Раннее выявление и эффективное развитие творческих способностей является одной из наиболее важных и актуальных проблем педагогики. Чем раньше ребенок научится нестандартно мыслить, оригинально выражать собственные идеи, будет способен видеть необычное в самых обыкновенных предметах и явлениях, тем успешнее станет любая его деятельность, благоприятным его психологическое развитие. Актуальность данной проблемы определяется также уникальными возможностями дошкольников в речевом творчестве: слова и предложения не являются для них, по меткому выражению К.И. Чуковского «скроенными и сшитыми», дети «создают» родной язык, проявляя при этом много творчества. Но, как известно, примерно к шести годам ребенок усваивает большинство языковых правил и неминуемо утрачивает «врожденные» способности к словесному творчеству. Приходит время творчества не столько словесного, сколько смыслового: дети придумывают не слова или выражения, а рассказы, истории и сказки. Использование склонности старших дошкольников к придумыванию различных сказок и историй составляет ресурс не только для развития речевой деятельности детей, но и имеет большое значение для умственного, нравственного, эстетического развития личности ребенка.
Наряду с возрастными и индивидуальными особенностями, в развитии детей важное место занимают и гендерные различия (характеристики, связанные с социальными нормами поведения лиц разного пола). Именно они часто определяют своеобразие речи девочек и мальчиков в дошкольном возрасте. Учет гендерных особенностей позволяет существенно повысить эффективность развития творческих способностей в речевой деятельности детей старших дошкольников.
Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык. Именно русский язык позволяет максимально проявлять творчество в построении высказываний, употреблении метафор, использовании необычных образов в речи. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни с чем не проявляла себя с такой яркостью, как в народных сказках. Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста говорится в трудах К.Д. Ушинского, В.Г. Белинского и др. Необычайная красота, яркость, образность, индивидуальная окрашенность повторного воспроизведения позволяют определять сказки в качестве одного из наиболее важных факторов развития речи детей.
Важным моментом в развитии детей дошкольного возраста является умение самостоятельно придумывать сказки. Как показала практика, девочки и мальчики придумывают сказки по-разному, а, соответственно и методическая работа по развитию речевого творчества посредством составления сказок также должна строится с учетом определенных особенностей. В течение восьми лет соответствующая работа проводится в МОУ «Гимназия №8» г. Ангарска. Собранный языковой материал, наработанные методические приемы позволили обобщить данный опыт.
Работа по развитию творческих способностей мальчиков и девочек к придумыванию сказок строится поэтапно. При этом важным является систематичность, последовательность и целенаправленность всех форм, приемов и методов развития речевого творчества детей.
I этап работы – анализ языка русских сказок
Первый, особо значимый момент в развитии творческих способностей в речевой деятельности – это активизация языкового чутья, т.е. умение отличать сказку от других жанров, чувствовать ее стилистические особенности. Рассказывая детям русские народные сказки: «Теремок», «Колобок» и др., мы проводим подробный анализ, обращая внимание:
- на уместность встречающихся повторов;
- своеобразие сказочных выражений: «ни в сказке сказать, ни пером описать», «и я там был, мед, пиво пил…», «свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком…» и др.;
- с каких слов начинаются сказки: «однажды…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили-были…» и др.;
- какими словами обычно заканчиваются сказки: «жили они долго и счастливо…», «вот и сказке конец, а кто слушал молодец» и др.
На данном этапе работы особое внимание необходимо уделить развитию языкового чутья мальчиков, поскольку оно у них формируется несколько позже, в сравнении со сверстницами. В речи мальчиков значительно реже встречаются образные выражения, сравнения, развернутые высказывания.
Работая по данному направлению, мы составили игровой комплекс по развитию речи для девочек и мальчиков. Различные игры и упражнения направлены на развитие разных сторон речи, могут использоваться как в регламентированной, так и в нерегламентированной деятельности. Данная работа осуществлялась с учетом различий в возможностях, интересах и склонностях детей разного пола, способствовала развитию у детей активного словаря, грамматических операций, связной речи, а также психических процессов. Нами учитывались индивидуальные особенности мальчиков и девочек как при подборе при подборе игр и упражнений, так и при оценке полученного результата.
II этап –анализ логической структуры сказочного повествования
Детям предоставляется возможность самостоятельно (или с помощью воспитателя) определить компоненты логической структуры сказок, определить общую схему сказки:
- Все начинается с дороги – завязка сюжета (царь отправляется на войну, родители уезжают в город и др.)
- Запрет для героев сказки: на действия (нельзя выходить из дома, заходить в какое-либо помещение, не трогать, не пить, не разговаривать, не произносить свое имя, не открывать дверь), на свободу действий, до исполнения чего-либо: (сносить железные башмаки, сплести рубашку из крапивы).
- Нарушение запрета – ведет за собой беду для героя, ему приходят на выручку другие персонажи.
- Получение волшебного средства (если волшебная сказка): транспортное средство, кольцо, дудочка, люди, животные.
- Проявление могущества волшебным средством (гребешок превращается в лес, тыква в карету).
- Одержание победы, не только при помощи силы, но и при помощи смекалки, милосердия и др.
- Счастливый конец.
На данном этапе работы эффективным является коллективное составление сказок или пересказ в однополых подгруппах (раздельно девочки и мальчики). Такой подход дает возможность учитывать не только особенности речевой деятельности детей разного пола, но и различные стратегии мышления девочек и мальчиков, их интересы, склонности, особенности познавательной деятельности.
III этап – самостоятельное сочинение сказок девочками и мальчиками
На этом этапе каждому ребенку необходимо выполнять двойную задачу: придумать собственный сюжет, оригинальные образы, новых героев и др., а также соблюдать четкую последовательность изложения событий. Выполнение данной задачи для многих детей является сложным. Слушая придуманную сверстником или сверстницей сказку, многие дети начинали подражать, отступая от своего сюжета, включая в свою сказку тех же героев или события, про которые уже слышали. Преодолению шаблонности высказываний способствует схема собственной сказки, составленная в соответствии с общими закономерностями. В данном случае мы имеем дело с вариантом «записанной» сказки в удобной для ребенка форме.
Нами были получены замечательные результаты: сказки стали непохожими друг на друга. Дети успевали фиксировать собственное сочинение до того, как слышали другие варианты. Данный прием особенно эффективен в работе с девочками, которые, как правило, более свободно и грамотно излагают свои мысли, в сравнении со сверстниками, но нередко нарушают логику повествования. Мышление девочек часто отличается недостаточной гибкостью, рассказывая придуманную сказку, они не могут ее логично завершить. Мальчики обычно не пользуются схемой, рассказывая сказку, она им необходима в большей степени для придумывания сюжета. Один из вариантов составленной ребенком схемы приведен в Приложении 1.
Придуманные детьми разного пола сказки значительно отличаются по своему содержанию, сюжету, лексическому изложению. Сказки девочек менее динамичны, чем сказки мальчиков, но они более продолжительны. В своих сказках девочки используют много прилагательных, описательных приемов, но недостаточно уделяют внимания происходящим действиям. У мальчиков наоборот, изложение направлено на описание событий, действий, но не на описание предметов, сказки имеют логическое завершение, но часто менее насыщены образами, менее выдержаны стилистически.
В результате целенаправленной работы по развитию речи на основе гендерного подхода дети научились не только придумывать интересных, оригинальных персонажей, использовать в своей речи образные средства языка, продумывать основную последовательность действий своей сказки. Сказки девочек и мальчиков стали интереснее, содержательнее, ярче. Вариант сказки, составленной по схеме, приведен в Приложении 2. Наряду с этим отмечается положительная динамика в развитии всех сторон речи детей: лексической, грамматической, смысловой.
Таким образом, специально организованная планомерная работа по развитию у детей умения не только рассказывать, но и сочинять сказки способствует развитию речевой деятельности, мышления и творческих способностей девочек и мальчиков старшего дошкольного возраста.
Конспект занятия по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «В гостях у сказки» приведен в Приложении 3.