Реализация технологии интегрированного обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы на уроках математики в 5—9-х классах

Разделы: Математика


Пояснительная записка.

В настоящее время во всех регионах России внимание педагогической общественности привлечено к проблемам адаптации, развития и обучения детей с особенностями развития.

В результате анализа экспериментальной работы в МОУ №73 г. Челябинска был сделан вывод о том, что наиболее эффективным в организации обучения детей с особенностями развития будет использование технологии интегрированного обучения. Выбор модели интегрированного обучения был обоснован анализом состава учащихся школы, желанием педагогического коллектива обучать всех детей, поступивших в школу.

В основе технологии интегрированного обучения лежит обучение и воспитание детей с особенностями развития в системе общеобразовательных классов.

Механизм реализации технологии интегрированного обучения детей с особыми образовательными потребностями в МОУ №73 осуществляется через:

  1. Технологию интегрирования общеобразовательных программ. За основу берутся типовые государственные программы:
    • общеобразовательных учреждений;
    • специальных (коррекционных) учреждений V вида для детей с тяжелыми нарушениями речи;
    • специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида для детей с задержкой психического развития;
    • специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для детей с умственной отсталостью.
  2. Индивидуальные учебно-коррекционные программы в системе « гибких» классов.
  3. Воздействие в системе коррекционных кабинетов.
    Активно-продуктивные действия в коррекционной деятельности школы составляет система коррекционных кабинетов, в которых проводится:
    • медицинская коррекция;
    • психологическая коррекция;
    • специально-педагогическая коррекция;
    • социальная коррекция;
  4. Воздействие в условиях дополнительного образования

На основании данных карты учитель-предметник совместно со специалистами внутришкольного психолого -медико-педагогического консилиума планирует свою деятельность:

  • выбирает интересное, доступное, личностно и практико-ориентированное содержание;
  • использует различные пособия, технические средства для достижения целей;
  • организует разнообразную деятельность детей.

В программах по общеобразовательным предметам педагогу необходимо научиться дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания учебного материала: базовые и минимально необходимые. Это дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями развития.

Большую помощь при организации процесса обучения оказывают пособия, разработанные учителями нашей школы по русскому языку, математике, физике. Они составлены с учетом особенностей усвоения учебного материала, детьми имеющих задержку психического развития.

Математика является одним из основных предметов в усвоении образовательной программы средней школы, поэтому основные задачи преподавания математики заключаются в том, чтобы максимально использовать математические знания для повышения уровня общего развития детей с задержкой психического развития (ЗПР), на уроках математики осуществлять коррекцию недостатков познавательной сферы, развивать и воспитывать ряд личностных качеств (целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, самоконтроль и др.); развивать умение планировать работу, прогнозировать результат своей деятельности и доводить начатое дело до завершения.

Поурочное планирование ведется учителем с учетом подобранных программ, имеющихся в классе. Ход урока зависит от ряда обстоятельств, например, насколько соприкасается общая тема у детей разных уровней, какой этап урока берется за основу. Если у всех детей в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном материале, подобранном в соответствии с программой.

Если на уроке изучается разный материал и совместная работа при изучении нового материала затруднительна, то в этом случае занятия планируются по структуре малокомплектной школы.

Урок математики, 6 класс

(Составлен в соответствии с общеобразовательной программой, рекомендованной Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования, Министерства Образования Российской Федерации (Программа для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика 5-11 кл. сост. Г.К. Кузнецова, Н.Г. Миндюк. – Дрофа, 2004.)

Тема: Сложение десятичных дробей.

Цели:

  1. Познакомить с правилом сложения десятичных дробей; формировать навык сложения десятичных дробей.
  2. Развивать навыки устного счета; наглядно-образное мышление, формировать логическое мышление через анализ текста задачи
  3. Воспитывать чувство ответственности при выполнении заданий, культуры речи при составлении ответов на вопросы учителя, культуры поведения при совместной работе с одноклассниками.

Ход урока

Содержание
Общеобразовательная программа Программа С(К)ОУ VIIвида
Организационный момент
Словесный (слово учителя)
Общий
Устный счет
Словесный, практический (беседа, устный счет)
116+540
147+172
940+810
258+390
12494+56720
456839+4637489
116+500
147+170
940+800
200+398
12494+56720
4637489+456839
Подготовка к восприятию нового материала
Словесный (беседа)

Какое правило должны соблюдать при выполнении письменного сложения натуральных чисел?

Мы уже умеем выполнять сложение и обыкновенных дробей. Расскажите правило сложения обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, с разными.

Выполните сложение:
Знакомство с новым материалом
Словесный, наглядно-иллюстративный, практический (беседа, слово учителя)

Переведите данные обыкновенные дроби в десятичные. Получаем:

4,35+3,23=

Как можно найти сумму десятичных дробей, не переводя их в обыкновенные? (Целую часть сложить с целой, а дробную – с дробной).

Получаем: 4,35+3,23= 7,58

Рассмотрим правило сложения другого выражения:

2,5+6,31= (Нужно уровнять количество знаков после запятой и сложить целую часть с целой, а дробную с дробной)

Получаем: 2,5+6,31=8,81

Найдите сумму следующего выражения:

2,5+4, 7=

Необходимо обратить внимание – не дают ли дробные части в сумме число, большее единицы.

Получаем: 2,5+4,7=7,2

Вы видите, что вычисления фактически свелись к сложению натуральных чисел, которые получаются при выбрасывании запятой из данных десятичных дробей. Поэтому сложение десятичных дробей можно выполнить «в столбик». Для этого нужно:
  1. Уровнять в этих дробях количество знаков после запятой.
  2. Записать их друг под другом так, чтобы запятая стояла под запятой.
  3. Выполнить сложение, не обращая внимания на запятую, и в ответе поставить запятую под запятой.
Это правило можно запомнить с помощью стихотворения Н.Д.Зайцевой [1]:
При сложении десятичных

Двух иль нескольких дробей

Все получится отлично,

Не волнуйся, не робей.
Если выполнишь разумно
Вычисления простые,

То в слагаемых и в сумме

Непременно запятые,

Ненапрасно говорят:

Попадут в один лишь ряд.
Закрепление изученного материала
Словесный, практический (беседа, решение задач, нахождение значений числовых выражений)
Проверьте , правильно ли понята информация.
Найдем сумму чисел:
2,64+3,24
50,24+9,41
3,72+1,43
1,18+31,26
2,9+2,809
3,24+3,4+5,61
2,3576+34,908
Запись только с помощью учителя.Решение по алгоритму, которое должно быть у каждого ученика с особенностями развития в печатном варианте (приготовлено учителем заранее).
Выполним задания из учебника [2].
А) Ученик выполнил сложение и записал ответ, забыв поставить запятую. Исправьте ошибку, Объясните, как вы рассуждали:
84,365+4,731=89096
3,1297+0,0854=32151
Б) Правильно ли выполнено сложение? Если неправильно, то объясните, в чем ошибка:
Решим задачу [3]: Со станции одновременно в разных направлениях отправились два поезда. Скорость одного поезда 42,7 км/ч, другого - 56,3 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 2 часа?
Решение:
Чему равна скорость удаления?
42,7+56,3=99 (км/ч)
Какое расстояние будет между поездами?
99*2=198 (км)
Ответ: 198 километров.
Составление схемы обязательно.
Составьте подобную задачу, только поменяв числовые данные скорости поездов. Но будьте внимательны: скорость удаления должна быть равна целому числу, т.к. мы не умеем умножать десятичные дроби.
Работать будете в парах.
Проверка.
Актуализация ранее полученных знаний
Словесный, практический (беседа, решение задач)
Вспомним как решать задачи на части[3]: Для приготовления рисовой каши надо взять 2 части риса, 3 части молока и 5 частей воды. Сколько молока и сколько воды понадобится, если взять 200 г риса?
Решение:
Чему равна масса одной части?
200:2=100 (г)
Сколько молока понадобится?
100*3=300 (г)
Сколько воды понадобится?
100*5=500 (г)
Ответ: 300 граммов молока; 500 граммов воды.
Итог урока
Словесный (беседа)
С чем познакомились на уроке?
Сформулируйте правило сложения десятичных дробей.
Что получилось на уроке? Над чем еще нужно работать?
Инструктаж по выполнению домашнего задания
Словесный (слово учителя)
Уровень домашнего задания для детей с нормальным развитием Уровень домашнего задания для детей с задержкой психического развития

Литература:

  1. Зайцева Н.Д. Математика в стихах. – Челябинск: изд. Автограф, 1997.
  2. Математика: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ [Г.В. Дорофеев, И.Ф. Шарыгин и др.]; под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф. Шарыгина.– 8-е изд.– М.: Просвещение, 2006.
  3. Методические рекомендации по математике для обучения детей с задержкой психического развития в 5-9 классах/С.С. Горобец, А.И. Горохова, Л.С. Лаптева, С.А. Полинова, Т.В. Репникова. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2008.