Цели: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к природе. Развивать наблюдательность: учить точно передавать характерные особенности – форму, величину, расположение листьев, ягод. Формировать умение сравнить свой рисунок с натурой.
Оборудование для учителя: ваза с кистью рябины, драпировка, методические таблицы, детские рисунки, фотографии леса; для учащихся – альбом, простой карандаш, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, фломастеры.
Зрительный ряд: И. Левитан “Золотая осень”; А. Саврасов “Проселок”; А. Остроумов – Лебедева “Пруд в Павловске”;
Литературный ряд: стихи А. Пушкина, Марины Цветаевой, С. Есенина;
Музыкальный ряд: П. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”.
Ход урока
1 Организация класса. Проверка готовности к уроку
2. Работа по теме урока
Учитель (под музыку А. Вивальди “Времена года”): Здравствуйте. Садитесь. Сегодня тема нашего урока – рисование с натуры – кисть рябины.
Люблю я пышное природы увяданье
В багрянец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…
Так, любуясь, описал осень великий А. Пушкин.
Осень – самая богатая пора, богатая не только урожаем огородов и полей, богатая и цветовой гаммой красок (палитрой). Поэтому художники, писатели, поэты в своих произведениях воспевают осень.
В картинах художников – пейзажистов мы видим всю красоту и прелесть осени, нашей природы. Осень богата яркими красками.
Обратимся к представленным картинам.
- Как вы думаете, в каких тонах написаны картины художников-пейзажистов?
Перед вами натура – кисть рябины. Рябина – это не только богатый материал для изобразительного искусства, но и для художника слова.
Красною кистью –
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Так, например, Марина Цветаева сказала о своем рождении.
А вот С. Есенин раскрыл состояние своей души.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Работая над натурой, хотелось бы, чтобы вы тоже вложили в нее частицу своей души.
Обычно, когда мы рисуем с натуры, стараемся передать точное сходство. Сегодня ваша задача – правильно скомпоновать рисунок, соблюдать композицию листа. Необязательно рисовать целую кисть, можно где-то добавить, а где-то убрать ягодку, лист. Главное, чтобы было правильно и красиво. Можно фантазировать. Фон оставляем белым, край стола не показываем. Показываем падающие тени от ягод, листьев (если они закрывают стол).
И второе, работа в цвете. Можно работать красками, гуашью, цветными карандашами, даже фломастерами. Ягодкам придаем объем при помощи перехода.
– В каких тонах напишете свои работы?
Последовательность работы: показ на доске, анализ, сравнение.
3. Практическая работа учащихся
(Включается музыка.)
Рекомендации учащимся:
Работая карандашом, не нажимаем.
Работу выполняем в цвете. Чем вы будете рисовать, выбираете сами.
Не спешим. Работаем аккуратно. Не боимся, что не успеем. Самое главное – начать. Завершить в цвете можно потом/дома.
4. Итог урока
Экспресс-выставка лучших работ.
Анализ удачных работ.
5. Домашнее задание
Завершить работу дома.