Историко-педагогический генезис категории "Гражданское самосознание личности"

Разделы: Общепедагогические технологии


В связи с глобальными переменами в социально-политической жизни России, происходит смена общественных ценностей, отсюда и новые требования, предъявляемые к личности. В настоящее время востребованы такие качества личности как инициативность, устойчивая гражданская позиция, умение адаптироваться в современных условиях, способность и готовность выполнять основные социально – ролевые функции и т.п.

Проблема формирования гражданского самосознания подрастающего поколения является одной из главных проблем на современном этапе развития человечества. На наш взгляд, в условиях многонациональной школы развитие личности - гражданина в таком контексте достаточно затруднено, но крайне необходимо. Гражданское самосознание должно способствовать объединению народов.

Это крайне значимо сегодня для России, особенно для тех её регионов, которые являются конфликтогенными. Знаниецентристская парадигма образования сменилась сегодня личностно-ориентированной.

Социализация личности невозможна без гражданского образования, ибо гражданская компетенция выходит в настоящее время среди основных компетенций на первый план. Вопросы гражданского образования и воспитания в отечественной педагогике имеют глубокие исторические корни.

Вопросы гражданственности волновали человечество всегда. Это объясняется тем, что проблемы гражданского образования и воспитания исследовали учёные всех времён.

Исследование процесса становления понятия “гражданственность” представляет большой интерес с точки зрения выяснения внутренних и внешних факторов логики его развития. Содержание этого понятия многогранно и многоаспектно и не является законченным. Оно включает в себя такие определения как “гражданское общество”, “гражданин”, “гражданство”. Наиболее подробно эти понятия разрабатывались в трудах Аристотеля (“Политика”), Платона (“Государство”), Н. Макиавелли (“Государь”), Ш.-Л. Монтескье (“О духе законов”), П. Вольтера (“Философские письма”), Ж.-Ж. Руссо (“Об общественном договоре”), и др.

Поскольку гражданское общество является необходимым компонентом демократического политического пространства и правового государства, рассмотрим историю его становления.

В Древней Греции Государство и гражданское общество рассматривались как союз свободных и равноправных граждан, объединённых полисом, в котором общество и государство предстают как единое целое. Каждый свободнорождённый гражданин ощущал себя частицей государства и принадлежал ему. Права гражданина совпадали с его обязанностями. Гражданство носило наследственный характер. Чужеземцы не могли получить гражданство, даже если они или их родители родились в конкретном полисе. Причём, женщины не обладали политическими правами и исключались из сферы политической жизни.

Ориентируясь на полис, Платон выводит необходимость идеального государства. Права человека определялись его статусом в обществе. Он разделял гражданские добродетели, в зависимости от социальной прослойки. А под справедливостью он понимал занятие каждого гражданина тем, что ему суждено: править, воевать, работать или подчиняться. Однако, в платоновской модели место человека занимает его общественная функция, нет семьи, частной собственности и т. п.

Государство по Аристотелю - это особая форма общежития граждан, включенных во власть. Гражданина, который участвует в управлении, реализует единство и взаимосвязь гражданских прав и обязанностей, он называет главным субъектом государства.

Эпикур выступал против концепции Платона о воспитании гражданина на основе классовых и религиозных интересов. Поэтому К. Маркс назвал Эпикура радикальным просветителем древности.

Проблема государства стала объектом внимания Николо Макиавелли, Жана Бодена, Томаса Мора, Томаса Гоббса, Джона Локка и др. Все они едины в выводе, что государство возникает в эпоху цивилизации, когда появляется формула “человек – в мировом сообществе”. Первые государства возникали спонтанно и по инициативе людей, пришедших к выводу о том, что общество прекратит своё существование без организующего центра.

Ядро понятия “гражданственность” закладывается в античные времена и включает в себя равенство перед законом, законопослушность, патриотизм. В это время воспитание направлено на формирование гражданина – воина, способного к выполнению политических функций.

Ф. Рабле, выразитель идей гуманизма эпохи возрождения, считал целью воспитания гуманизм как таковой, безотносительно к социальным классам и государствам. Вообще, в творчестве гуманистов эпохи возрождения (Данте, Петрарка, Л. Да Винчи, Э. Роттердармский, Н. Коперник, У. Шекспир и др.) подчёркивается острая критика феодального мировоззрения и порядков, когда основная масса трудящихся не пользовались гражданскими правами.

Я.А. Коменский в своём труде “Пампедия” обосновывает программу воспитания всего человечества. Он говорит о формировании у детей умений жить с другими в мире, уважать и любить другого человека, выполнять взаимные обязанности.

Идея развития гражданского общества получает развитие в работах Дж. Локка, Ж. Ж.-Руссо, Ш. Монтескьё и др. В работах мыслителей французского Просвещения гражданское общество рассматривается в позитивном плане. Жан Жак Руссо провозгласил, что ребёнок должен стать тем, что ему предписано судьбой. На данном историческом этапе воспитание человека в гражданском обществе трактуется как способ формирования человека как независимой личности. Гражданин считался активным участником политического общения и суверенной власти. Идеи Ж.-Ж. Руссо считались прогрессивными и перекликались с лозунгами французской буржуазной революции “Свобода! Равенство! Братство!” Официально понятие “гражданин” было введено в 1789 году французской “Декларацией прав человека и гражданина”. Гражданином в это время считался активный сторонник политической общности и государства, участвующий в создании законов. Закон считался выражением общей воли и единым для всех.

Во Франции особое звучание понятие “гражданственность” приобрело во время Великой Французской буржуазной революции 1789 года, когда подъём гражданских чувств охватил все слои общества. Люди приветствовали друг друга словами “Здравствуй, Гражданин”. Собственно, революцией было прервано параллельное существование общества и государства во Франции, ибо до неё государство имело религиозный характер. Само понятие гражданского общества было обосновано и произнесено во время революции. В это время было высказано предположение о противостоянии гражданского общества и государства в Европе.

Теория воспитания И. Г. Песталоцци предлагает решение парадокса Руссо, в рамках которого считалось невозможным формировать “естественного” человека.

На всех этапах развития отечественной педагогической мысли гражданское образование предполагало служение Отечеству.

В России, во времена Екатерины II ещё не было понятий, соответствующих словам “Человек” и “гражданин”. Их заменяло понятие “подданный, беспрекословно подчиняющийся власти”. Понимание гражданственности как своего рода подданства остаётся в России до конца 19 века. К тому времени сформировался идеал гражданина – свободной личности, патриота, готового с оружием защищать свою Родину. Ему присущи такие качества как мужественность, честь, личное достоинство, преданность общественному долгу.

В данный период истории возникают такие понятия как “патриотизм”, “любовь к Родине”.

Декабристы были первыми, кто попытался утвердить гражданские права человека. А. В. Беляев в своей докторской диссертации “Социально – педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодёжи” говорит: “Феномен декабризма – одно из первых свидетельств расхождения государства и гражданского общества в понимании целей воспитания, что повлекло соответственное расхождение в определении принципов, содержания, методов и форм обучения и воспитания. Декабристская педагогика – это одна из первых целенаправленных попыток соединить содержание воспитания с задачами современной жизни, превратить школу в средство политического воспитания”.

А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский и др. выдвинули в средине 19 века теорию о всеобщем социальном равенстве, на что и предлагали направить развитие человека школой. В.Г. Белинский предлагал вначале воспитать человека, а потом гражданина. А.Н. Радищев основной задачей воспитания считал формирование человека, обладающего гражданским сознанием, высокими нравственными качествами, любящего больше всего своё отечество.

Педагоги – демократы конца XIX века определяют самоуправление, науку, гласность основами гражданского общества.

В.Н. Сорока-Росинский считал гражданское воспитание нравственным долгом каждого человека, как воспитателя, так и воспитуемого. Воспитывать гражданское чувство он считал необходимым на многовековом опыте поколений, на инстинкте.

В конце XIX начале 20 века немецким учёным Г. Кершенштейнером была разработана теория трудовой школы и гражданского воспитания. Он разработал курс “Жизнь и обществоведение”.

Г. Кершенштейнер считал, что государство должно воспитывать не абстрактную личность, а полезного члена общества, испытывающего чувство любви и преданности своему государству.

Значительное развитие гражданское образование получило в конце XIX - начале XX вв. В этот период были разработаны различные философско-педагогические подходы к пониманию гражданского образования и вопросам его организации, что нашло отражение в трудах В.М. Бехтерева, П.П. Блонского, В.П. Вахтерова, К.Н. Вентцель, С.И. Гессена, А.П. Нечаева, Н.И. Пирогова, С.Т.Шацкого, К.Д. Ушинского и др. Они отрицали классовый, партийный характер школы и воспитания, их связь с политикой.

Новая парадигма в гражданском образовании в России связана с именами Н.А. Бердяева, А.И. Герцена, И.А. Ильина, Г.П. Федотова и др. Своей задачей эта парадигма ставит формирование свободного, духовно развитого и социально активного человека.

Н.А. Бердяев говорит о недостатке самоуверенности у русского народа, о чуждости ему национальной гордости и национального достоинства.

В начале ХХ века, возникает потребность в образованных людях, так как только образованные люди являются оплотом для построения гражданского общества.

А.С. Макаренко считал воспитание гражданина основой для формирования целостной личности. Он говорил о необходимости воспитывать наиболее полноценного гражданина, достойного своей эпохи. В основе его концепции гражданского воспитания личности лежали гуманистические традиции русской школы. Учёные всего мира видят положительный пример гражданского воспитания в педагогическом наследии Макаренко. Его концепция гражданского воспитания рождалась в опытной работе с несовершеннолетними правонарушителями и беспризорниками. В своих трудах педагог показал как рождается новый тип гражданина-хозяина своей жизни и своей страны. Результатом его воспитания был гражданин мира, уверенный в том, что всё происходящее в мире, касается его личности.

В.А. Сухомлинский считал необходимым воспитывать в подростке “обострённое гражданское видение мира”.

В годы Великой Отечественной войны и последующие десятилетия вопросы гражданского образования и воспитания нашли отражение в трудах многих исследователей. Но следует отметить, что работы этого периода посвящены формированию личности гражданина социалистического общества - активного строителя коммунизма, острой критике буржуазного строя, классовому характеру школы и партийности воспитания. Поэтому, многие аспекты гражданского образования того времени остались неисследованы.

В настоящее время формирование гражданского самосознания личности, т.е. её гражданской компетентности, гражданственности, патриотизма, толерантности, активной гражданской позиции, интереса к истории своего народа, любви к Родине, уважения к законам государства, чувства ответственности за судьбу страны, интернационализма, комплекса морально-этических ценностей, желания участвовать в общественной жизни, способности к гражданской активности и др., является очень важным и сложным этапом в формировании всего общества в целом.

Мы считаем невозможным формирование гражданских качеств личности вне гражданского общества. Так как задача каждого педагога – приобщение юного гражданина к активному участию в творческом, созидательном труде, в развитии общества, в свободном политическом диалоге.

В.В. Путин неоднократно подчёркивал в своих ежегодных посланиях Федеральному собранию важность формирования в нашей стране гражданского общества. Этому призвана способствовать Общественная палата России, созданная по его инициативе.

В научной литературе последних лет неоднократно отмечалось усложнение задач становления гражданина в связи с изменениями социальной среды, в которой развёртывается формирование отношений индивидов.

А.А. Грицанов рассматривает гражданское общество как область спонтанной самореализации людей, которая защищёна соответствующими правовыми нормами от любых проявлений произвольной односторонней регламентации их деятельности со стороны государства и его органов. Становление гражданского общества, а также его развитие характеризуется совокупностью внешних и внутренних факторов, необходимых для его создания и успешного формирования. К внешним факторам можно отнести деятельность социальных институтов всех уровней социальной культуры: политических партий, экономических объединений, социокультурные организации, СМИ и др.

Однако, мы считаем обратить особое внимание на внутренние факторы, ибо именно они непосредственно участвуют в становлении гражданского общества. И именно они связаны с наличием особого личностного ресурса. Личностный фактор - это характеристики личности, особенности социального поведения индивидов, способствующие формированию и становлению гражданского общества. По данным современных исследований можно выделить следующие критерии этого фактора: нормативно-ценностный, когнитивный и деятельностный. Гражданское самосознание личности является одним из наиболее важных показателей гражданской культуры и основой для развития личностного фактора.

Для нормального функционирования гражданского общества недостаточно одних только законов, правил и установок. Здесь необходимо наличие субъектных предпосылок. Главной такой предпосылкой можно назвать гражданское самосознание личности, ибо оно является особым качеством личности, которое позволяет человеку осознавать себя способным к участию в общественном процессе, самостоятельно находить меру и возможность своей гражданской самореализации. Поскольку именно через осознание своей субъективной значимости приходит причастие к общему.

Гражданское самосознание – одна из первооснов гражданского общества, т.к. оно позволяет индивиду осознавать себя самостоятельным, наделённым правами и обязанностями членом общества.

Мы придерживаемся методологической позиции, согласно которой значимые качества личности формируются в процессе её активного и сознательного участия в учебной, развивающей и творческой деятельности. А становление таких качеств как гражданственность, патриотизм, активная гражданская позиция и др. формируются в подростковом возрасте только в процессе социальной активности. Следовательно, содержание образования должно обеспечивать человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного не его совершенствование; ориентировать на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации; на развитие гражданского общества; укрепление и совершенствование правового государства.

Вышесказанное позволяет прийти к выводу, что гражданина вне общественно-государственного строя не существует. Существует лишь гражданин определённой исторической эпохи. Поэтому воспитание гражданина и формирование гражданского самосознания личности происходит в конкретно-исторических условиях и зависит от них. Оно обусловлено специфическими условиями жизни, конкретными противоречиями развития общества. В условиях общественных формаций, гражданственность любой эпохи содержит такие общие элементы как братство между народами, любовь к родной земле, борьба за социальную справедливость и свободу, честный труд во имя прогресса и др.

Мы согласнее с мнением некоторых исследователей о том, что гражданское образование – это не школьный предмет, а вся окружающая среда, атмосфера школы, совместные с взрослыми дела и проекты, а так же и реальное участие в жизни своего города, своей страны. Гражданское образование – это система образовательных усилий, призванная сопровождать и поддерживать человека на протяжении всей его жизни.

Учителю необходимо всю систему школьного воспитания сориентировать на ребёнка как на личность – полноправного Гражданина своей страны.