Цели:
- Закреплять знания учащихся об Алтайском крае.
- Развивать познавательную активность, логическое мышление, творческие способности.
- Развивать умение работать с картой и дополнительной литературой.
- Воспитывать любовь к Алтаю.
КСО:
- административная карта России;
- карта Алтайского края;
- компакт-диск “Природа Алтайского края”, “Достопримечательности Алтая”;
- сочинения детей “Люблю тебя, родной Алтай”
- фотографии с изображением природы Алтая.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
(Звучит запись песни в исполнении Михаила Евдокимова “Алтай”.)
Учитель. Внимательно прослушайте текст песни. Подумайте, почему урок начался так необычно? Определите тему урока.
Выслушиваются ответы детей.
У. Молодцы! Вы верно определили тему урока “Природа Алтая. Родной край – часть большой страны”. Подведем итоги изучению раздела о родном крае. Сегодня мы совершим путешествие по Алтаю, где каждый из вас почувствует себя гидом.
Обсудите в парах, о чем необходимо рассказать об Алтае путешественнику?
(Учитель фиксирует ответы детей на доске.)
- Столица края. Города края. Соседи.
- Поверхность края.
- Водоемы края.
- Почвы.
- Подземные богатства.
- Растительный мир.
- Животный мир.
- Что дает наш край стране ?
- Достопримечательности.
III. Работа в группах. Обсуждение. Выступления
Время подготовки для выступления 5 минут.
1-я группа
- Географическое положение
- Границы
- Столица
- Города края
2-я группа
- Поверхность нашего края
- Охрана поверхности
3-я группа
- Водоемы нашего края
- Значение водоемов и их охрана
4-я группа
- Полезные ископаемые
- Охрана полезных богатств
5-я группа
- Почвы
- Охрана почв
6-я группа
- Растительный мир Алтая
7-я группа
- Животный мир Алтая
8-я группа
- Что даёт наш край стране ?
- Достопримечательности
(8 групп по 3 человека.)
Каждая группа получает карточку-помощника.
1-я группа Географическое положение
Приготовьте выступление по плану,
записанному на карточке.
- Город, выросший на левом берегу Оби, центр Алтайского края, один из крупнейших городов России. (Барнаул.)
- Расположен на реке Бии, недалеко от слияния её с Катунью, один из центров туризма. (Бийск.)
- Находится на реке Алей, в юго-западной части края. В нем находятся крупнейшие заводы по изготовлению тракторов, плугов, сельскохозяйственных машин. (Рубцовск.)
- Возник в среднем течении реки Чумыша, на северо-востоке края. В нем находится крупнейший завод по производству кокса. (Заринск.)
- Найдите на карте и покажите города края, которые мы не назвали.
- В какие города едут туристы, отдыхающие ? Расскажите о них.
2-я группа Поверхность Алтая. Охрана поверхности.
- Покажите на карте Алтайского края горы, предгорья и равнины.
- Назовите внешние силы, под действием которых происходит разрушение горных пород.
- Объясните, как образуются овраги, и какой вред они приносят народному хозяйству.
3-я группа Водоемы нашего края (сопровождение слайдами)
Реки. На территории Алтайского края насчитывается более 20 тысяч рек, большинство которых относится к системе Оби. Многие реки начинаются высоко в горах и имеют стремительное течение. На уступах и перекатах, состоящих из прочных горных пород, образуются живописные водопады : Коккуль, Россыпной, Корбу и др.
При выходе с гор реки становятся всё более спокойными и по равнине несут свои воды по широким долинам. Для большинства рек края свойственно смешанное питание, как за счет снега, льда, так и дождя.
Обь – важнейшая водная артерия края, Пересекает территорию края с юга на север на протяжении 453 км. Она течет в широкой долине, в которой четко прослеживается пойма и надпойменные террасы, на левом высоком берегу много крутых обрывов, правый берег – низкий. В пределах края в Обь впадают ее левые крупные притоки: Песчаная. Ануй. Чарыш. Алей и др. К правым притокам относятся Чумыш и ряд мелких рек и речек. Обь начинается от слияния двух полноводных рек Бии и Катуни.
Бия – вторая по величине в крае. Начало она берет из Телецкого озера, но истоки ее находятся далеко в горах, где рождаются реки Чулышман и Башкаус. Крупный приток Бии – река Лебедь.
Есть реки быстрые, что путь далекий,
А Бия сразу у своих истоков
Порою начинают с ручейка.
Бурлива, полноводна, широка!
Катунь – берет начало с самой вершины Горного Алтая – Белухи, покрытой вечными снегами и ледниками. От истока она представляет собой бурный поток, несущийся среди глубоких ущелий. Вода Катуни бирюзового и бело- желтого оттенка. Крупные притоки – Кокса, Аргут, Чуя, Урсул и др. В Катунь впадает почти 7 тысяч рек и речек.
В северо-западной части края протекают Бурла, Кулунда, Кучук …
Главные озера края
Кулундинское, Кучукское, Горько-перешеечное, Б.Топольное, Б.Яровое, Мостовое, Бурлинское.
Всего на территории Алтая около 7 тысяч озер в горах и более 5 тысяч на равнине.
Самое большое в Горном Алтае озеро Телецкое Оно лежит на высоте 434 м над уровнем моря. Это крупнейший водоём Южной Сибири. Первыми русскими, увидевшими диковинное озеро, которое называлось Золотым, были томские казаки, которых вел боярский сын Петр Собанский (1633 г.). Собанский именовал озеро Телесским по названию алтайского племени, обитавшего тогда на его берегах. Позднее оно стало Телецким.
5-я группа Почвы
Какие типы почв распространены на территории
края.
4-я группа Полезные ископаемые
На территории края имеются месторождения полезных ископаемых.
металлические | неметаллические | горючие | ||
железо | свинец | корунд | соли | нефть |
марганец | цинк | слюда | известняки | уголь |
хром | золото | мрамор | гипс | торф |
никель | серебро | алмаз | глина | сланцы |
медь | платы | яшма | песок | газ |
Покажите их на карте.
Мировую славу Алтаю принесло камнерезное искусство. На въезде в с. Колывань, где живут потомки славных мастеров, стоит чаша из красного гранита на сером постаменте. Надпись гласит : “Колыванским мастерам, подарившим миру шедевры камнерезного искусства.” Большая часть изделий колыванских мастеров хранится в музеях Москвы и Петербурга. В Эрмитаже экспонируется самая большая в мире “царица ваз” изготовленная в 1843 году. Для облицовочных работ используются белые с сургучно-красными и зелеными пятнами мраморы Пуштулимского месторождения.
6-я группа Растительный мир Алтая (показ слайдов)
Заполни кроссворд:
- Название этого кустарника воспевают в русских народных песнях “Ой, …кудрявая..”
- Название этого кустарника звучит в названии фильма В.М.Шукшина
- “ На севере диком стоит одиноко на голой вершине …”
- Если это дерево пролежит несколько лет в земле и воде, то его не берет топор. Из древесины изготавливают замечательный паркет для полов.
- Красивое вечнозеленое стройное дерево. Хвоя мягкая и темно-зеленая. Шишки длинные (до 10 см) торчат кверху на концах ветвей. Из её хвои получают камфару и бальзам, используемые в медицине.
- Лекарственное растение. Его маринуют и засаливают в зиму. По легенде на праздник Ивана Купала люди ищут его цветок.
- Растение долговечное, до 50 м высотой, только 3-4 человека, взявшись за руки, могут обхватить его ствол, Живет до 800 лет. Главная ценность – орех.
- На берегах тенистых горных рек
Среди кустов, в лесах и по болотам
Нечасто можно встретить твой побег,
Цветки с чуть розоватой поволокой.
Загадочно любима для котов
И человеку ты всегда желанна,
Для ослабленья стрессовых оков
Прекрасная трава… (валериана) - Хвойное, изящное, стройное дерево. Хвоинки короче, чем у сосны, располагаются по одиночке.
- Вечнозеленый кустарник
- Из плодов этого кустарника изготавливают масло, которое на весь мир прославило Бийский завод “Алтайвитамины”
- Есть у нас чудесное растенье
Много скрыто в нем целебных сил,
И из поколенья в поколенье
Носит оно имя … (девясил) - Цветок Голландии, я, молодой… (тюльпан)
И так прекрасен я, что даст фламандский скряга
За пару луковиц весь блеск архипелага,
Всю Яву, если свеж и горделив мой стан. - Это растение покрывает высокогорные луга в центральных и западных районах Горного Алтая.
7-я группа Животный мир (показ слайдов)
Вставь пропущенные слова, обозначающие название животных Алтая.
- Богат Алтай. Войди в тайгу – и … застынет на бегу.
- Проскачет…, и промчится, как пламя рыжая… , … когтит корявый сук.
- В траве разнежился … и в небе наподобье “Ту” … буравит высоту.
(Лань, заяц, лисица, сова, барсук, орел.)
Игра “Распределение название животных в две группы”
– Расскажи об одном из них.
Овца, суслик, тушканчик, кабарга, снежный барс, марал, выдра, соболь, белка, верблюд, лось, волк, рысь, свинья, медведь, лисица, медведь, лисица, корова.
8-я группа Что даёт наш край стране ?
Продукцию:
- сельского хозяйства
- легкой промышленности
- строительство
- транспорт
- полезные ископаемые
- лекарство
- радость людям (туризм)
– Приведите примеры. Расскажите, где работают ваши родители или родственники? Какую продукцию они изготавливают на своих предприятиях?
– Молодцы, ребята! Хорошо выступили со своими сообщениями. Спасибо Вам всем. Думаю, человеку, который путешествует по Алтаю, вы преподнесли большой и интересный объем информации.
III. Показ фильма “Алтай”
У. За уральским каменным поясом, за могучими сибирскими реками и обширными равнинами лежит Алтайский край. Более тысячи километров отделяют его восточную часть от западной, сотни километров- северную от южной. Есть в крае высокие горы и необозримые черноземные степи, стремительные водопады и задумчивые озера, альпийские луга и дремучая тайга. Для сибиряков не в диковинку летний зной и сорокоградусные морозы, сильные ливни и штормовые бураны.
Суров и красив Алтай в зимнем уборе- в сугробах и снежных застругах, когда бескрайняя даль светится тысячами рассыпанных солнцем искр. Прекрасен он и в буйном весеннем цветении садов, и в неповторимых фантастических красках осени.
В нашем крае начинает свой путь могучая река Обь – главная артерия Западной Сибири. В голубых горах Алтая Расположено изумительное по красоте Телецкое озеро. На сотни километров протянулись уникальные ленточные боры. В лесах – обилие зверя. В реках и озерах – рыбы.
Современный Алтай – один из крупнейших индустриальных и культурных районов России. Развивается туризм.
Хлеб – богатство Алтая. Алтай дает стране зерно, мясо, молоко, сельскохозяйственную продукцию. Но главное, чем замечательна земля алтайская. –это самоотверженными тружениками, людьми сильными духом. С крепким сибирским здоровьем.
У. Кто хочет зачитать свои сочинения “Люблю тебя, родной Алтай”
Закончим урок стихотворением “Алтай” В.Тимофеева
(Подготовленный ученик читает наизусть.)
Алтай родной, в тебе контрастные картины сплелись в причудливый узор.
Покорность ласковой и трепетной равнины, надменность диких гор,
И реки – всадники, с рождения лихие, на резвых гордых скакунах,
И, словно, йоги, к суете людской глухие, вершины в вещных снах.
Здесь поразит навек воображенье озер прозрачных зеркала: где явь, а где отображенье?
Так грнь мала. Здесь у небес, на каменных уступах,
Поющие альпийские луга, и в кедрах царственных как в драгоценных шубах Катуни берега …
IV. Итог урока
У. Что нового, интересного узнали об Алтайском крае, об Алтае? Кому захотелось совершить путешествие по Алтаю? Предлагаю проверить свои знания в игре “Мозговой штурм”
Дополнительные предложения:
- Мой край расположен на …
- Наши соседи …
- На территории края текут реки …
- У нас есть города … Столица …
- Добывают полезные ископаемые …
- Почвы …
- Развиты отрасли растениеводства …
- Отрасли животноводства …
- Мой край дает стране …
- Главные достопримечательности Алтая…
– Спасибо за урок. Благодарю за работу!
Литература:
- Акарачкина Л.К., Винокурова О.М., Сергеев А.Д. Рассказы о природе и истории Алтайского края. Барнаул, 1987.
- Ревякин В.С. География Алтайского края, Барнаул, 1995.
- Горбунов В.В., Кунгуров А.Л. История Алтая, Барнаул, 1997.
- Собанский Г.Г. Звери Алтая. Барнаул, 2005.
- Кучин А.П. Редкие животные Алтая. Новосибирск, 1991.
- Лежнев Г.И. Зеленая анкета. Бийск, 2002.
- Петров В.В..Растительный мир нашей Родины. Москва Просвещение 1991.