Цель:
- раскрыть понятие литературного жанра «басня»
- познакомить с произведением И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак»
Образовательные задачи:
- Познакомить учащихся с произведением И. А. Крылова, расширять читательский кругозор детей.
- Научить определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении.
Развивающие задачи:
- Развивать навык правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения.
- Развивать произвольное внимание, речь, обогащать словарный запас детей.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию понятия «действовать дружно»
- Содействовать формированию культуры диалога на уроке.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Эмоциональный настрой.
3. Введение в тему.
– Прочитайте что написано на доске, только справа налево (тренировка произвольного внимания):
КАР и АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (лебедь, щука и рак)
– Что вы знаете об этих животных?
– Какими вы их себе представляете?
– Какое слово вам кажется самым интересным. Составьте со словом «лебедь» ассоциативную группу.
– В каком произведении встретились лебедь, рак и щука?
– Правильно. Сегодня мы с вами познакомимся с басней «Лебедь, Щука и Рак».
4. Основная часть.
1. Знакомство с понятием «басня»
– Что такое басня? (Ответы детей)
– На какой жанр литературы похожа басня? Почему? (На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди)
– В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.
Вывод:
Басня – краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в которых действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить.
Наша задача сегодня найти в басне «Лебедь, Щука и Рак» мораль и понять, чему она учит.
2. Знакомство с И.А. Крыловым.
– А кто же автор этой басни? (Иван Андреевич Крылов)
–Откройте учебник с. 102. Посмотрите на портрет Крылова. Каким он вам представляется по характеру? (Добрый, умный и т.д.)
– Давайте о нём прочитаем. (Чтение детьми по цепочке)
– Что нового вы узнали из этой заметки?
– Какие басни И. А. Крылова вам уже известны?
– Рассмотрите рисунки на стр. 103. Расскажите, что перепутал художник?
3. Знакомство с басней.
– Рассмотрите иллюстрацию к басне И. А. Крылова «Лебедь, Щука и Рак».
– Что они делают? Получится ли у них сдвинуть воз или нет?
– А вот что рассказал об этом И.А. Крылов?
Чтение басни подготовленным учеником.
– Понравилась ли вам басня?
– Что заставило вас улыбнуться?
– Прочитайте басню ещё раз и подчеркните слова, значение которых вам незнакомо.
Словарная работа.
Лад – действовать совместно, не расходясь.
Мука – сильное физическое или нравственное страдание.
Поклажа – уложенные для перевозки вещи, груз, багаж.
Воз – повозка или сани с кладью.
Ныне – теперь, в настоящее время.
Объясните выражение
«Из кожи лезут вон» – усердствовать, стараться изо всех сил.
– Оправдались ли наши предположения?
Почему же «воз и ныне там»?
4. Анализ произведения
Чтение за учителем.
– Случайно ли подобрал И.А. Крылов именно этих героев?
(Нет, у всех у них жизнь связана с водой, поэтому должны быть друзьями)
– Какие слова помогают увидеть образ каждого героя?
- «Лебедь рвётся в облака» – он стремительный, упрямый, быстрый
- «Рак пятится назад» – неповоротливый, нерасторопный, идёт назад
- «Щука тянет в воду» – упрямая, только своё дело знает
Чтение по рядам:
- 1ряд – 1-3 строчки
- 2 ряд – 4-7 строчки
- 3 ряд – 8-13 строчки.
– Возможно, ли было им сдвинуть воз с места? Прочитайте в тексте слова, которые подсказывают, что воз, можно было свезти. («Поклажа бы для них казалась и легка…»)
– Почему же «воз и ныне там»?
Вопрос №3 на стр. 3. Что главного они не сделали:
- не спели вместе
- не договорились, как будут действовать
- не пригласили на помощь кого-то более сильного.
– Найдите главную часть басни – мораль. (Первые три строчки)
5. Практическая часть.
Работа с пословицей. Работа в группах (пословицы даются с дифференцированным подходом)
Задание группе: собрать из слов пословицу и определить соответствует ли она басне.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Много захочешь последнее потеряешь.
Дружно негрузно, а врозь – хоть брось.
6. Закрепление.
Игра «Верно – Неверно»
- Верно ли, что басня о дружбе?
- Верно ли, что Лебедь, Рак и Щука в воз впряглись?
- Верно ли, что воз стал причиной их разлада?
- Верно ли, что каждый из героев стремился достичь своей цели?
- Верно ли, что старания героев басни были ненапрасными?
- Верно ли, что И. Крылов своих героев наделил характерами людей?
- Верно ли, что без согласья любое дело по плечу?
7. Релаксация.
Экран настроения.
Презентация – Приложение 1.