Проблема одаренности в массовой общеобразовательной школе относится к разряду тех, которые не имеют ни однозначного решения, ни однозначного результата. Каждый раз она уникальна и единственна, в своем роде, как уникален и изменчив даже в своей единичности, сам объект одаренности. В статье автор рассматривает проблемы организации работы с одаренными детьми в рамках конкретного образовательного учреждения.
Традиционными формами активизации, как правило, были: вовлечение одаренных детей во внеурочные формы предметной деятельности, такие как олимпиады, конкурсы, конференции. Так было, когда мы создавали первые формы организации исследовательской работы учащихся и в 1992 году у нас появились гимназическое научное общество ребят (ГНОР), “Школа юного исследователя”, а в учебном плане увеличился перечень предметов, на наш взгляд, формирующих среду, обеспечивающую благоприятные условия для развития одаренности: несколько иностранных языков (английский, немецкий, испанский, французский), в т.ч. и мертвые: латынь и старославянский; появились такие дополнительные курсы как логика, политология, история и философия мировых религий, риторика, “Казачье зарубежье”, “Элементы комбинаторики, статистики и теории вероятности” и т.д. Однако такой путь экстенсивного обучения с одной стороны, обеспечивая широкий выбор возможностей повысил степень интеллектуальности образовательной среды, а с другой, оказался эффективным лишь для небольшой части обучающихся, зато для всех без исключения, стал такой психофизической нагрузкой, которая отпугнула и родителей, и детей. Это, в свою очередь, в сочетании с демографическим спадом 90-х годов, поставило перед школой проблему наполняемости классов. Но главным оставался вопрос оптимального баланса между гарантией высокого качества образования и сохранением психического и физического здоровья обучающихся. В 2003 году мы разработали “Целевую программу работы с одаренными детьми в гимназии №1” рассчитанную на период до 2010 года, в которой акценты образовательных целей уже были переставлены 1) с собственно интеллектуальных на ценностно-смысловые; 2) с расширения содержания на интеграцию и рациональную организацию процессов саморазвития средствами гимназического образования. Обновление содержания теперь сопровождается основательным социально-психологическим и материально-техническим обеспечением:
“Задачи социально-психологического обеспечения:
- создание банка данных с содержательными психологическими характеристиками одаренных детей;
- создание психолого-развивающего климата для одаренных детей;
- обучение одаренных детей навыкам поддержания психологической стабильности и психорегуляции;
- формирование умения адаптироваться в социально-значимой среде;
- формирование навыков творческого саморазвития;
- создание условий для освоения родителями одаренных детей способов формирования у ребенка положительной “Я-концепции” как важнейшего условия полной реализации его потенциальных возможностей”. (“Целевая программа работы с одаренными детьми в гимназии №1 на 2003–2010 гг.”, Чернышев Э.Н.)
Материально-техническое обеспечение включает в себя современные УМК, научно-методическую, учебно-методическую и психолого-педагогическую литературу, оснащение кабинетов современным учебным оборудованием, компьютерное обеспечение.
В процессе работы в этом направлении становится очевидным значение процессуального обеспечения, а именно - уровня и направленности используемых педагогических технологий. Ясно, что приоритетными здесь могут быть только развивающие технологии на основе гуманистических подходов:
Группа технологий развития способов умственных действий. | 1. Технология развития
критического мышления. 2. Проблемное обучение. |
Группа технологий развития самоуправляемых механизмов личности. | 1. Технологии
моделирующего обучения. 2. Метод проектов. |
Группа технологий, направленных на развитие эстетических и нравственных качеств личности. | 1. Технологии обучения на коммуникативной основе (по Пассову). |
Группа технологий развития действенно-практической сферы личности. | 1. Метод проектов. 2. Информационно-коммуникативные технологии. 3. Технология группового обучения. 4. Интерактивные технологии. 5. Технология модульного обучения. 6. Технология использования знаковых и схемных моделей учебного материала. |
Использование подобных технологий в практике работы предъявляет особые требования, как к профессионализму, так и к личностным качествам педагога. Выстраивание отношений учитель-ученик переходит на новый экзистенциальный уровень, в основе которого лежит человек и его существование в этом мире (existence). Не физика, химия, математика, литература вообще, а Человек в них: “Я в этом мире”, “Я и математика”, “Я и литература”...
С этих позиций урок физики, например, может принять такие формы:
Тема (продолжение изучения фазовых переходов): Парообразование и конденсация. 8-й класс.
Фрагмент: работа с интерактивными образами.
Задачи: актуализация знаний по теме агрегатные состояния вещества, фазовые переходы – плавление-кристаллизация; развитие ассоциативных связей и рефлексивных навыков; формирование гуманитарного мышления средствами физики.
Подобные формы работы позволяют создавать условия для творческой реализации на уроке и “физиков” и “лириков”, способствуют гуманитаризации образовательной среды.
Спектр разнообразия одаренности наших учеников как Вселенная: не бесконечен, но безграничен. Вот только некоторые примеры:
Караулов Миша (Логик): высокий уровень развития логического мышления и концентрации внимания, с 9 класса четкое осознание своих профессиональных предпочтений (атомная энергетика и даже место своей будущей работы – Билибинская АЭС) и подчинение их достижению всей своей деятельности. Достигнутый результат: в течение 10–11 класса абсолютное первенство на муниципальном уровне в области математики, физики, информатики. 100 баллов на ЕГЭ по физике, 85 – по математике, золотая медаль, на 1 курсе 3 место в межвузовской олимпиаде.
Соколов Вова – наш “Кулибин”. Без конца собирает всевозможные приборы и модели. При этом, успехи в учебе весьма посредственные и целый букет проблем с эмоционально-волевой и коммуникативной сферами.
Захаревич Юля (Лидер). Необыкновенная широта интересов в сочетании с перфекционизмом: все, за что она берется, доводит до совершенства: учеба, спорт, работа в местных СМИ в качестве корреспондента, многочисленные творческие работы и проекты.
Достижения: с 7 класса I места в муниципальных предметных олимпиадах по английскому языку, химии, биологии, русскому языку; на конференциях ДАНЮИ в г. Ростове II место (2006 г.), I место (2008 г.) в секции “Лексикология и стилистика”; является капитаном сборной гимназии по баскетболу, а та с свою очередь является чемпионом района и призером (III место) зональных соревнований и т.д. и т.п.
Шумайлова Алина (Этик). В определении психолога – ребенок одаренный духовно. Примечательны сопутствующие результаты: успешность самореализации в хореографии (дипломы I степени 2006, 2007, 2008 гг.) и творческих, именно творческих работах по математике (в 2007 году Благодарственное письмо, в 2008 – Грамота за IV место на конференции ДАНЮИ в секции “Математика”, 2009 –Диплом за II место в конференции ДАНЮИ в секции “Математика”).
Шилкин Дима (Философ): оригинальность мышления, самососредоточенность, философское осмысление своего предназначения, собственная временная организация и автономная избирательность познавательной деятельности. Не отличник, мягко говоря. Был момент, когда он просто потерял интерес к школьному обучению и занялся самообразованием в области программирования, психологии, литературы и вообще искусства. Сейчас он работает в школе лаборантом в компьютерном классе и является первым помощником во всех творческих мероприятиях гимназии.
Список можно продолжать бесконечно.
Кроме того, одним из условий реализации любого творческого потенциала является осознание ценностно-смысловой значимости продуктов собственной деятельности в сфере социального окружения: “востребовано” - “не востребовано”, это приносит мне успех или нет?
Поэтому следующим этапом совершенствования технологий качественного образования вообще и работы с одаренными детьми в частности, становится “Формирование открытой системы государственно-общественного управления гимназией как средой жизненного и профессионального самоопределения педагогов и обучающихся” (именно эта программа получила поддержку в 1 млн. руб. в рамках ПНПО)
Открытость диалогу, сотрудничеству, внешней оценке результатов, а главное априорность всеобщего характера и принятие всего разнообразия одаренности – становится главным принципом организации деятельности и учащихся, и педагогов.
Изучение социального заказа родителей гимназии выявило следующие тенденции:
- в рейтинге целей, которые, по мнению родителей, должна преследовать гимназия на первом месте – подготовить к поступлению в ВУЗ, на втором – мотивировать продолжение образования, на третьем – воспитывать нравственность и духовность (радует факт признания этого все-таки в первой тройке);
- обучение ребенка в таком особом учреждении как гимназия вызывает у родителей чувство оптимизма и стремления к активной самореализации;
- 80,5% родителей считают, что будущий жизненный успех их ребенка полностью зависит от качества его нынешней образовательной деятельности.
Процесс реализации намеченной программы развития как раз и должен перевести образовательную среду гимназии в принципиально новое состояние, в котором
- для ученика образцы усвоения заранее не заданы и требуется генерация самостоятельных учебных продуктов;
- а учитель является автором или со-автором технологий, в которых ученик сам должен создавать (может быть, следуя за учителем) образцы усвоения, искать и осваивать собственные методы образовательной деятельности.
Такое образование в большей мере будет соответствовать и социальным запросам сегодняшнего дня, а именно: выпускник гимназии должен быть готов действовать в ситуации неопределенности, проявлять активность, самостоятельность и мобильность, что является основой для достижения им жизненного успеха; и обеспечит развитие его одаренности на деятельностно-смысловой основе.