Урок "Кисть рябины"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели: развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета. Воспитывать любовь к природе. Развивать наблюдательность: учить точно передавать характерные особенности – форму, величину, расположение листьев, ягод. Формировать умение сравнить свой рисунок с натурой.

Оборудование для учителя: ваза с кистью рябины, драпировка, методические таблицы, детские рисунки, фотографии леса; для учащихся – альбом, простой карандаш, краски (акварель, гуашь), цветные карандаши, фломастеры.

Зрительный ряд: И. Левитан “Золотая осень”; А. Саврасов “Проселок”; А. Остроумов – Лебедева “Пруд в Павловске”;

Литературный ряд: стихи А. Пушкина, Марины Цветаевой, С. Есенина;

Музыкальный ряд: П. Чайковский “Времена года”, А. Вивальди “Времена года”.

Ход урока

1 Организация класса. Проверка готовности к уроку

2. Работа по теме урока

Учитель (под музыку А. Вивальди “Времена года”): Здравствуйте. Садитесь. Сегодня тема нашего урока – рисование с натуры – кисть рябины.

Люблю я пышное природы увяданье
В багрянец и золото, одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье…
Так, любуясь, описал осень великий А. Пушкин.

Осень – самая богатая пора, богатая не только урожаем огородов и полей, богатая и цветовой гаммой красок (палитрой). Поэтому художники, писатели, поэты в своих произведениях воспевают осень.

В картинах художников – пейзажистов мы видим всю красоту и прелесть осени, нашей природы. Осень богата яркими красками.

Обратимся к представленным картинам.

- Как вы думаете, в каких тонах написаны картины художников-пейзажистов?

Перед вами натура – кисть рябины. Рябина – это не только богатый материал для изобразительного искусства, но и для художника слова.

Красною кистью –
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Так, например, Марина Цветаева сказала о своем рождении.

А вот С. Есенин раскрыл состояние своей души.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Работая над натурой, хотелось бы, чтобы вы тоже вложили в нее частицу своей души.

Обычно, когда мы рисуем с натуры, стараемся передать точное сходство. Сегодня ваша задача – правильно скомпоновать рисунок, соблюдать композицию листа. Необязательно рисовать целую кисть, можно где-то добавить, а где-то убрать ягодку, лист. Главное, чтобы было правильно и красиво. Можно фантазировать. Фон оставляем белым, край стола не показываем. Показываем падающие тени от ягод, листьев (если они закрывают стол).

И второе, работа в цвете. Можно работать красками, гуашью, цветными карандашами, даже фломастерами. Ягодкам придаем объем при помощи перехода.

– В каких тонах напишете свои работы?

Последовательность работы: показ на доске, анализ, сравнение.

3. Практическая работа учащихся

(Включается музыка.)

Рекомендации учащимся:

Работая карандашом, не нажимаем.

Работу выполняем в цвете. Чем вы будете рисовать, выбираете сами.

Не спешим. Работаем аккуратно. Не боимся, что не успеем. Самое главное – начать. Завершить в цвете можно потом/дома.

4. Итог урока

Экспресс-выставка лучших работ.

Анализ удачных работ.

5. Домашнее задание

Завершить работу дома.