Программа по рисунку в ДХШ состоит в основном из работы только простым графитным карандашом. Так как этот материал наиболее удобный и доступный в начале обучения и не требует закрепления на бумаге. Но монотонность штриховки может привести к скорой утомляемости учащегося и бывает, что отбивает интерес в дальнейшем к рисованию. Особенно это случается в возрасте 10 -11 лет, тогда как разнообразный мир графических материалов и увлекательная работа ими наделяет их только положительными эмоциями и радостью творчества. Поэтому я ввожу в программу технику работы другими графическими материалами. Особенно увлекательны занятия цветными карандашами, так как еще в детском саду дети впервые знакомятся с изобразительной деятельностью посредством этих материалов.
Цветные карандаши – прекрасный графический материал. Работу ввожу в программу в виде пленэрных занятий. Изучение свойств осуществляется постепенно, шаг за шагом выявляя особенности материала. Техника цветных карандашей мало отличается от работы графитными карандашами. Здесь могут использоваться как короткие, так и длинные штрихи, штрихи с растяжкой тона – для придания поверхности бархатистой и мягкой фактуры. Большее или меньшее количество штрихов в одном месте создаёт нужный тон в рисунке. Цветные карандаши позволяют создавать такие же тонкие линии, как и графитные, имеют множество оттенков. Всегда удобны в работе, не требуют долгой подготовки. Цветными карандашами делают наброски, зарисовки и длительные рисунки с подробной детальной проработкой. [3]
Рис. 1
“Цветные карандаши ни в чем не уступают другим материалам для рисования и живописи, не требуют таких особых знаний и опыта, как при работе с красками. Они незаменимы в начале обучения, когда дети только учатся смешивать краски.
Цветные карандаши позволяют рисовать в нужной тональности, работая от светлого к темному, изменяя оттенок по своему желанию, варьируя цвет от ярко-насыщенного тона до приглушенно-землистого. Смешивание красок происходит за счет наложения почти прозрачных слоев разного цвета один на другой. Можно обойтись, используя и готовые цвета. Работая знакомыми с детства цветными карандашами, постепенно добиваемся нужного цвета, продвигаясь от светлого к темному, постоянно контролируя цвета и оттенки”.[2]
Рис. 2
Живописные качества цветных карандашей не уступают краскам. Цвета смешиваются непосредственно на рисунке. Для достижения сложных оттенков пользуемся двумя – тремя цветами, прокладывая легкий тон одного цвета поверх предыдущего. Между штрихами одного цвета могут оставаться небольшие промежутки для наложения штрихов другого цвета. Подобная техника позволяет тщательно прорабатывать детали и вести работу в течении длительного времени.[3]
Рис. 3
Рисунки можно выполнять как на плотном листе с чуть шероховатой поверхностью, так и на тонированной и цветной бумаге с рыхлой поверхностью. (Рис.4, Приложение 1) Тон цветной бумаги позволяет определять общую гамму изображения, сделать ее теплой или холодной. Цвет бумаги должен быть светлым, нейтральным: коричневатых, светло-серых, желтовато-охристых оттенков.
Для художественных работ хорошо использовать мягкие карандаши импортного производства чешской фирмы “Koh-i-noor” и германской фирмы “Faber-Castell” в наборах по 18, 36 и более цветов. Но можно пользоваться отечественными карандашами и выполнять успешные работы. Применяем в работе как водостойкие, так и акварельные, которые размываются водой и чередуются с карандашным штрихом.
Рис. 5
Осваивать технику цветных карандашей мы начинаем с небольших зарисовок растительных форм в виде несложных бутонов, стеблей, веток деревьев, листьев. В первом классе выбираем фрагменты растений. Решение в основном применяем плоскостное. Основная задача – хорошо закомпоновать, нарисовать натуру, передать пластику и характер растительной формы. Главный принцип работы – идти от простого к сложному, чтобы шло постепенное усвоение техники и ученики не испытывали разочарование из-за малейшей неудачи.
Рис. 6 | Рис. 7 |
Сложность задания подбираем в соответствии с возрастными особенностями учащихся, постепенно наращивая уровень поставленных задач. Во втором классе зарисовываем несложные букеты из осенних веток на формате листа не более А3. Количество времени для работы составляет от 3 до 6 учебных часов 9
Рис. 8 | Рис. 9 |
Рисование полевого букета
В 3-х, 4-х классах учимся составлять композицию букета из полевых цветов. В качестве натуры используем целостный букет, составленный из лесных и полевых растений. Компонуем изображение в формате бумаги А2. Учащихся учим составлять образ букета, выделять композиционный центр, строить всю композицию, подчиняя дополняющие части главному центральному пятну, добиваясь целостности изображения.
Тема этого задания предусматривает поэтапное выполнение, общим количеством времени 9–12 часов. Предварительный рисунок выполняется цветом одного карандаша, в зависимости от общей гаммы сюжета, слабыми линиями, во избежание загрязнения рисунка.
1-й этап (Рис. 10-11. Приложение 2).
Намечаем общий силуэт предполагаемого букета, распределяя линии границ по всей плоскости листа. Работаем над изображением самого букета. В центральной части выбираем крупные формы и делаем линейный зарисовок. Передаем характер отдельного растения, наносим направления стеблей, находим расположение листьев в разных частях букета. Здесь же определяем соотношения размеров букета и вазы.
2-й этап (Рис. 12–13. Приложение 2).
Завершив предварительный рисунок, перекрываем легкой штриховкой фоновую часть букета и промежутки между стеблями, создавая тем самым теневую часть. Приступаем к детальной проработке растительных форм. Продвигаясь от светлых и освещенных поверхностей до наиболее темных, создаем объем деталей, контролируя получаемые цвета и оттенки.
3-й этап (Рис. 14–15. Приложение 2).
Осваиваем технические приемы работы карандашами. Штрихи накладываем по форме, используем короткие и длинные штрихи в зависимости от величины прокрываемого участка. Учимся передавать фактуру, прорисовываем детали с тончайшими оттенками и подробностями. Учитывая направление света, выкрываем теневые части, постепенно усиливаем насыщенность цветов, создаем колорит букета.
4-й этап (Рис. 16–17. Приложение 2).
Работаем над созданием фона вокруг букета, усиливаем глубину темными цветами, затушевываем детали заднего плана, отдаляя их от переднего и придавая мягкость их силуэтам. Подробно прорабатываем передние формы, добиваясь выразительности, накладываем рефлексы, достигаем цельности. В завершении работы добавляем недостающие мелкие детали в виде былинок и тонких стеблей.
Таким образом, мы доказываем незаменимость цветных карандашей как рабочего материала для рисования и живописи, убеждаемся в удобстве их пользования, выявляем их технические качества и преимущество над красками. Для скрупулезных художников, мне кажется, это единственный материал, который позволяет тщательно изучить натуру и передать все многообразие цвета и тона в рисунке.
Проект уроков
Вид занятий: блочное построение практических занятий. 4 занятия по 3 часа( по 45 минут каждого урока).
Количество часов: 12 учебных часов, по три учебных часа в неделю, с продолжительностью одного урока 45 минут.
Учебный предмет – рисунок. Изучение техники цветных карандашей.
Тема задания: рисование букета полевых цветов.
Цель уроков: освоение новой формы задания с учащимися. Изучение свойств нового материала, совершенствование техники работы цветными карандашами в рамках обучения в детской художественной школе по предмету рисунок.
Задачи уроков.
- Выполнение изображения в соответствии с требованиями по предмету рисунок.
- Колористическое решение изображения.
- Применение технических приемов.
Оборудование.
- Для учителя: этапы выполнения изображения; образцы работ учащихся; натурная постановка.
- Для учеников: листы бумаги формата А2, коробки цветных карандашей, ластики, принадлежности для заточки карандашей, планшеты или мольберты.
План урока:
- Организационный момент (2 минуты).
- Сообщение учебного материала, задачи (8 минут).
- Практическая работа учащихся (30 минут).
- Подведение итогов (5 минут).
План хода занятия: 1 неделя уроков (3 часа), первое занятие.
1. Организационный момент (2 минуты)
Зрительно проверяю учащихся на подготовку к уроку и уточняю выбор позиции учащихся вокруг постановки.
2. Сообщение темы задания и учебных задач. (8 минут)
Учащиеся должны усвоить этапы выполнения рисунка, определить начало работы. Провожу знакомство с натурной постановкой, вместе анализируем его содержание и характер элементов.
3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. – перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.). В соответствии с выбранной позицией, арсеналом личных материалов, учащиеся приступают к выполнению практического задания. Выполняют компоновку и линейный рисунок букета. Здесь важно усвоить, что образ букета формируется в зависимости от расположения деталей, их наклона, направления, удаленности. Проследить правильность компоновочного решения и соотношение пропорций.
4. Подведение итогов (5 минут)
В конце занятия учащиеся раскладывают свои рисунки и делают коррективы вместе с преподавателем, уточняют линии рисунка для дальнейшей работы.
План хода занятия: 2 неделя уроков (3 часа), второе занятие.
1. Организационный момент (2 минуты)
Учащиеся занимают свои места, подготавливают свои выполненные ранее рисунки и готовятся к продолжению работы цветными карандашами.
2. Сообщение темы задания и учебных задач (8 минут)
С учащимися вспоминаем, как выполняется компоновка и с чего начинается изображение. Обилие мелких деталей может привести в растерянность и поставить в тупик, поэтому необходимо строго усвоить последовательность и этапность построения изображения. Начинаем работу по цветотоновому решению, накладываем светлые оттенки по освещенным поверхностям, пытаемся определить характер каждого цветка или травинки и передать пластическую форму.
3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. – перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.).
Учащиеся начинают работать различными цветами карандашей, подбирают колорит, лепят объем растительных форм, применяя разнообразные приемы штриховки, передают фактуру, характер растения. Подключают фоновую среду, чтобы силуэты растений не казались слишком аппликативными.
4. Подведение итогов (5 минут)
Сделать замечания по корректировке цветовой гаммы, уточнить, что штрихи должны ложиться по направлению формы и передавать характер фактурной поверхности.
План хода занятия: 3 неделя уроков (3 часа), третье занятие.
1. Организационный момент (2 минуты)
Проверить готовность учащихся к занятию, обратить внимание на заточку карандашей, предложить им пользоваться наждачной бумагой, чтобы форма заточки карандаша была конической.
2. Сообщение учебных задач (8 минут)
Поверх легкой прокладки светлых тонов накладываем более темные оттенки, усиливаем насыщенность цветов, приглушаем наиболее яркие цвета, усиливаем прокладки теней, создаем глубину букета. Подбираем цветовые рефлексы для достижения цельности изображения.
3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. – перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.).
Учащиеся продолжают использовать подход, свойственный графитным карандашам, накладывая штрихи по форме, пристально изучают натуру, четко прорисовывают детали со всеми тончайшими подробностями, используют различные по характеру линии и точки для передачи разных фактур.
4. Подведение итогов (5 минут)
Подводим итог перед окончательным завершением работы. Учащиеся сравнивают свои рисунки и делают соответствующие выводы для перехода на завершающий этап.
План хода занятия: 4 неделя уроков (3 часа), четвертое занятие.
1. Организационный момент (2 минуты)
Подготовка учащихся к завершению работы, соответствующая готовность материалов к успешному окончанию.
2. Сообщение учебных задач (8 минут)
Работаем над созданием общего фона, усиливаем глубину букета, удаляем задние детали, делаем мягче их силуэты. Подробнее выделяем передние формы, добиваясь выразительности, добавляем мелкие детали для придания завершенности букету. Добиваемся цельности всего изображения.
3. Практическая работа (35 мин.; 5 мин. – перерыв; 45 мин.; 5 мин. – перерыв; 40 мин.).
Работают над завершением изображения букета. Учащиеся стараются выложить все приобретенные навыки и опыт работы этим материалом, передать выразительные возможности цветных карандашей, всю специфику техники, открыть для себя новые возможности для изображения пейзажей, натюрмортов, композиций.
4. Подведение итогов (5 минут)
Выставляем в ряд все рисунки, создавая атмосферу праздничного настроения от обилия разнообразных букетов. Каждый из учащихся использовал доступный арсенал своих умений и навыков, возможности цветовидения и, несмотря на общие требования, передал своеобразие в рисунке. (Рис. 18–23. Приложение 3).
Литература
- Стен Смит. Рисунок. Полный курс.
- Хосе Паррамон. Как рисовать.
- Журнал “Юный художник”. 1993 г. №9.