Переход общеобразовательной средней школы на профильное обучение привело к заметному снижению мотивации учащихся к изучению физики, что особенно заметно проявляется в классах гуманитарного направления. Профильное обучение ставит учащихся перед весьма непростым выбором после средней (основной) школы, когда они еще реально не представляют выбранной профессии, что может заметно влиять на мотивацию. Повышение мотивации к изучению любого предмета является одним из важных условий достижения высоких результатов. Предлагаются различные методики повышения мотивации в таких классах, например, за счет организации самостоятельной работы [1].
На протяжения последних пяти лет я провожу оценку уровня внутренней и внешней мотивации, мотивации к учению и мотивации к успеху. Для изучения учебной мотивации и мотивации к успеху были использованы опросники и методика диагностирования и интерпретации, предложенные Е.А. Карповой [2]. Уровень развития внутренней мотивации оценивался по методике Дубовицкой Т.Д. [3]. Наряду с интерпретацией полученных ответов, согласно предложенных методик, мне показалось интересным проанализировать ответы на отдельные вопросы, характеризующие индивидуальные особенности учащихся. Такой анализ позволяет осуществить индивидуальный подход и позволяет вносить коррективы в процессе обучения.
Основная причина, которая заставила обратить внимание на изучение мотивации - это проблемы, возникшие при изучении физики в 10-м классе естественно-научного профиля. Учащиеся класса практически не занимались физикой. На уроках по любому поводу раздавался смех, все попытки заинтересовать предметом не приводили к желаемому результату. Учащиеся с удовольствием общались между собой, уроки не пропускали, однако ближайщая перспектива их не интересовала. Они посещали подготовительные курсы при УГТУ-УПИ, но более половины учащихся не собиралась продолжать образование по выбранному профилю. Проведенные исследования показали, что в этом классе, при ярко выраженном у половины учащихся эмоциональном мотиве, менее выражены были мотивы саморазвития и профессионального самоопределения. Следует отметить что мотивация к успеху соответствует среднему и умеренно высокому уровню. Некоторые результаты исследования учебной мотивации этого класса, а также 9-го и 11-го классов 2005 года приведены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты изучения учебной мотивации в классах естественно- научного профиля (%)
Мотивы | 9 А | 10 А | 11А |
Эмоциональный | 15 | 50 | 25 |
Саморазвития | 55 | 20 | 60 |
Достижения | 20 | 20 | 30 |
Самоопределения | 20 | 15 | 50 |
Сопоставление результатов исследования мотивации учения и достигнутых успехов учащихся этих классов позволило дать объяснение причинам такого поведения учащихся 10 А класса. Анализ ответов на вопросы предложенных тестов показал неумение или нежелание работать в группе. После этого пришлось больше внимания уделить групповой работе с элементами соревнования при решении задач. Большинство учащихся отметили появление усталости на уроках, поэтому пришлось чаще менять вид деятельности. Проблема откладывания выполнения работы на последний день, которую отметили все учащиеся пришлось решать путем проведения разъяснительных бесед и напоминаний при записи домашнего задания. Проведенные исследования позволили психологически облегчить процесс совместной работы с классом, в результате почти 75 % выпкскников успешно продолжили свое техническое образование.
Подобные исследования в дальнейшем проводились в классах гуманитарного и естественно-научного направления. Некоторые результаты изучения мотивации приведены в таблице 2. Знак "+" или "-" соответствуют максимально или минимально выраженному мотиву учения у количества учеников (%). Незаполненая ячейка означает раномерное распределение мотивов у большинства учащихся.
Таблица 2
Результаты изучения учебной мотивации в классах естественно - научного и гуманитароного профилей (%)
Мотивы | 10 е-н 2006 г |
10 гум 2006 |
10 е-н 2008 |
10 гум 2008 |
11 е-н 2006 |
11 е-н 2008 |
11 гум 2008 |
Познавательный | -10 | +12 | -27 | +5 | +13 | +5 | -23 |
Эмоциональный | +21 | +20 | +35 | +15 | +26 | +20 | +32 |
Саморазвития | +26 | +5 | +20 | +22 | +5 | +32 | |
Выполнение долга | - 32 | - 40 | +10 | -30 | -22 | -15 | -32 |
Достижения | - 40 | +35 | +10 | +13 | +25 | +23 | |
Похвала | -15 | -30 | +5 | +25 | +18 | ||
Самоопределения | +32 | +44 | +20 | +30 | +18 | +10 | +36 |
Коммуникативный | -21 | -20 | -20 | -39 | +15 | -23 |
Из таблицы 2 видно, что познавательный мотив преобладает у 5-13 %, а на последнем месте - у 10-27 % учащихся, независимо от профиля класса. Преобладание эмоционального мотива требует обращения к чувствам учащихся, однако если в классе этот мотив преобладает даже у трети учащихся, сразу возникают проблемы с поведением на уроке, и особенно в совокупности с низким познавательным мотивом. Заметна разница между гуманитарными и естественно-научными классами в уровне мотива самоопределения, который определяет выбор учащимся своего будущего. Опрос показал, что значительная часть учащихся совсем не уверены в правильности своего выбора. Они не связывают свою будущую работу с выбранным профилем обучения.
Методика интерпретации результатов опроса дает обобщенное представление о мотивации, однако не менее важным может быть анализ ответов на отдельные вопросы анкеты с целью корректировки методики работы и понимания поведения отдельных учащихся. Распределение ответов учащихся на некоторые вопросы анкеты приведены в таблице 3. Большинсво учащихся понимают, что знания важны для их будущей работы, однако необходимость уже сейчас заниматься конкретно выбранной наукой понимают меньше половины, а самообразованием занимаются еще меньше.
Значительная часть учащихся отмечает, что учится для того, чтобы получить хорошую отметку, а порицание на них действует лучше, чем похвала, а критика родителей особого значения не имеет. Низкий процент учащихся, которые всегда в работе, отмечен в классах независимо от выбранного профиля.
Сопоставляя результаты изучения мотивации с успехами учащихся в изучении физики можно выяснить причины, приводящие к проблемам обучения и попытаться скорректировать те или иные мотивы.
Таблица 3
Результаты оценки отдельных мотивов учения (%)
Учусь, чтобы ... На уроке я.. |
10 е-н 2006 г |
10 гум 2006 |
10 е-н 2008 |
10 гум 2008 |
11 е-н 2006 |
11 е-н 2008 |
11 гум 2008 |
Узнать новое | 44 | 67 | 32 | 50 | 30 | 32 | 14 |
Пригодиться в будущем | 50 | 60 | 55 | 50 | 60 | 53 | 81 |
Учеба- главное дело | 50 | 53 | 27 | 33 | 40 | 26 | 14 |
Знания развивают ум | 50 | 47 | 55 | 44 | 40 | 52 | 38 |
Для будущей работы | 61 | 93 | 86 | 94 | 70 | 68 | 52 |
Изучать конкретную науку | 22 | 26 | 27 | 44 | 45 | 26 | 14 |
Получить полезные знания | 17 | 33 | 18 | 28 | 25 | 21 | 24 |
Самообразование | 22 | 0 | 18 | 33 | 20 | 5 | 14 |
Это обязанность | 28 | 20 | 59 | 50 | 35 | 16 | 19 |
Получить хорошую отметку | 44 | 20 | 50 | 61 | 50 | 64 | 33 |
Всегда в работе | 11 | 65 | 9 | 22 | 20 | 5 | 9 |
Предпочитаю групп. Работу | 50 | 60 | 72 | 44 | 35 | 58 | 43 |
Откладываю"на завтра" | 94 | 100 | 100 | 94 | 85 | 89 | 100 |
Избежать разноса родителей | 11 | 13 | 32 | 33 | 10 | 42 | 19 |
принимаю порицание лучше | 50 | 47 | 36 | 44 | 40 | 10 | 52 |
Требуется перерыв | 50 | 6 | 9 | 78 | 70 | 63 | 81 |
Изученеие уровня внутренней мотивации учащихся 10-11-х классов. проведенное впервые в этом году, показало что почти у половины этот уровень по методике [3] можно оценить как низкий, а вторая половина учащихся имеет средний уровень внутренней мотивации. Высокий уровень внутренней мотивации наблюдается очень редко.
Заключение
Проведенные исследования показали возможность оценки уровня мотивации и объяснения возникающих проблем в изучении физики. Выбор профиля дальнейшего обучения учащиеся осуществляют не оценивая своих возможностей и способностей, что требует проведения более качественной предпрофильной подготовки.
Низкий уровень внутренней мотивации при изучении физики в профильных классах значительно затрудняет процесс развития и обучения. Для достижения высоких результатов необходимы дополнительные усилия по корректировке внешней учебной мотивации.
Изучение мотивации и знание мотивов значительно улучшает психологическое состояние как учителя, так и учащихся на уроке.
ЛИТЕРАТУРА
- Швалева Т.С.Организация самостоятельной работы учащихся при обучении физике в классах гуманитарного профиля,. Автореферат на соискание уч. ст. к.п.н., Томск. 2006.
- Преподавание физики, развивающее ученика. Кн.1. Подходы, компоненты, уроки,задания / Сост.и под ред. Э.М. Браверман:- М.: Ассоциация учителей физики, 2003. - 400 с.
- Дубовицкая Т.Д. Диагностика значимости учебного предмета для развития личности учащихся. Вестник ОГУ, №2, 2004.