. Но бывают и северо-восточные ветры с Северного Ледовитого – приносят холодные воздушные массы, зимой температура ниже 30-40 градусов, а в начале и в конце лета – заморозки. В течение лета эти воздушные массы нагреваются и становятся тёплыми, жаркими, сухими. |
23. | Задание классу. | Сделайте вывод о значении воздушных масс и ветров в формировании климата. (Именно от ветров и воздушных масс, которые они приносят, зависит климат той или иной территории). |
24. | Вопрос классу. | Так почему у нас вчера погода была теплее, солнечнее, а сегодня прохладнее и пасмурно? (Пришли воздушные массы с запада - с Атлантического океана и принесли пасмурную погоду, а также понижение температуры воздуха.) |
III. Обобщение.
Мы сегодня познакомились с воздушными массами и выяснили, что это большой объём воздуха с характерными температурами, влажностью и прозрачностью. Их название происходит от названия широт, в которых они сформировались и влияют на формирование климата и погоду. А также познакомились с механизмом образования ветров и их ролью в формировании климата – они приносят воздушные массы, способствуют смене погоды.
IV. Закрепление.
Спрашиваются в первую очередь те дети, которые ставили в начале урока для себя задачи, отвечая на вопрос учителя, что бы они хотели узнать на уроке.
- Что такое воздушные массы, как влияют они на климат, Сима?
- Максим, какие воздушные массы бывают, и от чего зависит их название?
- Какие ветры образуются на Земле, причины их образования, Женя?
- Какое влияние на погоду оказывают ветры, Анжела?
V. Домашнее задание.
Параграф 6, стр. 24 - 26.