Цель: знакомство с малыми жанрами фольклора (устным народным творчеством).
Задачи: Выявить прежний читательский опыт(знание малых жанров фольклора). Формировать понятия о малых жанрах фольклора. Воспитывать на традициях русской национальной культуры, используя краеведческий материал.
Оборудование: окна избы, изображение печки, деревянные ложки, солонка, чугунок, половики, лавки, скатерть, рушники, самовар, блюдо с пирожками, рогожка (грубая ткань), кузовок, ремешок, кукла, гребень деревянный, домовёнок, петушок, слайды (10), изображение старой Москвы, слова-опоры: жанры фольклора, устное народное творчество, загадки, пословицы, поговорки, скороговорки, потешки.
“Не красна изба углами, а красна пирогами”, “Чай пить – не дрова рубить”.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Учебники, тетради -
Всё у нас готово.
Будем слушать и читать
И о новом узнавать.
II. Актуализация. (Сообщение темы и цели урока)
- Сегодня на уроке мне бы хотелось восстановить связь времён, заглянуть в прошлое русского народа.
СЛАЙД 1
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
СЛАЙД 2 (с музыкой)
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют…
СЛАЙД 3
Вы хотите знать, как жили русские люди? Как работали?
Как отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Тогда в путь.
А в конце нашего путешествия вы ответите на вопрос: “Что нам помогает не забывать своих предков, свою культуру, свои корни?”
СЛАЙД 4
III. Мотивация.
СЛАЙД 5
- А знаете почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из брёвен. Такие дома называют избами.
СЛАЙД 6
И всё-то в избе сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и мебель, и посуда.
IV. Знакомство с загадкой.
СЛАЙД 7
Сколько народных умельцев на Руси было! Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую плошку, из дерева делали кадки, бочонки.
Что ещё делали из дерева?
СЛАЙД 8
А какой предмет я прячу? Отгадайте.
Для кудрей и хохолков
Целых двадцать пять зубков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком.
(Дети отвечают – РАСЧЁСКА ) [3]
- Правильно, расчёска. А в старину этот предмет называли ГРЕБНЕМ. Вот он! Он тоже деревянный. На что он похож? (Дети отвечают)
Недавно мы с вами были в музее В.И.Чапаева. Как называется первое помещение в избе? (СЕНИ)Увиденное на экскурсии сейчас вам поможет. Дальше мы поговорим о предметах, необходимых для работы в поле. Эти предметы существуют и сейчас, только ими работают уже не в поле, а на дачах, в огородах. Вспомните предметы в сенях.
Двенадцать деревянных коней одним поводом веду. (ГРАБЛИ) [3] СЛАЙД 9
Блестит, сверкает,
По полю гуляет,
Всю траву срезает. (КОСА) [3] СЛАЙД 10
Кто берёт сено тремя зубами? (ВИЛЫ) [3] СЛАЙД 11
А как называется этот предмет? (КУЗОВОК)
Что клали в кузовок?
А это что за предмет? (ПИЩУР) СЛАЙД 12
Что в него клали? (ПИЩУ)
Назовите этот предмет (СИТО) СЛАЙД 13
Молодцы, можно вас в избу пустить.
НО сначала скажите:
- Без чего мы не смогли бы прожить в старину в избе? Что было главным?
СЛАЙД 14 - печка (открываются ставни-створки доски).
- Что я вам сейчас загадывала, а вы отгадывали? (Загадки – на доску)
Загадки - один из жанров устного народного творчества (фольклора – на доску).
Долгими зимними вечерами, когда закончены работы в поле, в какой– нибудь избе собирались парни и девушки … правильно, на ПОСИДЕЛКИ. Вспомните концерт филармонии и скажите, что происходило на посиделках?
- А ещё друг другу загадывали загадки.
- Загадайте загадки друг другу..
V. Знакомство с шутками, прибаутками.
В избе была хозяйка.
Наша хозяюшка в дому,
Что оладушек в меду.
Она прибирает, она подавает,
Одним-одна за всё отвечает. [3]
О чём договаривались с ней? (Дети отвечают)
А разгороры любили разбавлять ШУТКАМИ, ПРИБАУТКАМИ.
Хозяйка (подходит к печи, обращаясь к ней, произносит):
Ой ты, печка-сударыня,
Помоги нам, боярыня:
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети, полечи и спаси,
В дом богатство принеси. [3]
Девочка:
Эх, чай, чай, чай…
Уж ты кумушка, встречай,
Прибауткой привечай. [3]
Хозяйка:
Как для вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найти едоков!
Хозяйку потеште – пирогов моих поешьте. [3]
VII. Работа с пословицами.
1) Учитель: “Не красна изба углами, а красна пирогами!” [4]
(Так говорили о гостеприимной хозяйке)
Разливая чай хозяйка говорит: “Чай пить – не дрова рубить!” [4]
- Как вы понимаете это выражение?
- Такие устойчивые выражения, в которых заложена мысль, называют пословицами.
2) Работа по учебнику с. 53 (чтение пословиц и поговорок) [1].
Обратите внимание на изображение Москвы. Объясните. Почему её так называли?
Прочитай те про себя следующие 3 пословицы. О чём они? (О знаниях, об учёбе)
- Очень много пословиц и поговорок сложил русский народ. А вот домовёнок, который поселился сегодня у нас, замазал золой окончания пословиц. Помогите мне восстановить их на нашей стене.
VIII. Физминутка.
Наденем сапожки
Это – с правой ножки,
Это – с левой ножки.
Зашагали ножки – топ, топ, топ,
Прямо по дорожке – топ, топ, топ.
Большие ножки шли по дорожке
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки бежали по дорожке
Топ, топ, топ, топ, топ. [5]
IX. Знакомство с потешками.
Чтобы себя развеселить рассказывали потешки:
Словарная работа (предметы - лукошко, рогожка).
Лукошко - корзиночка прямоугольной формы.
Рогожка (из словаря Ожигова) - грубая ткань.
Бабушка, бабушка, в гости пора!
На чём ехать-то, детушки?
А ты на рогоже!
На рогоже - негоже.
А ты - в лукошке!
Вывалюсь по дорожке!
Привяжись ремешком.
Нет, уж лучше пойти пешком! [1]
Жадный пёс,
Дров принёс,
Воды наносил,
Тесто замесил,
Пирогов напёк,
Спрятался в уголок
И съел сам
Гам, гам, гам! [1]
- Ты пирог съел?
- Нет, не я!
- А ещё хочешь?
- Хочу! [5]
- Что делаешь?
- Ничего.
- А он что?
- Мне помогает. [5]
- Андрейка, детка, чего плачешь?
- Об ворота ударился головой.
- А когда это было?
- Вчера вечером.
- Почему же ты плачешь сегодня?
- Так ведь вчера дома никого не было. [5]
Х. Чтение скороговорок. С. 54 - работа по учебнику [1]
ХI. Пение колыбельных песенок, рассказывание считалочки.
- Как приятно ложится спать, если кто-то поёт тебе колыбельную песенку. Вспомните, как вас убаюкивала мама, бабушка.
(Исполнение колыбельных песенок детьми)
А как играют с малышами? (Ладушки, ладушки... - физпауза)
ХII. Закрепление изученного.
Работа по тетради. С. 24. Урок № 18. № 1. № 5. Считалочки. [2]
ХIII. Итог урока.
- Какие жанры фольклора помогают нам помнить о предках, не забывать свои корни, сохранять свою культуру? (Перечисление всех жанров фольклора по словам – опорам)
- Из поколения в поколение передаётся народное поэтическое слово, в нём народная мудрость, наша история. Каждому человеку необходимо ценить своё прошлое.
Литература
- Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: Учебная хрестоматия для учащихся 1-го класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., с уточн. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Л.А.Ефросинина. Литературное чтение: Уроки слушания: 1-й класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- 2-е изд., испр. – М.: Вентана-Граф, 2008.
- Т.А.Бударина, Л.С.Куприна, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова. Знакомство детей с русским народным творчеством. Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников. - Спб.: “ДЕТСТВО ПРЕСС”, 2004.
- Русские народные загадки, пословицы, поговорки./ Сост., авт. вступ., коммент. И слов Ю.Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
- Умница-разумница: русские народные песенки, потешки, считалки. – Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,1995.