“Орфографическая тетрадь” по русскому языку предназначена для работы над словами с непроверяемыми написаниями. Отбор слов соответствует содержанию учебника “Русский язык” (4-й кл.) авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Приложением к тетради является пособие в виде разрезных карточек “Слова с непроверяемыми написаниями к учебнику “Русский язык”, 4-й класс” (составители Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
В тетради слова помещены в алфавитном порядке, но вводятся они по мере того, как появляются на страницах учебника. Место нужного слова в тетради легко найти по алфавиту.
Каждое новое слово вводится через ребус или загадку, этот материал выносится на доску, а затем новое слово ученики записывают на первой строке соответствующей страницы. В системе упражнений и заданий к каждому слову обязательно предлагается: 1) введение слова с помощью ребуса, кроссворда, шифрованной таблицы или загадки; 2) толкование лексического значения, в некоторых случаях -дополнительный материал “К истокам слова” - о происхождении слова, изменении его лексического значения и т.п.; 3) упражнение на подбор однокоренных слов.
Также предлагаются дополнительные задания:
- упражнение на запись слов и обозначение орфограмм;
- задания, связанные с употреблением слова в речи, в том числе в составе пословиц, устойчивых выражений, фразеологических оборотов;
- упражнение на построение предложений;
- упражнения в подборе синонимов и антонимов;
- разгадывание шарад, кроссвордов.
Учителю следует обратить внимание на необходимость постановки ударения во всех “словарных” словах (в том числе однокоренных), выделения корня (если орфограмма в корне) и подчеркивания орфограммы-буквы одной чертой.
В ходе работы над словами необходимо регулярно проводить тренировочные словарные диктанты, состоящие из однокоренных слов с непроверяемыми написаниями.
Периодичность проведения не менее двух раз в четверть. Количество слов диктанта должно соответствовать нормам (12–15 слов).
Примерные словарные диктанты в 4 классе и сроки их проведения
№ | Слова диктанта | Срок проведения |
1 | Десерт, иногда, капитан, корабль, нарочно, облако, памятник, прогресс, процесс, ремонт, ситуация, шорох. | конец сентября |
2 | Колено, копыто, копытце, лиловый, озорной, песчаный, сочинение, тревога, фантазия, фантастика, фиолетовый. | конец октября |
3 | Алмаз, алмазный, выражать, выразительный, имеет в виду, костёр, происшествие, рояль, старание, стараться, традиция, тревога. | конец ноября |
4 | Вдвоём, карнавал, коридор, пожалуйста, решение, цитата, (слова с удвоенной согласной по выбору учителя). | конец декабря |
5 | Забота, заботиться, ладонь, лепесток, надолго, падеж, палатка, (слова с непроизносимой согласной по выбору учителя). | конец января |
6 | Готовить, камыш, карниз, конструктор, конструкция, копейка, матч, пальто, пианино, престиж, престижный, свитер. | конец февраля |
7 | Впервые, газета, корзина, несколько, обаяние, (рекламная) кампания, (весёлая) компания, (словарные слова, в которых дети делают ошибки). | середина марта |
8 | Багряный, багровый, жёлтый, оранжевый, лиловый, фиолетовый, истина, истинный, кабинет, наверное, простор, путешествие, путешественник, сверкать, серебро, серебряный, справедливость, странный. | конец апреля |
9 диктант проводится в мае, слова диктанта подбирает учитель.
Список слов
вдвоём ветреный внутри впервые выразительный готовить десерт иметь в виду иногда истина кабинет кампания капитан карнавал карниз колено компания конструктор конструкция копейка копыто корабль коридор |
костёр лаборатория лиловый матч металл наверно нарочно несколько обаяние озорство отчаяние пальто памятник песчаный пианино пожалуйста понимать пополам поровну престиж прогресс происшествие простор |
профессия процесс путешествие развеваться развиться ремонт решение рояль сверкать свитер ситуация славяне справедливый стараться стеречь странный традиция тревога фантазия фантастика фиолетовый цитата шорох |
Литература
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. Российская АН, Российский фонд культуры, 2-е изд., испр. и доп. М., АЗЪ, 1994 г.
- Львов М. Р. Словарик синонимов и антонимов. 1-4 классы. Тула, “Родничок”, М. ООО “Издательство Астрель”, 2000 г.
- Учебный словарь синонимов русского языка. Авт. Зимин В. И., Алекторова Л. П. и др. М., Школа-Пресс, 1994 г.
- Бетенькова Н. М., Фомин Д. С. Конкурс грамотеев: Дидакт. игры и занимат. упражнения по русскому языку для учащихся нач. шк. Кн.для учителя - М., Просвещение, АО “Учеб. лит.”, 1995 г.
- Кондратов В. Н. Грамматические игры и загадки . Костромское книжное издательство. 1961 г.
- Волина В. В. Учимся играя. М., Новая школа. 1994 г.
- Волина В. В. Весёлая грамматика. М., Знание, 1995 г.
- Канакина В. П. Работа над трудными словами в начальных классах. М., Просвещение, 1991 г.
- Сухин И. Г. 800 загадок - 100 кроссвордов. М., Новая школа, 1997 г.
- Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Линго Т. И. Ярославль, “Академия развития”, “ Академия К”, 1998 г.
- Илларионова Учите детей отгадывать загадки. М, Просвещение, 1984 г.
- Новоторцева Н. В. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. Ярославль, ТОО “ Гринго”, 1995 г.
- Прохоренко К. И. Материалы для упражнений по грамматике и правописанию (пословицы, поговорки, загадки). М., Акдемия пед. наук. 1963 г.
- Нарушевич А. Г., Попова Е. В. Тесты по русскому языку. Учебное пособие для начальной школы. М., ССТ ПРЕСС 1999 г.
- Гегелия Н. А. Исправление недостатков произношения у школьников и взрослых. Пособие для логопеда. М., Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999 г.
- Козырева Л. М. Слова - друзья и слова - неприятели. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
- Козырева Л. М. Как образуются слова. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
- Козырева Л. М. Секреты прилагательных и тайны глаголов. Тетрадь для логопедических занятий. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2001 г.
- Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие. М., “Гуманит.изд. центр ВЛАДОС”, 1997 г.