Тип урока: комбинированный
Тема занятия: Информация для потребителя
Цели и задачи:
- Сформировать у учащихся понятие об информации в целом, о рекламе, маркировке, пищевых добавках, товарных знаках и брендах.
- Научить учащихся находить и отбирать необходимую информацию из различных источников, маркировки на упаковках и этикетках.
- Научить мыслить критически, развивать умение анализировать, сравнивать и обобщать.
- Развивать коммуникативные и творческие способности, произвольное внимание.
- Способствовать экономическому и экологическому воспитанию школьниц на основе полученных знаний.
Межпредметные связи: Экономика, экология, математика, русский язык, риторика.
Сообщение темы, цели урока и их мотивация (Приложение1)
Изложение нового материала
Информация - это власть.
На рынке профессионал - продавец чувствует себя куда увереннее, чем потребитель. И одно из главных преимуществ продавца состоит в том, что он владеет информацией.
В нашей повседневной жизни мы привыкли его использовать, не задумываясь о том, что сведения только тогда становятся информацией, когда содержат в себе конкретное сообщение, предназначенное для определенных пользователей.
Вернемся к информации для потребителей. Вам знакомо выражение "купить кота в мешке"? Оно описывает ситуацию, в которой не хотел бы попасть ни один из нас. Принять решение о покупке - будь то хлеб, телевизор, билет в театр - невозможно, не зная как можно больше о том, что, какого качества и по какой цене вы собирались приобрести. Именно эти сведения должна включать в себя потребительская информация.
Однако сразу же возникает несколько проблем. Нужно знать: какая именно информация нужна, где найти необходимую информацию, как убедиться в ее достоверности и правильно ее интерпретировать. Основная задача сводиться к тому, чтобы выяснить, где и какую информацию нам удастся получить и как правильно ею воспользоваться.
Откуда получают информацию потребители:
Советы друзей и знакомых.
Советы друзей и знакомых - это самый доступный способ получения информации. Часто бывает и самым надежным. Наверняка вы вспомните случаи, когда, например, приятель показал вам место, где можно дешево и вкусно перекусить, место, которое вам самому никогда не найти. Как часто оказывался полезным совет, данный соседкой вашей маме, купить именно этот стиральный порошок, отстирывающий пятна, которые другими порошками не выводились. Наверняка были случаи, когда ваш знакомый просто "спасал" ваш кошелек рассказом о жутком плейере, купленном по дешевке, или кроссовках, которые разорвались на следующий день.
Однако этот источник информации имеет и свои недостатки. Помните, мы говорили о том, что каждый человек индивидуален и потребности и предпочтения у каждого свои? Представьте ситуацию, когда в гостях хозяйка предлагает вам попробовать ее фирменное блюдо. Вы пробуете - и понимаете, что для вас это просто несъедобно! На вкус и цвет товарищей нет. Особенно часты такие расхождения во мнениях при выборе продуктов питания, одежды, подарков и т.п.
Информация, которую дает производитель.
Магнитофонная лента: "Уважаемые пассажиры! Вас приветствует экипаж авиакомпании "Сибирь". Наш полет проходит на высоте 9 600 метров. Температура за бортом 0- минус 31 градус Цельсия. Время полета 5 часов 30 минут. Мы рассчитываем прибыть в аэропорт Пулково в 16 часов по местному времени. Желаем вам приятного полета".
Учитель: Те из вас, кто хотя бы раз в жизни летал самолетом, наверняка слышали подобное сообщение. Это пример потребительской информации, предоставляемой продавцом, в данном случае фирмой, оказывающей услуги по авиаперевозке. Вряд ли информацию такого рода вы могли бы получить у вашего попутчика, даже если он и является постоянным клиентом этой фирмы.
Другой пример информации, предоставляемой производителем технические характеристики различной бытовой техники.
Такая информация настолько важна, что, не ознакомившись с ней, вы просто не сможете принять решение о покупке дорогостоящей вещи.
Вы обращали внимание на то, что упаковки и этикетки многих продуктов испещрены различного рода надписями? Вот уж где предоставляется отличная возможность узнать много полезного о том, что собираешься купить! Производителю выгодно сообщить как можно больше сведений, способных побудить вас приобрести именно этот товар.
Задача потребителя - уметь разбираться в том, что означает каждый значок и символ.
Упаковка, этикетка, инструкция
Представьте себе: вы приходите в магазин и, как обычно, видите перед собой на прилавках множество пакетов, коробочек, бутылок, банок, упаковок с продуктами, но: выбрать ничего не можете. И не потому, что у вас нет денег, а потому, что все эти коробки и баночки безымянны - на них нет ни слова, ни буквы, ни какого-либо другого обозначения.
За всю историю промышленного производства люди научились не только давать имя тому, что произведено их руками, но и каким-либо образом передавать другим информацию о том, что, же представляет собой тот или иной продукт. И действительно, вам мало знать, что в этой коробке - макароны, а в том тюбике - клей. Вам обязательно нужна информация о том, из чего сделаны макароны, сколько их в пачке; что клеит данный клей, сколько его можно хранить и, в конце концов, кто произвел и то и другое. А знать вам это нужно, во-первых, для того чтобы из нескольких товаров одного наименования выбрать именно тот, который вам нужен. В Законе Российской Федерации "О защите прав потребителей" есть специальная статья - "Право потребителя на информацию". Фирмы, которые уважают покупателя и дорожат своим добрым именем, дают на упаковке исчерпывающую информацию о своем изделии. Если же фирма такой информации не дает, ей, наверное, есть что скрывать.
Этикетка содержит фирменное название продукции, символ компании, состав, рекламные материалы, коды для хранения и инструкции для использования.
Вкладыш - Это детальная инструкция и указания о мерах предосторожности для сложной и опасной продукции; вкладыш запечатывается в упаковку лекарств, химических препаратов, игрушек и т.п.
Маркировка - это комплекс обозначений, состоящий из текста, отдельных графических, цветовых символов и их комбинаций, наносимый на изделие, упаковку, табличку, ярлык или этикетку.
Все символы, которые встречаются на упаковках товаров и на самих товарах, можно объединить в четыре группы:
- указывающие на экологическую безопасность товара;
- подтверждающие соответствие стандартам качества и безопасности;
- рассказывающие о составе продукта;
- информирующие о правилах пользования товаром.
Кроме того, на продуктах питания, лекарствах и парфюмерно-косметических товарах обязательно должны быть указаны сроки годности (в течение какого периода можно использовать товар, не боясь навредить своему здоровью), а также состав и противопоказания к применению.
Что касается лекарств, то мы бы посоветовали покупать только рекомендованные врачом и те, к которым приложена информация на русском языке.
Экологические символы
Нет, наверное, человека, который не заботился бы о своем здоровье. А, как известно, наше здоровье во многом зависит от чистоты окружающей среды. Поэтому миллионы людей во всем мире стремятся приобретать экологически чистые продукты. Но как их узнать на упаковке? Вот такой знак означает, что вы держите в руках экологически чистый продукт. Этот знак под названием "Голубой ангел" <Рисунок1> впервые появился в Германии в 1978 г. Центральная его фигура заимствована из эмблемы программы ООН по окружающей среде. Сегодня таким знаком отмечено более 500 изделий, выпускаемых в Германии. К сожалению, они редко попадают на наш рынок.
А товары со знаком "Зеленая точка" <Рисунок2> - частые гости на российском рынке. Этот знак говорит о том, что производство данного продукта экологически чистое, а отходы подлежат вторичной обработке. Правда, это верно для Германии, где разработан этот символ. В России же и во многих других странах отходы не собираются и не перерабатываются, так что товары с "Зеленой точкой" загрязняют среду так же, как и без нее.
Аналогичное значение имеет знак "ресайклинга" <Рисунок3>. Им обозначают как предметы, поддающиеся переработке, так и те, что уже получены из вторичного сырья: тазы, банки, бутылки из полимеров.
Как много в последнее время ведется разговоров об охране озонового слоя! Он, как известно, защищает все живое на Земле от воздействия солнечной радиации. В 1985 году была принята Венская конвенция об охране озонового слоя. Этому событию предшествовало тщательное изучение обнаруженных в атмосфере "Озоновых дыр". Оказалось, что одна из причин их появления - разрушающее действие некоторых веществ, содержащихся в различных аэрозолях, а также в холодильниках. Страны, подписавшие Конвенцию, решили сократить выпуск аппаратов (холодильников, промышленных компрессоров и других механизмов), в которых используются подобные вещества. С тех пор экологически чистые приборы маркируются <Рисунок4>. Вредят озоновому слою и различные аэрозоли. Поэтому на тех из них, которые не разрушают этого слоя нашей атмосферы, появляется надпись "ozon friendly" - "дружественен к озону". Однако не надо забывать, что, не разрушая озонового слоя, подобные товары могут наносить ущерб окружающей среде другими способами.
Изображение кролика <Рисунок5> означает, что продукт не был опробован на животных. Этот знак наносится на упаковку после очень строгого контроля: только если ни один из компонентов, из которых сделан товар, не был опробован на животных.
Предупреждают нас об опасности и другие символы <Рисунок6>, <Рисуно7>, <Рисунок8>, <Рисунок9>.
Срок годности
По закону производитель обязан предоставлять потребителю информацию на русском языке, ведь от этой информации напрямую зависит ваше здоровье.
Стандарты качества и безопасности
Вам, наверное, еще не приходилось самостоятельно покупать такие дорогие вещи, как холодильник или микроволновая печь. Но такой момент скоро обязательно настанет. Это будут напряженные минуты - ведь перед вами встанет задача купить прибор качественный, с нужными для вас функциями и безопасный. Последнее условие чрезвычайно важно: ведь безопасность - это гарантия от короткого замыкания, пожара и прочих бед.
Знаки безопасности, если они нанесены на товар, гарантируют от многих неприятностей, но никак не свидетельствуют о качестве товара. В России есть и свой собственный знак безопасности. Если на товаре стоит "МЕ10" (знак организации "ТЕСТ БЭТ", отвечающей за проверку отечественных товаров на безопасность), это означает, что данный прибор соответствует требованиям безопасности.
Европейским сообществом ЕЭС приняты следующие знаки: "СЕ" - символизируют соответствие европейских изделий нормам ЕЭС (стран общего рынка), в том числе требованиям безопасности. На игрушках соответствие стандартам безопасности (особенно в Великобритании) обозначается так называемым Символом Льва <Рисунок10>.
Состав продукта
Как правило, состав продукта указывается на этикетке. Но есть и специальные значки, по которым можно определить, входят ли в состав продукта те или иные вещества. Если вы, например, вегетарианец, то, покупая новый соус, обратите внимание на следующий знак. Он свидетельствует о том, что продукт не содержит компонентов животной пищи.
Внимательно рассмотрите этикетку почти любого продукта питания, в ряду ингредиентов можно найти обозначения Е147, Е125 и т.д. Что же подмешано в наш любимый кекс и в банку с пепси?
Индекс Е: что он означает.
Действительно, на упаковке подавляющего большинства товаров стоят индексы Е103, Е210, Е311 и т.д. Скрывают они не мифическую опасность, а разрешенные к применению пищевые добавки. Всемирная организация здравоохранения, в которую входят 170 стран, определяет пищевые добавки как природные соединения и химические вещества, которые сами по себе обычно в пищу не употребляются, но в ограниченных количествах преднамеренно вводят в продовольственные товары. Зачем? Применение пищевых добавок - это часть современной технологии производства продуктов питания. В основном они применяются для того, чтобы: улучшить питательные свойства продукта; обеспечить лучшую сохранность продукта; улучшить внешний вид продукта.
Причем индексы эти - не самодеятельность производителей. Разрешение на применение той или иной пищевой добавки и определение их безопасной нормы занимаются специальные организации, учрежденные ООН и Европейским сообществом. Поэтому, кстати, в индексах присутствует буква "Е" - от первой буквы "Europe" - "Европа".
По своему назначению пищевые добавки (условно) делятся на несколько классов. (Приложение2).
Добавки вводятся в продукты в минимальных количествах. Судите сами: на один миллион весовых (объемных) частей продукта может приходиться не более пятидесяти частей добавок. Оказывается, и таких мизерных количеств, вполне достаточно, чтобы задать продукту определенные свойства и продлить срок его годности. Обычно доза и название пищевой добавки на этикетку не наносятся - ведь на этикетке мало места, а название веществ зачастую длинные.
Существует несколько тысяч пищевых добавок, но не все они применяются одинаково широко. Некоторые из них, например, не находят применения в США, но используются в Европе, и наоборот.
В России сейчас разрешено использование около 250 видов пищевых добавок. Но есть и те, использование которых запрещено. (Приложение3)
Правила пользования.
На одежде можно встретить еще одну группу знаков, с которыми вы уже знакомы. Предлагается провести работу по карточкам в виде соревнования между группами, фронтального опроса на усмотрение учителя.
Информация эта очень полезна. На каждой вещи, будь то блузка, пальто или шапка, всегда есть символы, которые подсказывают вам, можно ли стирать данную вещь, как правильно ее сушить или гладить. (Приложение 8)
Штрих-код.
При покупке какого-либо товара очень хочется знать, в какой стране он произведен. Обычно об этом можно узнать по надписи "made in:" ("сделано в :"). Но на многих товарах стоит и еще один знак - штриховой код. Эти черные полоски с рядом цифр видели, наверное, все. Что они означают и что могут дать потребителю?
Вообще-то покупателю штрих-код не нужен! Штриховой код придуман в основном для удобства поставщиков и торговых работников - как средство передачи информации по всей цепочке: изготовитель - оптовый торговец - розничный продавец - покупатель. Информация, которую несет штрих-код, может быть считана специальным сканером. Этим облегчается инвентаризация товаров на складе и в торговом зале.
Существует несколько систем штрихового кодирования. На сегодняшний день наибольшее распространение получили две из них - американская система - UPC (Универсальный товарный код) и европейская система кодирования - EAN . Штрих-код UPC состоит из 12 цифр, а штрих-код по системе EAN - из 13. Товары небольших размеров могут иметь короткий код, состоящий из 8 цифр, - EAN-8.
Какая же информация зашифрована в штрих-коде? По коду EAN первые две цифры обозначают страну происхождения товара, следующие пять - предприятие-изготовителя, еще пять - наименование товара, его потребительские свойства, размеры, вес, цвет.
Последняя цифра - контрольная и используется для проверки правильности считывания штрихов сканером. Значит, расшифровать потребитель может только первые три цифры, да и то с оговоркой. Эти цифры могут обозначать не только страну изготовитель, но и страну, в которую поставляется значительная часть продукции, или страну, где зарегистрировано дочернее предприятие фирмы-изготовителя. (Приложение4)
Так что вряд ли стоит гадать по цифрам, где произведен товар, тем более что по российским законам на упаковке должна быть указана страна-изготовитель.
Штрих-код должен быть подлинным! И вы можете самостоятельно проверить подлинность. Для этого надо следовать определенным правилам. (Приложение4)
Наличие товарных знаков.
Товарный знак - это фирменное имя, фирменный знак, товарный образ или сочетание их, защищенные юридически. В тех случаях, когда используется, незарегистрированный товарный знак, он сопровождается буквой (R) в круге.
Товарный знак - лучшая реклама. Во всем мире потребители ориентируются в море товаров по наименованиям фирм-производителей и их товарным знакам. В России в 1992 году был принят закон "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". По международным правилам нельзя использовать в качестве товарного знака государственную символику, например, герб страны.
Узаконенный товарный знак является одним из видов охраны интеллектуальной собственности в сфере производства товаров и услуг. Если это имя фирмы известно всему миру и продукция хорошо зарекомендовала себя, то покупатели стараются приобрести товары именно этой марки. Всем хорошо известно что выпускают такие фирмы как "Сони", "Панасоник", "Мерседес", "Адидас", "Марс". Многие производители, играя на неопытности потребителей, в своих названиях пытаются подражать им, создавая имитации под фирменные изделия.
Нельзя путать два понятия: товарный знак и бренд.
Бренд (англ. "клеймо") - это слово, знак, символ, выражение или дизайнерское решение (а также их комбинация), используемые для обозначения товаров и услуг конкретного производителя и для отличия их от конкурентов.
Каждый бренд является торговым знаком, но торговый знак может стать брендом только в определенных условиях. Для этого необходимо, чтобы товар занял свою собственную уникальную нишу не только на рынке, но и в сознании людей. Это обычно достигается с помощью рекламы, она способствует возникновению особых психологических связей между потребителем и товаром. Таким образом, бренд - комплексный код, формирующий позитивное восприятие товара потребителем.
Каждый бренд имеет свою стоимость, так, бренд "Coca-Cola" оценен независимой компанией "InterBrand" в 69 млрд. долларов, а "Ikea" - в 6 млрд. долларов. Стоимость бренда включается в стоимость товара. Это значит, что потребитель платит за имидж товара или фирмы-производителя. Иногда стоимость бренда составляет 30 % от цены товара.
Реклама Стихотворение читает ученик. (Приложение5)
Реклама (от лат. cлова reklame - кричать) - это целенаправленное воздействие на потребителя с целью создания популярности товара и ускорения его продвижения на рынке.
Реклама - публичное оповещение фирмой потенциальных покупателей, потребителей товаров и услуг об их качестве, достоинствах, преимуществах, а также о заслугах самой фирмы. Реклама пытается перевести качество товаров и услуг на язык нужд и потребностей покупателей.
Реклама товаров предполагает использование специфических художественных, технических и психологических приемов с целью формирования и стимулирования спроса и продаж.
Как бы вы не относились к вездесущей рекламе, как бы много нареканий она ни вызывала, все-таки придется признать, что она - один из самых мощных источников информации. Не будь ее, мы просто не догадались бы о том, что уже вышел в свет новый альбом популярной "звезды", что в продажу поступила видеокопия фильма, недавно получившая "Оскара", что открылся новый магазин недалеко от нашего дома и т.д. Реклама - это целый мир со своими законами, правилами и особенностями. Реклама может служить хорошим, но отнюдь не исчерпывающим источником первоначальной информации. И к рекламе относится всё то, что мы говорили про информацию, предоставляемую производителем.
О силе воздействия на потребителя хорошо сделанной рекламы рассказывает история, описанная в стихотворении С. Михалкова. (Приложение6)
Так что хорошая реклама может убедить в исключительных качествах товара не только покупателя, но и самого продавца:
Итак, глядя на любое рекламное сообщение, вам надо помнить, что его задача - привлечь ваше внимание именно к данному товару или фирме. Красота и привлекательность самой рекламы отнюдь не означают, что товар столь же хорош. Наверняка вы вспомните случаи, когда, привлеченные красивой рекламой, покупали продукт, который, как потом выяснилось, лично вам не по вкусу.
Знания и практические умения, которыми вы овладели сегодня на уроке, пригодятся вам в жизни независимо от того, кем вы станете в будущем. Ведь все вы должны уметь покупать качественные товары. Вы теперь умеете читать маркировку на товаре - это позволит избежать ряда неприятностей при пользовании им.
Подведение итогов
Подведем итоги сегодняшнего дня. О чем мы сегодня говорили, вспомним при помощи ребусов.
До свидания, желаю вам успехов при покупке товаров!
Совет: при повторение этого материала, на следующем уроке можно использовать тесты (Приложение7)
Литература:
- Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры" Практикум для учащихся старших классов / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 80 с.
- Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры" Учебник для учащихся старших классов общеобразоват. учрежд. / Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 176 с.
- Симоненко В.Д. "Основы потребительской культуры": Методическое пособие /Симоненко В.Д., Степченко Т.А. - М.: Вита-Пресс, 2004. - 128 с.
- Технология: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы (вариант девочек) /В.Д. Симоненко, О.В. Табарчук, Н.В. Синица и др.; Под ред. В.Д. Симоненко - М.: Вентана-Граф, 2000, - 240с.