Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
Обучая своему предмету, формирую у учащихся осознанное отношение к географии, и это отношение стало важным результатом моей работы, от которого зависит качество овладения самим предметом.
Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов. Одним из этих факторов являются межпредметные связи.
Межпредметные связи важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Самая эффективная в наше время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки.
Над данной проблемой работает опытно-экспериментальная группа МОУ Лицей «Проектирование интегрированных и междисциплинарных программ на базе классов с углубленным изучением отдельных предметов».
Исходя из социального заказа общества, требований модернизации образования и задач опытно-экспериментальной работы МОУ «Лицей» передо мной встал вопрос: «Как организовать деятельность учащихся на уроках географии и во внеклассной работе».
Инновационный поиск новых средств привёл меня к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребности, способности и возможности всех его субъектов, нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Среди разнообразных направлений современных методик и технологий лучше подходит метод проектов.
Почему мной из разнообразия инновационных направлений был выбран метод проектов? Это было сделано по нескольким причинам:
- во-первых, потому что в условиях классно-урочной системы занятий он наиболее легко вписывается в учебный процесс. Эта технология позволяет достигать поставленных целей по географии и внеклассной работе любой программой, стандартом образования, сохраняя при этом достижения отечественной дидактики, педагогической психологии, частных методик;
- во-вторых, потому, что этот метод гуманистический, обеспечивает не только успешное усвоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
- в-третьих, потому, что проекты сплачивают детей, развивают
- коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу;
- в-четвертых, потому, что объединяет предметы, т.е. интегрирует их.
Учитывая, что личность каждого нашего ученика самоценна и у каждого есть свой личный опыт и восприятие окружающего мира, я организую проектную деятельность на уроках географии, во внеклассной и воспитательной работе.
В своей работе использую несколько типов проектов в зависимости от ряда типологических принципов:
- по количеству участников - индивидуальные или групповые;
- по содержанию и привязке к учебным дисциплинам - монопредметные и межпредметные;
- по продолжительности проектной деятельности применяю краткосрочные (мини-проекты), недельные и годичные проекты;
- по доминирующему виду проектной деятельности - информационные, исследовательские, творческие, практико-ориентированные (прикладные) проекты.
Монопроекты применяю на уроках совместно с другим предметом, где используется информация из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель географии, консультантом — учитель другой дисциплины.
Интеграцию осуществляю на этапе подготовки продукта и презентаций: например, компьютерная презентация «Нетрадиционных видов энергоресурсов» (география, физика). Совместно с учителем химии разработан и проведен интегрированный урок по теме «Цветная металлургия» (география), «Получение алюминия» (химия). Такие проекты проводились в рамках классно-урочной деятельности.
Вместе с ребятами участвуем в интегрированных днях, которые проводятся в МОУ «Лицей» - межпредметные проекты. Их проводим во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания, так как они требуют глубокой содержательной интеграции на этапе постановки проблемы.
Интегрированные дни: «Уроки прошлого-грядущего залог. 12-21в.в.» по литературному произведению «Слово о полку Игореве», «Здоровье» «Встреча с Творцом Вечного и Прекрасного» (о Заслуженном художнике Хакасии Капелько В.Ф.) требовала присутствия одновременного географического, исторического, литературного, физического, музыкального подходов. Каждая группа выполняла свой проект - презентацию и как результат - выдавала свои продукты.
Интегрированная экскурсия на предприятие цветной металлургии «РУСАЛ». Ребята были разбиты на группы, и каждая имела свое задание по географии, химии, экологии, краеведению.
Интеграция позволяет сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, более глубоко и в большем объеме преподнести содержание дисциплин.
На уроках географии и во внеклассной работе применяю мини-проекты, недельные проекты, годичные проекты выполняются в группах и индивидуально. Эту работу традиционно провожу в рамках ученического научного общества «География и краеведение». Весь годичный проект — от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время – это исследовательские работы учащихся.
И все-таки наиболее глубокие и содержательные проекты выполняются, как правило, в ходе внеклассной деятельности. Организацию проектного обучения во внеурочной деятельности осуществляю в рамках:
- факультатива;
- кружка;
- элективных курсов;
- научного общества учащихся (НОУ).
Выбор формы продукта проектной деятельности — важная организационная задача участников проекта. От ее решения в значительной степени зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта — презентабельной и убедительной, а предложенные решения — полезными для решения выбранной социально значимой проблемы.
Продукты проектной деятельности, которые использую на уроках географии и внеклассной работе:
- анализ данных социологического опроса;
- атлас;
- атрибуты несуществующего государства;
- бизнес-план;
- газета;
- журнал;
- законопроект;
- игра;
- карта;
- коллекция;
- мультимедийный продукт;
- оформление кабинета;
- прогноз;
- путеводитель;
- серия иллюстраций;
- сравнительно-сопоставительный анализ;
- статья;
- сценарий;
- экскурсия;
- путешествие.
Некоторые примеры удачно выбранных продуктов проектной деятельности на уроках географии и внеклассной работе:
1) дневник путешествия по природным зонам России;
2) бортжурнал «путешествий» по Антарктиде;
3) мультимедийная презентация «Использование нетрадиционных энергоресурсов;
4) инструкция «Правила поведения туриста в лесу»;
5) газета «Путешественники и исследователи России».
Выбор формы презентации проекта на уроках географии и во внеклассной работе — задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Виды презентационных проектов, которые применяю на уроках географии и внеклассной работе:
- деловая игра;
- продукта, выполненного на основе информационных технологий;
- защита на Ученом Совете;
- иллюстрированное сопоставление фактов, карт;
- научная конференция;
- научный доклад;
- отчет исследовательской экспедиции;
- пресс-конференция;
- путешествие;
- реклама;
- ролевая игра;
- экскурсия;
Примеры удачных презентаций проектов на уроках географии и во внеклассных работах носят интегрированный характер:
1) сценарий «Памяти знаменитого полярника Г.Я. Седова»;
2) пресс-конференция участников экспедиции на неизвестный материк;
3) путешествие по рекам России (Енисей, Лена, Обь, Волга, Амур.);
4) диалог «Глобальные проблемы человечества»;
5) ролевая игра «Путешествие по Австралии»;
6) отчет исследовательской экспедиции по Амазонии;
7) заочное путешествие «Необычайные памятники мира»;
8) проект «Встреча с Творцом Вечного и Прекрасного».
Преимущества применения проектного метода
1. Работа над проектами стимулирует познавательную внутреннюю мотивацию и способствует повышению интереса к предметам.
2. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся. Наибольший эффект для развития личностных качеств она имеет у трех категорий школьников.
Первая - это проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом. В школе они не столько учатся, сколько просто вынужденно проводят время. Заинтересовавшись какой-то проблемой и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях в группе, они часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах. Пусть проект выполнен неблестяще, но для таких детей это огромный личный скачок, конкретное индивидуальное продвижение и успех.
Вторая группа - это те, которые чего-то добиваются за счет трудолюбия и старательного, пошагово организованного получения знаний, под руководством учителя. Они не в состоянии приобретать системное знание, их нужно направить, поддержать, помочь. Выполняя проекты, ребята в группе отводят им роль «исполнителя» - сбор информации, набор текста на компьютере, оформление результатов. Но это тоже своеобразный результат их работы.
Третья группа - это одаренные, очень успешные дети, работа с которыми для педагога является совместным творчеством. Как правило, таким детям требуется помощь только в виде консультирования.
3. Гуманистический смысл проектного обучения состоит в развитии творческого потенциала учащихся различных уровней развития, возможностей и индивидуальных особенностей. Это подтверждает анкетирование, проводимое как перед началом проектной деятельности, так и по результатам ее (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4).
4. У учащихся, выполняющих проекты, сформированы проектные умения работать в автономном режиме:
- самостоятельно выявлять проблемы;
- самостоятельно ставить цели и задачи исследовательского типа;
- конкретизировать тему проекта;
- планировать самостоятельную работу;
- выбирать рациональные и оптимальные способы достижении цели;
- формулировать выводы, оценивать результаты свое деятельности, рефлексировать.
5. Повышается уровень активности школьников и качеств знаний в предметных областях.
6. Обучающиеся участвуют с проектами в различных городских, республиканских научно-практических конференциях, Всероссийских конкурсах, где занимают призовые места и награждаются дипломами:
- интегрированный проект «Проблемы сохранения и использования Бородинской пещеры – «Сталактитового и сталагмитового чуда» - победитель городской (I место), республиканской (III место) НПК, участник Всероссийской олимпиады, г. Москва (IV место), 2005-2006г.
- интегрированный проект «Сохранение и использование историко-культурного наследия Хакасии – Боярских писаниц» - победитель городской (I место), республиканской (III место) НПК, дипломант I степени Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ «Первые шаги», 2006-2007г.
- проект «Золотая четверть века» - дипломант II степени Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ «Первые шаги», 2006-2007г.
- проект «Он учился в нашей школе» (о Баженове Алексее) – дипломанты и медалисты «Галуа» Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ «Первые шаги», 2005-2006г.
- интегрированный проект «Проблемы сохранения и использования объекта историко-культурного наследия – «Большого Салбыкского кургана» - дипломанты II степени республиканской НПК, 2006-2007г.
- интегрированный проект «Экология города, в котором мы живем» - дипломанты I степени Всероссийского конкурса творческих и исследовательских работ «Первые шаги», 2007-2008г.
- интегрированный проект «Дорогами Вселенной Капели» - Почетные грамоты за участие в «Международном мемориале», 2007-2008г.
- интегрированный проект «Хранитель истории г. Черногорска» - Почетная грамота за участие в «Международном мемориале», 2007-2008г.
- интегрированный проект «Экологический мониторинг г. Черногорска» - Свидетельство и приглашение на очный тур Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» (2008г).
- интегрированный проект «Топонимическое исследование и название озера Шира» - дипломант Всероссийского конкурса «Национальное достояние России» (2008г).
7. Работа в качестве учителя - координатора проектов важна и полезна. Умение пользоваться методом проектов – показатель совершенствования и развития учителя. Организуя выполнение проектов обучающихся, сама участвую в различных проектах, конкурсах, фестивалях от муниципального до Всероссийского уровней. Метод проектов использую в методической работе при проведении семинаров, педсоветов, творческих отчетов:
- интегрированный проект учебной программы для 8 класса по краеведению «Природа и археология Хакасии» (2003 г.) – призер (II место) при ХРИПК и ПРО;
- интегрированный проект «Проблемы сохранения и использования объектов историко-культурного наследия Хакасии» - призер (II место) республиканской НПК, ХРКМ (2005г);
- интегрированный проект программы краеведческого кружка «Наш край - родины частица» - победитель (II место) городского конкурса «Разработки программ, уроков, внеклассных мероприятий по НРК» (2006г);
- интегрированная методическая разработка «Край любимый - Хакасия моя» - дипломант Всероссийского фестиваля педагогических идей «Открытый урок» (2006г);
- интегрированный проект «Встреча с Творцом Вечного и Прекрасного» - дипломант Всероссийского конкурса «Педагогические инновации», медаль Януша Корчака (2008г);
- интегрированная методическая разработка «Колесо истории», дипломант Всероссийского конкурса «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (2008г).
Мною разработаны и утверждены программы элективных интегрированных курсов для учащихся 9-ых классов «Глобальные проблемы человечества», «Религии мира» (2006г).
На III Республиканский конкурс инновационных разработок «Инновации – движение к качеству и открытости системы образования» - проект «Образовательная программа туристско-краеведческого кружка «Дискавери» - Почетная грамота (II место) (2008г).
Таким образом, как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально помогает мне формировать новый тип учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.
Проблемы развития и использования метода проектов
Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в моей работе, есть проблемы:
- работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это — поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на учащегося, строю отношения сотрудничества;
- иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому стараюсь анализировать причины неудач;
- совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;
- недостаточное владение компьютерной грамотностью;
- недостаточно используются возможности современных компьютерных технологий в проектной деятельности;
- самым сложным для меня является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.
Перспективы развития и использования опыта
- увеличение доли проектов исследовательского характера;
- дальнейшее использование возможностей современных информационных технологий для создания проектов;
- участие в телекоммуникационных проектах и их организация;
- руководство старшеклассников, с развитыми проектными умениями, работой над проектами младших школьников;
- проведение семинаров-практикумов по организации проектной деятельности для педагогов школы, города, обмен опытом работы;
- участие в организации и проведении городского конкурса учебных проектов;
- разработка элективных курсов, уроков, семинаров предметного и межпредметного содержания для профильного обучения;
- участие в конкурсах инновационных проектов;
- проведение проектного дня на природе.
Для успешного решения вопроса о создании системы межпредметной интеграции необходима планомерная работа всего коллектива по межпредметному планированию (Приложение 5).
Положительные результаты интеграции
Обобщая плюсы и минусы «Проектного метода в системе интегрированных технологий» хочу отметить положительные результаты в своей работе.
Интеграция помогает мне:
- развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях;
- расширить «горизонты» видения в преподавании «собственного» предмета и новых перспектив деятельности, возможность открыть для себя «мир заново»;
- стимулирует к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующим принципам интегрированного подхода;
- получить качественно новый педагогический результат;
- увидеть неповторимую личность в каждом своем ученике ;
- определить ценностно-смысловое значение главных направлений развития современного образования;
- выявить недостатки изолированного преподавания предмета.
Итак, понятие «проект» снова вброшено в российскую педагогику. И еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!