Урок-конференция "Применение ядерной энергии: проблемы и перспективы"

Разделы: Физика


Цели:

  • оценить положительные и отрицательные стороны использования ядерной энергии в современном мире,
  • сформировать мировоззренческие идеи, связанные с угрозой миру и человечеству при использовании ядерной энергии,
  • научиться отстаивать свою точку зрения,
  • приводить нужные аргументы, четко излагать свои мысли по данной проблеме.

Задачи:

1. Предварительная подготовка выступлений " историков".

2. Повторение основных понятий темы.

3. Анализ учащимися предложенного им текста и определение себя в группе "Противники" или "Сторонники" использования ядерной энергии.

4. Объединение в группы и назначение координатора.

5. Работа в группах с текстами, представление каждым участником группы своего аргумента "за" или "против" использования ядерной энергии.

6. Подготовка группой выступления: обсуждение аргументов, подготовка плана доклада.

7. Выступление представителя от групп, дополнения участников к докладу.

8. Заполнение предложенной анкеты в группах, занесение результатов анкетирования в таблицу, их обсуждение.

9. Подведение итогов конференции: обоснованный вывод учащихся о применении ядерной энергии, роли человеческого фактора.

Использованные технические средства:

Компьютер, с программами Microsoft Office Word, выходом в Интернет, проектор.

Дидактические материалы к занятию:

  • Тексты для групп "Сторонники" и "Противники", составленные по материалам Интернет- ресурса;
  • Анкеты для участников конференции; подготовленные презентации.

Описание знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для усвоения материала УЗ:

  1. Владеть понятиями: радиоактивность, период полураспада, изотопы, ядерные силы, ядерная реакция, энергетический выход ядерной реакции, цепная реакция деления ядер урана, ядерный реактор, коэффициент размножения нейтронов, управляемая ядерная реакция.
  2. Знать: историю открытия радиоактивности, строение атома и атомного ядра, принцип работы АЭС, механизм деления атомного ядра, процессы, протекающие в ядерном реакторе.
  3. Владеть навыками работы в группе, текстом научного содержания, навыками публичного выступления.
  4. Координаторы владеют организаторскими способностями, коммуникативными навыками общения в группе, имеют опыт публичного выступления.

Формирование компетенций у учащихся:

1. КОЗ №1

Информационная и коммуникативная компетентность

Аспект: Планирование и поиск информации; публичное выступление

Уровень: III

2. КОЗ № 2

Информационная компетентность.

Аспект: Извлечение первичной информации

Уровень I

3. КОЗ № 3

Коммуникативная и информационная компетентность.

Аспект: Продуктивная групповая и письменная коммуникация, публичное выступление; извлечение вторичной информации, обработка информации

Уровень II

4. КОЗ № 4

Коммуникативная компетентность.

Аспект: Продуктивная групповая коммуникация, диалог

Уровень I -I I

5. КОЗ № 5

Компетентность разрешения проблем и коммуникативная компетентность.

Аспект: Оценка результата и продуктивная групповая коммуникация.

Уровень II - III

6. КОЗ № 6

Коммуникативная компетентность, информационная компетентность.

Аспект: Публичное выступление, обработка информации

Уровень II - III

Необходимые навыки владения ИКТ:

"Историки" умеют работать в сети (по ссылке могут отыскать нужный документ); по гиперссылкам и с помощью поисковиков могут найти нужную информацию в Интернете; умеют работать в средах Word , PowerPoint.

Характеристика класса:

В группе № 60, в которой был проведен урок - конференция - 30 человек. Учащиеся данной группы обучаются по профессии "Помощник машиниста электровоза". 12 уч-ся имеют по предмету оценку "4", двое - "5", 14 уч-ся - "3". В группе - 100% успеваемость. В группе преобладают "холерики".

Место УЗ в изучаемой теме:

Данный урок-конференция является обобщающим по теме "Физика атомного ядра". Позволяет закрепить понятия, связанные с радиоактивностью, использованием ядерной энергии. Всего часов по теме - 20, данное УЗ -17, 18 уроки.

Этапы урока Время, мин Деятельность учителя Деятельность учащихся Необходимые материалы, в том числе электронные
Организационный 2 Зачитывает эпиграф к уроку.

Демонстрирует последствия Чернобыльской катастрофы с помощью презентации

Определение темы урока, целей урока

Формирование положительной мотивации, сознательная готовность к участию в работе конференции Приложение 1

Слайд № 3 - 8

Выступление "историков" 20 мин. По ходу выступления учащихся

проверяет усвоение основных понятий по ядерной физике, задает всем участникам частные вопросы.

Представляют выполнение задания КОЗ - 1. (Приложение 7)

Выступают "историки", свое выступление сопровождают показом презентаций.

Учащиеся отвечают на вопросы преподавателя, демонстрируя свои знания основных понятий темы.

Приложение 2 об истории открытия радиоактивности, открытии управляемых ядерных реакций, ядерных катастрофах.
Деление учащихся на группы "Сторонники" и "Противники" 5-10 мин. Раздает учащимся тексты (КОЗ -2) Организует работу с текстами, консультирует учеников, по мере возникновения у них трудностей при выполнении задания. Контролирует время выполнения задания.

Назначает координаторов в группах.

Выполняют задание КОЗ-2. (Приложение 7)

При возникновении трудностей обращаются к учителю, определяются в группы.

Приложение 3, составленные по материалам Приложение 4 - ресурса.
Работа учащихся в группах 15 мин Организует работу в группах при выполнении задания КОЗ -3, консультирует учеников, по мере возникновения у них трудностей при выполнении задания. Контролирует время выполнения задания, подготовку выступления координатора. Выполняют КОЗ - 3. (Приложение 7)

Каждый учащийся анализирует свой текст, формулирует аргумент "ЗА" или "ПРОТИВ" использования ядерной энергии, сообщает его координатору. Координатор наблюдает за работой всей группы, оказывает помощь участникам, руководит обсуждением, записывает высказываемые участниками аргументы в таблицу Приложение5 выступления.

Приложение 3, Составленные по материалам Интернет - ресурса.

Таблица - Приложение 5 выступления.

Выступление координаторов 10 мин Сопровождает выступление координаторов групп показом слайдов, соответствующих выступлению. Комментирует, дополняет выступления по мере необходимости. Координаторы группы представляют подготовленный доклад, в котором перечисляют аргументы "за" и "против" использования ядерной энергии. Приложение 1

Слайды для выступления "сторонников" № 9 - 22.

Слайды для выступления "противников" № 23 - 35

Обсуждение выступлений 10 мин Мотивирует к выполнению

КОЗ - 4. Демонстрирует слайды, делает комментарии к выступлениям по мере необходимости. Задает проблемные вопросы. Подводит итог всему изложенному в процессе дебатов.

Выполняют КОЗ - 4. (Приложение 7)

Высказывают своё отношение к представленным аргументам. Участники команды-оппонента опровергает аргументы выступавшей до них команды и приводят собственные аргументы, используя факты, представленные в текстах.

 

Приложение 1
Работа в группе: заполнение анкет 7-10 мин Мотивирует учащихся к выполнению КОЗ - 5. Организует работу в группах при выполнении задания КОЗ -5, консультирует учеников, по мере возникновения у них трудностей при выполнении задания. Контролирует время выполнения задания, подготовку выступления координатора по результатам заполнения анкет. Выполняют КОЗ - 5. (Приложение 7)

Оценивают в предложенной анкете по трехбалльной шкале факторы, влияющие на безопасность применения ядерной энергии. Обсуждают результаты заполнения анкет в группе, представляют результат работы группы, обосновывают его.

 

Приложение 6 для учащихся, анкета группы у координатора.
Рефлексия 3 мин. Мотивирует учащихся к выполнению КОЗ - 6. Выполняют КОЗ - 6. (Приложение 7)

Подводят итог всем высказываниям, отвечают на вопрос: "Кто умножает познания, тот умножает скорбь?"

Приложение 1

Слайд № 37

Приложение 4

Дом. задание. Творческое задание: Подготовить презентацию по любой теме раздела "Физика атомного ядра" (индивидуально или группой 2 - 3 чел.).