Пояснительная записка
В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. приказом от 29.12.2001г. №1756 учащимся 9 класса предлагается выбрать элективные курсы по выбору. Мы разработали курс по английскому языку “Моя малая Родина”. Необходимость создания данной программы вызвана тем, что современные УМК содержат достаточно страноведческого материала по приобщению учащихся к культуре англоговорящих стран, но в них не учитывается национально-региональный компонент, содержащий материал о конкретном регионе. Вследствие этого школьники испытывают затруднения при передаче средствами иностранного языка информации о факторах и явлениях, связанных с родной региональной культурой и, следовательно, в процессе реальной коммуникации с носителями языка они не смогут в полной мере раскрыть ее своеобразие. Помочь восполнить этот пробел может программа элективного курса “Моя малая Родина”. Она содержит материал о Краснодарском крае в области истории и географии.
Авторы считают, что наряду с усвоением информации на английском языке о регионе проживания, учащимся прививается любовь к родному краю, своему району, селу, что способствует воспитанию патриотизма, бережного отношения к людям, к природе, к окружающему их миру, воспитанию ценностной ориентации в условиях современного диалога культур.
Чтобы процесс воспитания и обучения происходил эффективнее, наряду с традиционными, формами проведения занятий мы рекомендуем использовать нестандартные формы проведения занятий: заочное путешествие, экскурсия, обмен мнениями, викторина, интегрированный урок, конференция, концерт, встреча с интересными людьми, ролевая игра, исследование, презентация, круглый стол. Текущий и итоговый контроль предлагается осуществлять с помощью текстов, викторин, коммуникативных ситуаций, ролевых игр. В течение учебного года учащиеся готовят сообщения, устные выступления, буклеты, проект, темы которого были предложены на вводном занятии. Данный элективный курс относится к информационно-практическому типу. Он рассчитан на 34 часа и может быть использован в школах не только с гуманитарно-эстетическим, но и с другими профилями. Материал дан с учетом принципа избыточности.
Элективный курс ставит своей целью: формировать речевые навыки говорения на материале регионоведческого содержания, прививая учащимся чувство уважения, гордости, любви к своей малой Родине, воспитывая у них ответственность за свой народ и окружающую природу средствами языка.
Задачи курса:
- Ознакомить учащихся с достопримечательностями своего региона, с людьми, прославившими его, научить передавать эту информацию на английском языке, используя все виды речевой деятельности.
- Учить школьников видеть красоту родного края, ценить и преумножать достижения народа своего края.
- Развивать умение учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования, используя различные источники информации.
- Формировать интерес учащихся к истории родного края, национальной культуре и традициям, тем самым, повышая мотивацию к изучению иностранного языка.
Программа курса направлена на формирование лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции. В ходе реализации данной программы предлагается формирование у школьников следующих умений и навыков:
- умение вести диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, которые предполагают развитие и совершенствование культуры речи и соответствующие речевые умения;
- умение выражать и аргументировать свое отношение к явлениям и фактам реальной действительности, высказывать эмоциональные и оценочные суждения;
- умение выбрать нужную информацию из газет, журналов, сайтов Интернет;
- навыки перевода текстов информационного характера с русского языка на английский;
- умение передать информацию о крае в письме другу.
Данный элективный курс предлагает формирование социокультурных умений, таких как: представлять родной край и культуру на английском языке; оказывать помощь учащимся в ситуациях повседневного общения.
См. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3
Содержание курса
Введение. Вступительная беседа.
I. Учитель объясняет особенности курса. В связи с тем, что интерес к нашему краю растет год от года, и зарубежные инвесторы готовы сотрудничать с регионом во многих областях, возрастающая роль английского языка очевидна. Возможно, многие из нынешних школьников будут строить олимпийские объекты или обслуживать зимние олимпийские игры 2014 года и им представится возможность общаться с иностранцами, которым будет интересно узнать больше информации о нашем крае. Чтобы облегчить эту задачу, мы разработали данный элективный курс.
I. История образования Краснодарского края. Этот урок можно провести в форме беседы с учащимися об истории края с использованием исторических карт и фактов. Для облегчения беседы незнакомая лексика должна быть представлена в таблице или в мультимедийной презентации.
II . Учащиеся также должны знать и уметь рассказать о географическом положении и климате нашего региона. Этот урок можно провести в форме беседы с учащимися с применением карты Краснодарского края.
2. Природа нашего края. Это занятие целесообразно провести в форме чередования урока-лекции и урока – заочного путешествия по краю. Виды работ: парная и групповая.
3. Население. Традиции и обычаи. Формы проведения: урок-лекция, мультимедийная презентация, встреча с людьми различных национальностей, которые рассуждают о своих традициях и обычаях.
4. История казачества на Кубани. На первом этапе занятий учащиеся знакомятся с историей переселения казаков на Кубань, на втором проводится викторина.
5. Экономика края. Форма проведения – сочетание лекций с последующим обменом мнениями о территориальном устройстве края, промышленности сельском хозяйстве и природных ресурсах.
6. Кубань – житница России. Можно пригласить тружеников с/х, фермеров и провести занятия в форме круглого стола.
7. Товары Кубани. Форма проведения – урок – обмен мнениями о лучших товарах Кубани. Учащимся заранее было дано задание подготовить сообщение о полюбившихся отмеченных знаком качества, товарах.
8. Курорты Краснодарского края. Это занятие можно провести в форме заочного путешествия на курорты Краснодарского края с применением видеоматериала, мультимедийной презентации, иллюстрации и фотографий.
9. Города Кубани. Форма проведения – телемост между городами Кубани. Каждому ученику или группе заранее дают информацию с иллюстрациями об одном из городов края.
10. Знаменитые люди Кубани. Учащиеся узнают о писателях и поэтах, музыкантах и композиторах, космонавтах и тружениках с/х, политиках и руководителях. Форма проведения – урок–конференция, интегрированный урок литература + английский язык, мультимедийная презентация.
11. Кубань предолимпийская. Кубань спортивная. Форма проведения – урок-беседа, урок-конференция. Учащиеся обмениваются мнениями о роли спорта в жизни людей, о развитии спорта в нашем регионе и, конечно, о подготовке к зимним олимпийским играм 2014г.
12. Цветы Кубани. Форма проведения – интегрированное мероприятие по биологии и английскому языку “Вы любите цветы?” с применением мультимедийной презентации, творческих работ учащихся.
III. Успенский район. История создания. Население. Достопримечательности. Целесообразно провести урок–лекцию, на урок–конференцию, на которую можно пригласить учащихся из школ района, где они расскажут об истории своего села, школы.
IV. Мое родное село. История села. Это занятие целесообразно провести в форме урока-экскурсии в школьный музей и провести беседу по экскурсии “История села Вольного”.
2. Люди села. В селе проживают ветераны ВОВ и труда, казаки, знающие казачьи традиции, интересные люди, увлеченные коллекционированием, выращиванием цветов, шитьем, вышиванием, искусством. Урок можно провести в форме урока-встречи с интересными людьми.
3. Традиции жителей села. Урок целесообразно провести в форме урока- концерта, где учащиеся и приглашенные гости могут исполнить традиционные песни и танцы, рассказать о традициях села и школы.
4. История создания школы. Школьный музей. Рекомендуемая форма урока – экскурсия в школьный музей, где хранятся документы, фотографии, видеоматериалы, иллюстрации по теме. Можно пригласить учителей-ветеранов.
5. Экология села. Экологические проблемы. Целесообразно провести экскурсию “Экологическая проблема” с целью выявления неблагоприятных факторов воздействия на окружающую среду.
6.Охрана окружающей среды. Это занятие можно провести в форме урока- исследования, на котором ребята сообщат о своих исследованиях по экологическим проблемам села.
7. Итоговое занятие. Его целесообразно провести в формате конференции или круглого стола, на котором будут подведены итоги работы по курсу “Моя малая Родина”.
Календарно-тематическое планирование
элективного курса
“Моя малая Родина”
№ п/п |
Тема | Форма проведения | Количество часов |
I | Введение. | ||
1 | Вводное занятие. | Беседа | 2 |
2 | История образования Краснодарского края. | Беседа | 1 |
II | Кубань сегодня. | 20 | |
1 | Географическое положение. Климат. | Работа в группах | 1 |
2 | Природа нашего края. Животный и растительный мир. | Заочное путешествие по краю | 2 |
3 | Население. Традиции и обычаи народов края. | Лекция с применением мультимедийной презентации | 2 |
4 | История казачества на Кубани. | Лекция. Викторина. | 2 |
5 | Экономика края. Промышленность. | Лекция, беседа. | 2 |
6 | Кубань – житница России. | Встреча с тружениками сельского хозяйства | 1 |
7 | Товары Кубани. | Диалог: обмен мнениями | 1 |
8 | Курорты Краснодарского края. | Заочное путешествие | 1 |
9 | Города Кубани. | Телемост | 1 |
10 | Знаменитые люди Кубани. Писатели и поэты. | Интегрированный урок | 1 |
Музыканты. Композиторы. | Урок-концерт | 1 | |
Руководители и политики. | Беседа | 1 | |
Они прославили наш край. | Беседа | 1 | |
11 | Кубань спортивная. Кубань предолимпийская. | Беседа, работа в группах | 2 |
12 | Цветы Кубани. | Интегрированное занятие | 1 |
III | Успенский район. | 2 | |
1 | История создания. Население. | Лекция | 1 |
2 | Достопримечательности. | Заочная экскурсия | 1 |
IV | Мое родное село. | 10 | |
1 | История села. | Экскурсия в школьный музей | 1 |
2 | Люди села. | Встреча с интересными людьми | 2 |
3 | Традиции жителей села. | Концерт. Ролевая игра | 1 |
4 | История создания школы. Школьный музей. | Экскурсия в школьный музей. | 2 |
5 | Экология села. Экологические проблемы. | Экологическая тропа. Экскурсия – исследование. | 2 |
6 | Охрана окружающей среды. | Круглый стол. | 1 |
7 | Итоговые занятия. | Защита проектов, круглый стол, составление буклета о селе, школе, крае для проведения экскурсии для иностранных туристов. | 1 |
Всего: | 34 |
Литература
- Бим И.Л., Вайсбург М.Л. Рекомендации по организации предпрофильной подготовки школьников с ориентацией на филологический профиль (иностранные языки).// Иностранные языки в школе, № 6, 2003.
- Сафонова В.В. Культуроведение в системе современного языкового образования //ИЯШ № 3, 2001.
- Сборник программ элективных курсов. Выпуск 12, Краснодар, 2006.
- Сборник программ элективных курсов. Выпуск 4, Краснодар, 2005.
- Иностранный язык в школе №3, 2008, № 2, 2008, № 5, 2007.
- Закон об Образовании 1992 – в редакции 2006.
- Архивные материалы школьного музея МОУ – СОШ №6, село Вольное, Успенский район (фильмы, фотографии, справки, письма).
- Словари Oxford, Cambridge, 2006.
- Фазлеева И.М., Кокорина Л.А. Программа элективного курса “Париж и его достопримечательности”. Армавир, 2007.
- Иванова Л.Ф. Элективный курс по английскому языку “Сказанием встает Казань”. // АЯШ – № 3 (19) – 2008.
- Конобеев А.В. Разработка элективных курсов для средней школы – принципы и опыт работы.// АЯШ. №4 (8) – 2007.
- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.,2006.