Малые жанры фольклора: пословицы, поговорки, скороговорки, загадки, потешки

Разделы: Начальная школа


Цель: знакомство с малыми жанрами фольклора (устным народным творчеством).

Задачи: Выявить прежний читательский опыт(знание малых жанров фольклора). Формировать понятия о малых жанрах фольклора. Воспитывать на традициях русской национальной культуры, используя краеведческий материал.

Оборудование: окна избы, изображение печки, деревянные ложки, солонка, чугунок, половики, лавки, скатерть, рушники, самовар, блюдо с пирожками, рогожка (грубая ткань), кузовок, ремешок, кукла, гребень деревянный, домовёнок, петушок, слайды (10), изображение старой Москвы, слова-опоры: жанры фольклора, устное народное творчество, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки.

“Не красна изба углами, а красна пирогами”, “Чай пить – не дрова рубить”.

ХОД УРОКА

I. Организация класса.

Учебники, тетради -
Всё у нас готово.
Будем слушать и читать
И о новом узнавать.

II. Актуализация. (Сообщение темы и цели урока)

- Сегодня на уроке мне бы хотелось восстановить связь времён, заглянуть в прошлое русского народа.

СЛАЙД 1

Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.

СЛАЙД 2 (с музыкой)

Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…

СЛАЙД 3

Вы хотите знать, как жили русские люди? Как работали?

Как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Тогда в путь.

А в конце нашего путешествия вы ответите на вопрос:  “Что нам помогает не забывать своих предков, свою культуру, свои корни?”

СЛАЙД 4

III. Мотивация.

СЛАЙД 5

-  А знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называют избами.

СЛАЙД 6

И всё-то в избе сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.

IV. Знакомство с загадкой.

СЛАЙД 7

Сколько народных умельцев на Руси было! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую плошку, из дерева делали кадки, бочонки.

Что ещё делали из дерева?

СЛАЙД 8

А какой предмет я прячу? Отгадайте.

Для кудрей и хохолков

Целых двадцать пять зубков.

И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.

(Дети отвечают – РАСЧЁСКА ) [3]

-  Правильно, расчёска. А в старину этот предмет называли ГРЕБНЕМ. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Дети отвечают)

Недавно мы с вами были в музее В.И.Чапаева. Как называется первое помещение в избе? (СЕНИ)Увиденное на экскурсии сейчас вам поможет. Дальше мы поговорим о предметах, необходимых для работы в поле. Эти предметы существуют и сейчас, только ими работают уже не в поле, а на дачах, в огородах. Вспомните предметы в сенях.

Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (ГРАБЛИ) [3] СЛАЙД 9

Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (КОСА) [3] СЛАЙД 10

Кто берёт сено тремя зубами? (ВИЛЫ) [3] СЛАЙД 11

А как называется этот предмет? (КУЗОВОК)

Что клали в кузовок?
А это что за предмет? (ПИЩУР) СЛАЙД 12

Что в него клали? (ПИЩУ)

Назовите этот предмет (СИТО) СЛАЙД 13

Молодцы, можно вас в избу пустить.

НО сначала скажите:

- Без чего мы не смогли бы прожить в старину в избе? Что было главным?

СЛАЙД 14 - печка (открываются ставни-створки доски).

- Что я вам сейчас загадывала, а вы отгадывали? (Загадки – на доску)

Загадки - один из жанров устного народного творчества (фольклора – на доску).

Долгими зимними вечерами, когда закончены работы в поле, в какой– нибудь избе собирались парни и девушки … правильно, на ПОСИДЕЛКИ. Вспомните концерт филармонии и скажите, что происходило на посиделках?

-  А ещё друг другу загадывали загадки.

-  Загадайте загадки друг другу..

V. Знакомство с шутками, прибаутками.

В избе была хозяйка.
Наша хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним-одна за всё отвечает. [3]

О чём договаривались с ней? (Дети отвечают)

А разгороры любили разбавлять ШУТКАМИ, ПРИБАУТКАМИ.

Хозяйка (подходит к печи, обращаясь к ней, произносит):

Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети, полечи и спаси,
В дом богатство принеси. [3]

Девочка:

Эх, чай, чай, чай…
Уж ты кумушка, встречай,
Прибауткой привечай. [3]

Хозяйка:

Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков!

Хозяйку потеште – пирогов моих поешьте. [3]

VII. Работа с пословицами.

1) Учитель: “Не красна изба углами, а красна пирогами!” [4]

(Так говорили о гостеприимной хозяйке)

Разливая чай хозяйка говорит: “Чай пить – не дрова рубить!” [4]

- Как вы понимаете это выражение?

- Такие устойчивые выражения, в которых заложена мысль, называют пословицами.

2) Работа по учебнику с. 53 (чтение пословиц и поговорок) [1].

Обратите внимание на изображение Москвы. Объясните. Почему её так называли?

Прочитай те про себя следующие 3 пословицы. О чём они? (О знаниях, об учёбе)

- Очень много пословиц и поговорок сложил русский народ. А вот домовёнок, который поселился сегодня у нас, замазал золой окончания пословиц. Помогите мне восстановить их на нашей стене.

VIII.  Физминутка.

Наденем сапожки
Это – с правой ножки,
Это – с левой ножки.
Зашагали ножки – топ, топ, топ,
Прямо по дорожке – топ, топ, топ.
Большие ножки шли по дорожке
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ, топ, топ, топ, топ. [5]

IX. Знакомство с потешками.

Чтобы себя развеселить рассказывали потешки:

Словарная работа (предметы - лукошко, рогожка).

Лукошко - корзиночка прямоугольной формы.

Рогожка (из словаря Ожигова) - грубая ткань.

Бабушка, бабушка, в гости пора!
На чём ехать-то, детушки?
А ты на рогоже!
На рогоже -  негоже.
А ты -  в лукошке!
Вывалюсь по дорожке!
Привяжись ремешком.
Нет, уж лучше пойти пешком! [1]

Жадный пёс,
Дров принёс,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напёк,
Спрятался в уголок
И съел сам
Гам, гам, гам! [1]

- Ты пирог съел?

- Нет, не я!

- А ещё хочешь?

- Хочу! [5]

- Что делаешь?

- Ничего.

- А он что?

- Мне помогает. [5]

- Андрейка, детка, чего плачешь?

- Об ворота ударился головой.

- А когда это было?

- Вчера вечером.

- Почему же ты плачешь сегодня?

- Так ведь вчера дома никого не было. [5]

Х. Чтение скороговорок. С. 54 - работа по учебнику [1]

ХI. Пение колыбельных песенок, рассказывание считалочки.

- Как приятно ложится спать, если кто-то поёт тебе колыбельную песенку. Вспомните, как вас убаюкивала мама, бабушка.

(Исполнение колыбельных песенок детьми)

А как играют с малышами? (Ладушки, ладушки... - физпауза)

ХII. Закрепление изученного.

Работа по тетради. С. 24. Урок  № 18.  № 1. № 5. Считалочки. [2]

ХIII. Итог урока.

-  Какие жанры фольклора помогают нам помнить о предках, не забывать свои корни, сохранять свою культуру? (Перечисление всех жанров фольклора по словам – опорам)

-  Из поколения в поколение передаётся народное поэтическое слово, в нём народная мудрость, наша история. Каждому человеку необходимо ценить своё прошлое.

Литература

  1. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1-го класса общеобразовательных учреждений. -  2-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  2. Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: 1-й класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.-  2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2008.
  3. Т.А.Бударина, Л.С.Куприна, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. - Спб.: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2004.
  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ., коммент. И слов Ю.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
  5. Умница-разумница: русские народные песенки, потешки, считалки. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,1995.