Пояснительная записка.
В настоящее время во всех регионах России внимание педагогической общественности привлечено к проблемам адаптации, развития и обучения детей с особенностями развития.
В результате анализа экспериментальной работы в МОУ №73 г. Челябинска был сделан вывод о том, что наиболее эффективным в организации обучения детей с особенностями развития будет использование технологии интегрированного обучения. Выбор модели интегрированного обучения был обоснован анализом состава учащихся школы, желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу.
В основе технологии интегрированного обучения лежит обучение и воспитание детей с особенностями развития в системе общеобразовательных классов.
Механизм реализации технологии интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в МОУ №73 осуществляется через:
- Технологию интегрирования общеобразовательных программ. За основу берутся типовые государственные программы:
- общеобразовательных учреждений;
- специальных (коррекционных) учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития;
- специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с умственной отсталостью.
- Индивидуальные учебно-коррекционные программы в системе « гибких» классов.
- Воздействие в системе коррекционных кабинетов.
Активно-продуктивные действия в коррекционной деятельности школы составляет система коррекционных кабинетов, в которых проводится:- медицинская коррекция;
- психологическая коррекция;
- специально-педагогическая коррекция;
- социальная коррекция;
- Воздействие в условиях дополнительного образования
На основании данных карты учитель-предметник совместно со специалистами внутришкольного психолого -медико-педагогического консилиума планирует свою деятельность:
- выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание;
- использует различные пособия, технические средства для достижения целей;
- организует разнообразную деятельность детей.
В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.
Большую помощь при организации процесса обучения оказывают пособия, разработанные учителями нашей школы по русскому языку, математике, физике. Они составлены с учетом особенностей усвоения учебного материала, детьми имеющих задержку психического развития.
Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.); развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.
Поурочное планирование ведется учителем с учетом подобранных программ, имеющихся в классе. Ход урока зависит от ряда обстоятельств, например, насколько соприкасается общая тема у детей разных уровней, какой этап урока берется за основу. Если у всех детей в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном материале, подобранном в соответствии с программой.
Если на уроке изучается разный материал и совместная работа при изучении нового материала затруднительна, то в этом случае занятия планируются по структуре малокомплектной школы.
Урок математики, 6 класс
(Составлен в соответствии с общеобразовательной программой, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования, Министерства Образования Российской Федерации (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл. сост. Г.К. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – Дрофа, 2004.)
Тема: Сложение десятичных дробей.
Цели:
- Познакомить с правилом сложения десятичных дробей; формировать навык сложения десятичных дробей.
- Развивать навыки устного счета; наглядно-образное мышление, формировать логическое мышление через анализ текста задачи
- Воспитывать чувство ответственности при выполнении заданий, культуры речи при составлении ответов на вопросы учителя, культуры поведения при совместной работе с одноклассниками.
Ход урока
Содержание | |||
Общеобразовательная программа | Программа С(К)ОУ VIIвида | ||
Организационный момент Словесный (слово учителя) |
|||
Общий | |||
Устный счет Словесный, практический (беседа, устный счет) |
|||
116+540 147+172 940+810 258+390 12494+56720 456839+4637489 |
116+500 147+170 940+800 200+398 12494+56720 4637489+456839 |
||
Подготовка к восприятию нового материала Словесный (беседа) |
|||
Какое правило должны соблюдать при выполнении письменного сложения натуральных чисел? Мы уже умеем выполнять сложение и обыкновенных дробей. Расскажите правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, с разными. Выполните сложение: |
|||
Знакомство с новым материалом Словесный, наглядно-иллюстративный, практический (беседа, слово учителя) |
|||
Переведите данные обыкновенные дроби в десятичные. Получаем: 4,35+3,23=Как можно найти сумму десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные? (Целую часть сложить с целой, а дробную – с дробной). Получаем: 4,35+3,23= 7,58 Рассмотрим правило сложения другого выражения: 2,5+6,31= (Нужно уровнять количество знаков после запятой и сложить целую часть с целой, а дробную с дробной)Получаем: 2,5+6,31=8,81 Найдите сумму следующего выражения: 2,5+4, 7=Необходимо обратить внимание – не дают ли дробные части в сумме число, большее единицы. Получаем: 2,5+4,7=7,2 Вы видите, что вычисления фактически свелись к сложению натуральных чисел, которые получаются при выбрасывании запятой из данных десятичных дробей. Поэтому сложение десятичных дробей можно выполнить «в столбик». Для этого нужно:
При сложении десятичных Двух иль нескольких дробей Все получится отлично, Не волнуйся, не робей. Если выполнишь разумно Вычисления простые, То в слагаемых и в сумме Непременно запятые, Ненапрасно говорят: Попадут в один лишь ряд. |
|||
Закрепление изученного материала Словесный, практический (беседа, решение задач, нахождение значений числовых выражений) |
|||
Проверьте , правильно ли понята информация. Найдем сумму чисел: |
|||
2,64+3,24 50,24+9,41 3,72+1,43 1,18+31,26 2,9+2,809 3,24+3,4+5,61 2,3576+34,908 |
Запись только с помощью учителя.Решение по алгоритму, которое должно быть у каждого ученика с особенностями развития в печатном варианте (приготовлено учителем заранее). | ||
Выполним задания из учебника [2]. А) Ученик выполнил сложение и записал ответ, забыв поставить запятую. Исправьте ошибку, Объясните, как вы рассуждали: 84,365+4,731=89096 3,1297+0,0854=32151 Б) Правильно ли выполнено сложение? Если неправильно, то объясните, в чем ошибка: |
|||
Решим задачу [3]: Со станции одновременно в разных направлениях отправились два поезда. Скорость одного поезда 42,7 км/ч, другого - 56,3 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа? Решение: |
|||
Чему равна скорость удаления? 42,7+56,3=99 (км/ч) Какое расстояние будет между поездами? 99*2=198 (км) Ответ: 198 километров. |
Составление схемы обязательно. | ||
Составьте подобную задачу, только поменяв числовые данные скорости поездов. Но будьте внимательны: скорость удаления должна быть равна целому числу, т.к. мы не умеем умножать десятичные дроби. Работать будете в парах. Проверка. |
|||
Актуализация ранее полученных знаний Словесный, практический (беседа, решение задач) |
|||
Вспомним как решать задачи на части[3]: Для приготовления рисовой каши надо взять 2 части риса, 3 части молока и 5 частей воды. Сколько молока и сколько воды понадобится, если взять 200 г риса? Решение: |
|||
Чему равна масса одной части? 200:2=100 (г) Сколько молока понадобится? 100*3=300 (г) Сколько воды понадобится? 100*5=500 (г) |
|||
Ответ: 300 граммов молока; 500 граммов воды. | |||
Итог урока Словесный (беседа) |
|||
С чем познакомились на уроке? Сформулируйте правило сложения десятичных дробей. Что получилось на уроке? Над чем еще нужно работать? |
|||
Инструктаж по выполнению домашнего задания Словесный (слово учителя) |
|||
Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием | Уровень домашнего задания для детей с задержкой психического развития |
Литература:
- Зайцева Н.Д. Математика в стихах. – Челябинск: изд. Автограф, 1997.
- Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.– 8-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
- Методические рекомендации по математике для обучения детей с задержкой психического развития в 5-9 классах/С.С. Горобец, А.И. Горохова, Л.С. Лаптева, С.А. Полинова, Т.В. Репникова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.