Пояснительная записка
Программа “Экология экскурсионная” направлена на расширение кругозора учащихся начальной школы, их оздоровление, формирование экологической культуры и проектного-исследовательских способностей учащихся.
Никакие технические и информационные технологии обучения не заменят личного организованного целенаправленного контакта с природными объектами, который возможен только на экскурсии под руководством знающего учителя. У каждой школы есть такие возможности, поэтому необходимо выводить детей в ближайший сквер, парк, лес. В наше школе эта деятельность проводится уже более 5 лет.
Во время экологических экскурсий ученики познают основы экологической культуры на предметно-чувственном уровне, осмысливают окружающий мир как единое целое с определенными закономерностями. У них возникают эстетические переживания. Во время экскурсий дети приобретают опыт добротворчества, сотрудничества со взрослыми в практической проектной экологической деятельности.
Курс построен на основе экосистемного подхода. Темы экскурсионных занятий и маршруты определяются экосистемами: дубравы, хвойного леса, водоема. Программа состоит из пяти основных тем. Каждое занятие носит элементы творчества и предполагает самостоятельную деятельность школьников.
Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)
Бесценность городских лесов. Как вести себя в гостях у леса. День рожденья Леса. Школьная тропа здоровья. Бывают ли вредные животные и растения. Птицы леса. Народные приметы.
Практическое занятие № 1 “Осенние листочки”.
Практическое занятие № 2 “Заготовим корм для птиц”.
Практическое занятие № 3 “Кормушки для птиц”.
Цели:
- учить бережному отношению ко всему, что живет и растет в лесу;
- учить беречь прекрасные творения природы;
- учить распознавать природные объекты, различать листья наиболее распространенных деревьев;
- учить верно оценивать свои поступки и поступки окружающих;
- показать, что природе прекрасна во все времена года;
- формировать причинно-следственные связи;
- сформировать знания о роли организмов, объяснить, что не бывает ни вредных ни полезных организмов, а каждый выполняет свою роль, поддерживая природное равновесие;
- развивать память, наблюдательность;
- развитие экологической культуры поведения в лесу;
- воспитывать уважение к мудрости народа.
Тема 2. Дубрава (6 часов)
Дубы – великаны. Этажи леса. Грибы – особые обитатели леса. Птицы дубравы. Муравьи и муравейник. Почему лягушки не мешают кукушкам.
Цели:
- учить доброжелательному отношению к другим живым существам;
- развивать память наблюдательность;
- сформировать представление о простейших цепях питания;
- формировать причинно-следственные связи;
- пробудить желание сажать и растить деревья;
- воспитание чувства сострадания.
Густой дремучий темный лес. Птицы и звери темнохвойного леса . Елкины слезы. Пожар в лесу. Костры и тропинки – лесные болячки.
Цели:
- учить ответственному и бережному отношению к лесным богатствам;
- научить правилам поведения в случае пожара;
- приучать ответственному отношению к нужному делу – изготовлению кормушек и подкормке птиц;
- воспитание жертвенности и любви ко всему живому;
- воспитание эстетических чувств на основе увиденного.
Тема 4. Водоемы (6 часов)
Правила поведения на водоеме. Зимние заботы рыбаков. Зачем беречь болота. Кто живет и что растет в пруду. Леса и реки.
Цели:
- научить понимать, что чистая вода – это бесценный дар природы, который нужно бережно сохранять;
- научить правилам поведения на воде;
- расширить представление о воде, ее роли и значении для всего живого на земле;
- развить представление о разнообразии обитающих на поверхностях воды;
- формировать причинно-следственные связи;
- экологическое воспитание через понимания и правильное суждение о бедах природы.
Тема 5. Проблемы природного дома (6 часов)
Экскурсия в Дарвиновский музей. Береги первоцветы – земли украшенье. Научись любоваться растущим цветком. Что значит любить природу. Зеленая аптека. Проблемы природного дома.
Цели:
- учить понимать происходящие в природе процессы;
- развивать представление о лекарственных растениях, их применением и правилами сбора;
- сформировать убеждение, что красота и творение природы бесценны, их необходимо бережно охранять;
- воспитание нового поколения, которое хорошо понимает экологические проблемы, активно участвует в пропаганде идей бережного отношения к природным ресурсам среди сверстников.
Литература
- Алексеев С.В. и др. Практикум по экологии. М., 1996.
- Блинников В.И., Блинникова Л.И., Биоэкологические экскурсии в природу.- Рязань. книжное издательство “Горизонт”, 1983 г.
- Борейко В.Е. Дорога к заповеднику. М., 1996.
- Бочкарева Н.Ф. Система экологического образования и воспитания учащихся. Калуга., 1996.
- Вестник экологического образования в России. № 2, 1996.
- Гроздова Н.Б. Занимательная дендрология. М., 1991.
- Измайлов И.В. и др. Биологические экскурсии. М., 1983.
- Измайлова О.С. Внеклассная работа по экологии. Экологический театр “Волшебный театр“. "Этот пестрый, волшебный загадочный мир” Сайт “Первое сентября”.
- Карпенкин Б.М. “Народный календарь Подмосковья“ М. УЦ Перспектива, 1999. 104 с.
- Культура и экология. М., 1996.
- Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию: Пособие для воспитателей дошкольных дошкольных учреждений и учителей нач. шк. / Мн.: ООО”Асар, 2004. 512 с.: ил.
- Нечаев М.П. Экскурсионная деятельность в образовательном процессе. М. Перспектива. 2007.
- Нидон Х. Растения и животные. Руководство для натуралиста. М., 1991.
- Никишов А.И., Кузнецов В.Н., Теплов Д.Л., Экология: учебник для 5–6 классов. М.:Устойчивый мир, 1999 г.
- Проект федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. Ч.2. М.2002.
- Райков Б.Е., Римский-Корсаков М.Н. Зоологические экскурсии. М., 1994.
- Ридигер О.Н. “Проблемы школьного экологического образования”, статья в приложении “Биология” № 27-28/2002 к еженедельной газете Издательского дома “Первое сентября”.
- Ридигер О.Н. “Некоторые пути повышения эффективности методов обучения экологии в средней школе”, “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд. РУДН, 2003. 478 с.: ил.
- Ридигер О.Н. Атлас. Биология и экология растений. 6 класс. М.: ООО “Аст-ПРЕСС ШКОЛА”. 2005 г.
- Ридигер О.Н. Экологическое образование и воспитание школьников (из опыта работы школы № 1161). Сборник Департамента образования г. Москвы “Модель непрерывного экологического образования в системе дошкольного и общего образования Москвы// Отв. Редактор Курнешева Л.Е. М.: Центр “Школьная книга” 2006. С.69.
- Ридигер О.Н. Экологическое просвещение в системе опорных школ. Статья в газете “Биология” (Приложение к “Первое сентября”), № 24, декабрь, 2006 г.
- Ридигер О.Н., Багдеева В.А., Афицерова Е.В. “ Лесопатологическое исследование сквера около управы района “Южное Бутово” “Актуальные проблемы экологии и природопользования” (выпуск 3, часть 2). Сб. науч. трудов. М.: Изд- РУДН, 2003. 478 с.: ил.
- Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д. “Практические методы в контроле загрязнений малых рек бассейна реки Волги и их локальное применение на территории Южного Бутова”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.
- Ридигер О.Н., Ридигер Д.Д., Морозов И.Ю. “Почва и методы ее биологической диагностики”. Актуальные проблемы экологии и природопользования. Вы.5. Ч.2. Экологические исследования природно-техногенных систем: Сб.науч.трудов. М.: Изд-во РУДН, 2004. 296 с.: ил.
- Самкова В.А., Шурхал Л.И., Экология. Природа. Человек. Культура: учебное пособие для 6 классов. М.:Издат. Дом “Новый учебник”, 2004.
- Седлецкая Е.А. Охраняемые растения Москвы. М., 1999.
- Седлецкая Е.А. Исследовательские работы школьников г.Москвы в области окружающей среды. М., 1998.
- Скегина Н.Г. и др. “Экология для тебя.I часть”. Учебное пособие пособие для учащихся младшего и среднего старшего возраста – М., 2006.
- Скегина Н.Г. и др. “Экология для тебя.II часть”. Методическое пособие для учителя. М., 2006.
- Чижова В.П. Школа природы. М., 1997.
- Школьный экологический мониторинг городской среды. М., 2000.
- Экология большого города. Альманах. М.: “Прима-Пресс”, 1997.
Тематическое планирование
Тема 1. Здравствуй, лес! (11 ч)
- Бесценность городских лесов.
- Как вести себя в гостях у леса.
- День рожденья Леса.
- Школьная тропа здоровья.
- Бывают ли вредные животные.
- Бывают ли вредные животные растения.
- Птицы леса.
- Народные приметы.
- Практическое занятие № 1 “Осенние листочки”.
- Практическое занятие № 2 “ Заготовим корм для птиц”
- Практическое занятие № 3 “ Кормушки для птиц”
Тема 2. Дубрава (6 часов)
- Дубы – великаны.
- Этажи леса.
- Грибы – особые обитатели леса.
- Птицы дубравы.
- Муравьи и муравейник.
- Почему лягушки не мешают кукушкам.
Тема 3. Хвойный лес (5 часов)
- Густой дремучий темный лес.
- Птицы и звери темнохвойного лес.
- Елкины слезы.
- Пожар в лесу.
- Костры и тропинки – лесные болячки.
Тема 4. Водоемы (6 часов)
- Правила поведения на водоеме.
- Весна на водоемах.
- Зачем беречь болота.
- Кто живет и что растет в пруду.
- Леса и реки.
Тема 5. Проблемы природного дома (6 часов)
- Экскурсия в Дарвиновский музей.
- Береги первоцветы – весенние украшенья Земли.
- Научись любоваться растущим цветком.
- Что значит любить природу.
- Зеленая аптека.
- Проблемы природного дома.