Как кроссворды помогают в обучении

Разделы: Информатика


Поиск новых форм и приемов изучения информатики в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.

В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность школьников за результаты учебного труда. Эти задачи можно успешно решать через технологию игровых форм обучения. В.П. Беспалько в книге: “Слагаемые педагогической технологии” дает определение педагогической технологии, как систематичное воплощение на практике заранее спроецированного учебно-воспитательного процесса. Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого деятельность, работа, служба. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Для многих детей компьютер является игрушкой, играя в которую можно весело провести досуг. Многими современными педагогами доказано, что играя можно учиться.

Одним из известных нетрадиционных видов урока является грамматическая игра - кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей, тренировки   памяти. Отгадывание кроссворда позволяет использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности к главной цели – творческо-поисковой деятельности.

Сегодня очень большое количество людей разгадывают кроссворды, когда едут на работу, когда ждут очередь в поликлинике, много пенсионеров разгадывают и увлекаются кроссвордами. Появляется все больше программ, где тем или иным образом зашифрованы слова. Что это веяние времени или в этом есть какая-то польза? Учитывая, что разгадывание кроссвордов имеет свое место в практической жизни, может быть в школьном курсе, при изучении разных предметов, это принесет свои плоды, в виде знаний.

Процесс   отгадывания кроссвордов,помнениюсовременныхпедагогов, является своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей умственные силы ученика. Отгадывание кроссвордов оттачивает и дисциплинирует ум, приучая учеников к четкой логике, к рассуждению и доказательству. Отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд - как творческую задачу. (Эльконин Д.Б.)

Из раскрытия понятия кроссвордов педагогами, психологами различных научных школ можно выделить ряд общих положений:

  1. Кроссворд выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов.
  2. Кроссворд для детей есть самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активности самопознания, самовыражения.
  3. Кроссворд есть практика развития. Свобода самораскрытия, саморазвития с опорой на подсознание, разум и творчество.

Поддержание познавательной активности учащихся в ходе контроля за уровнем знаний - важное условие успешности учебного процесса. Однако известно, что повторное воспроизведение детьми учебного материала, будучи важным, в плане закрепления и контроля, снижает интерес к предмету, если проводится дублирующим образом и в форме простого повторения. (Маркова А.П. и др. Формирование мотивации учения) Оживить опрос и активизировать в процессе его работу учащихся могут занимательные формы проверки усвоения фактического материала - кроссворды.

Результат работы учителя оценивается умениями его учеников

  • Разгадывание кроссвордов повышают уровень самостоятельности и самодеятельности учащихся на уроке.
  • Изменяется отношение учащихся к предмету, учителю, друг к другу.
  • В электронных кроссвордах предусмотрена возможность проверки, исправления ошибок и вывод оценки за работу. Это повышает объективную направленность деятельности учеников на развитие своей личности.
  • Разгадывание кроссвордов увеличивает познавательный кругозор учащихся.
  • Снимается психологическое подавление личности, перед проверкой знаний, на уроке наступает атмосфера спокойствия и рабочей дисциплины.

Электронные кроссворды

Программа Microsoft Excel помогает создавать электронные кроссворды. (Приложение 1). Применяемая технология позволяет передать большое количество учебного материала в легкой и развлекательной форме. Табличный редактор позволяет составлять кроссворды, используя различные способы прочтения вопросов и варианты наглядного представления. Когда создаёшь кроссворд, то хотелось бы, чтобы учащегося ожидал сюрприз. Поэтому в кроссвордах есть формулы для проверки некоторых букв, обязательно работает функция для подсчета оценки знаний, используется различный способ ввода правильных ответов. С помощью гиперссылок не надо долго искать ячейку с нужным номеров для ответа, компьютер сам “перескочит” в отведенное для ответа место. Использование примечаний дает возможность компактно расположить кроссворд на листе.

Титульный лист:

  1. Содержание - 6 тем из курса информатики.
  2. Кнопки для очистки ячеек кроссвордов.
  3. Оценка за выполненную работу.

Кроссворд с подсказкой слов. В цветных областях кроссворда записаны слова, их надо прочесть слева направо, сверху вниз, по диагонали и т.д. найти определение и записать в ячейки.

Кроссворд с выбором номера вопроса.