Планирование лабораторного практикума с компьютерным моделированием . 10-й класс

Разделы: Информатика

Класс: 10


Планирование лабораторного практикума по физике, 10 класс

№ урока Кол-во часов Тема эксперимента, компьютерного моделирования
  1 Физические величины. Виды измерений.
  1 Вычисления при выполнении лабораторных работ.
  1 Прямые однократные измерения и их погрешности.
  1 Косвенные измерения и их погрешности.
  1 Оценка границ случайных погрешностей.
  1 Экспериментальная работа № 1 "Измерение линейных размеров тел"
  1 Экспериментальная работа № 2 "Измерение ускорения свободного падения"
  1 Экспериментальная работа № 3 "Изучение движения тела, брошенного горизонтально"
  1 Компьютерное моделирование №1. "Изучение движения тела, брошенного под углом к горизонту" О
  1 Экспериментальная работа № 4 "Сложение сил, направленных под углом"
  1 Экспериментальная работа № 5 "Исследование зависимости ускорения тела от его массы"
  1 Экспериментальная работа № 6 "Изучение движения системы связанных тел"
  1 Компьютерное моделирование №2. "Изучение движения системы связанных тел" О
  1 Экспериментальная работа № 7 "Измерение коэффициента трения скольжения и КПД наклонной плоскости"
  1 Компьютерное моделирование №3. "Измерение коэффициента трения скольжения и КПД наклонной плоскости" Ж
  1 Экспериментальная работа № 8 "Изучение закона сохранения импульса"
  1 Экспериментальная работа № 9 "Измерение момента инерции тел"
  1 Экспериментальная работа № 10 "Расчеты и измерение тормозного пути"
  1 Компьютерное моделирование №4. "Момент силы. Правило моментов" Ж
  1 Экспериментальная работа № 11 "Оценка размеров молекул"
  1 Экспериментальная работа № 12 "Оценка средней скорости теплового движения молекул газа"
  1 Компьютерное моделирование №5. "Броуновское движение" О
  1 Компьютерное моделирование №6. "Диффузия газов" О
  1 Экспериментальная работа № 13 "Изучение зависимости между давлением и объемом газа"
  1 Экспериментальная работа № 14 "Исследование зависимости объема газа от температуры"
  1 Экспериментальная работа № 15 "Исследование зависимости давления газа от температуры"
  1 Экспериментальная работа № 16 "Исследование тепловых свойств вещества"
  1 Экспериментальная работа № 17 "Изучение работы холодильника"
  1 Компьютерное моделирование №7. "Изотермический закон" О
  1 Компьютерное моделирование №8. "Опыт Кулона" О
  1 Компьютерное моделирование №9. "Движение заряда в электрическом поле" О
  1 Компьютерное моделирование №10. "Создание и расчёт ёмкостных цепей" О
  1 Компьютерное моделирование №11. "Исследование смешанного соединения проводников" Л
  1 Компьютерное моделирование №12. "Изучение закона Ома для полной цепи" Л
  • О - "Открытая физика", часть 1
  • Ж - "Живая физика"
  • Л - "Лабораторные работы по физике"

Моделирование.

Запустите на компьютере программу "Живая физика". Откройте в папке modely/module-4/4-1.

Регулятором Скорость установите начальную скорость, рассчитанную в натуральном эксперименте. Регулятором Начальный угол установите угол 45o. Кнопкой Старт запустите работу модели в режиме отсутствия сопротивления среды. Сравните полученную в модели дальность полёта с предыдущим экспериментом. Нажмите кнопку Среда и установите Сопротивление среды обычное. Добейтесь, изменяя коэффициент R, максимального совпадения результатов моделирования с экспериментом. Меняя значения начального угла стрельбы от 20o до 70o, проведите измерения и занесите их в таблицу. Постройте зависимость дальности полёта снаряда от начального угла стрельбы.

Таблица 1

Начальный угол, a (?) 20 30 40 50 60 70
Дальность полёта, S (м)            

Попытайтесь объяснить разницу в этих зависимостях. На этом корректировка вашей модели закончена.

Установите регулятор Начальный угол в положении 45o. Меняя значения скорости от 1 до 5 м/с, проведите эксперименты и заполните таблицу №2. Постройте зависимость S (v0 ).

Таблица №2

Начальная скорость, v0 (м/с) 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
Дальность полёта, S (м)                  

Установите начальный угол равным 90 ? и проведите аналогическое исследование зависимости высоты подъёма снаряда от начального значения скорости. Заполните таблицу 3 и постройте зависимость h (?0).

Таблица 3

Начальная скорость, v0 (м/с) 1 1,5 2 2,5 3 3,5 4 4,5 5
Высота подъёма, h (м)                  

 Для любознательных в папке module-4 есть модель 4-2, в ней скорость можно менять от 0 до 10 м/с.

Обсуждение результатов. Формулировка общих выводов.

Началом обсуждения, как было сказано выше, могут быть контрольные вопросы на понимание смысла выполненных модельных исследований и их соответствия эксперименту.

  • Применимы ли формулы равноускоренного движения к баллистическому движению?
  • В чём проявляется влияние среды, в которой движется тело? Как его учитывать в модели?
  • Соответствует ли исследованная вами модель реальному эксперименту?
  • Какие новые сведения, в сравнении с экспериментом, вы получили?

По результатам обсуждения вопросов и проведенных учебных исследований учащиеся самостоятельно формулируют общие выводы и готовят сообщения о проделанной работе в форме научного доклада.

"Изюминкой" этого модуля является корректировка модели, приближение его к реальному эксперименту. Возможно создание на базе модуля дальнейшего усложненного задания. Например стрельба на другой планете или в другой среде. Усложнение модели потребует дополнительных, самостоятельных поисков данных в литературе. Вариант с измененной гравитацией представлен в папке module-4/4-3.