Поселок Кемпендяй Сунтарского улуса Республики Саха (Якутия) расположен на правом берегу речки Кемпендяй в 57 км. от районного центра с.Сунтар.
От Кемпендяя до поселка Устье, расположенного на правом берегу реки Вилюй, пролегает шоссе протяженностью 57 км., по которому в течение круглого года осуществляется автомобильное движение. В п.Устье имеется паромная переправа через реку Вилюй, связывающая с с.Сунтар. Речка Кемпендяй имеет ширину в пределах 10-15 метров при глубине от 1 до 1,5 метра. Вода соленая. Речка имеет хорошо разработанную долину, ширина которой местами достигает 100-200 метров. Борта долины ассиметричны, с четко выраженными уступами террас.
Климат Кемпендяя резко континентальный. Годовая сумма осадков колеблется в пределах 206-308 мм. Преобладающее направление ветров северо-западное. Среднегодовая температура -7-8 градусов.
В Кемпендяе имеют развитие породы кембрийского, юрского и четвертичного возраста.
Кембрийские породы здесь выступают в виде куполов, с которыми связано солепроявление.
Юрские отложения в районе речки Кемпендяй занимают большую площадь. Они представлены здесь тремя свитами: нижней континентальной, морской и верхней континентальной свитой.
На территории Кемпендяйского наслега, примерно, где-то более 40 больших и малых озер, 10 ручейков. Самые крупные озера Муосааны, Чаингда, Арбанда, расположены в 90 км.от поселка Кемпендяй.
Поселок промышленный, занимается добычей соли, каменного угля, цеолита. Работает курортно-санаторный комплекс им. Г.Е Чолбодукова АК « АЛРОСА».
Природные ресурсы Кемпендяя неисчерпаемы: красная и белая глина, слюда, известь, открыты месторождения газа и нефти.
В данное время в современном образовании на первый план выдвигается значимость личности школьника и становится важным адаптировать учебный процесс к особенностям ее развития.
По Закону РФ “Об образовании” система образования должна обеспечивать “…самоопределение личности, создание условий для ее реализации, формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества”. Исходя из этого, учителя начальных классов работаем над разработкой индивидуальной образовательной траектории младших школьников. Итак, тема внеклассной работы «Индивидуальная образовательная траектория для младших школьников в сельской малочисленной школе».
Объект: процесс социального и личностного самоопределения младшего школьника.
Предмет: условия и содержание совместной деятельности субъектов образовательного пространства по разработке и обеспечению успешного продвижения младшего школьника по индивидуальной образовательной траектории.
Цель работы: определить педагогические условия процесса разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, способствующих формированию способности младшего школьника.
Гипотеза: способность и готовность младшего школьника к самоопределению в социуме и осознанному, ответственному выбору собственных жизненных стратегий возрастут, если:
- включить младших школьников в процедуру совместной с педагогами разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: определения целей, ценностей, критериев выбора стратегии учения, общения, поведения;
- обеспечить педагогическое сопровождение младших школьников за счет создания педагогических ситуаций взаимодействия субъектов образовательных учреждений различного типа.
Задачи заключаются в следующем:
1. Обосновать методологию педагогического сопровождения младших школьников при разработке и реализации индивидуальных образовательных траекторий.
2. Обосновать структуру и типологию индивидуальных образовательных траекторий, показав роль и место в их разработке ученика и учителя.
3. Обосновать систему педагогического сопровождения младших школьников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий, направления и содержание совместной деятельности педагогов и обучающихся.
4. Выявить общие и частные аспекты внедрения системы педагогического сопровождения в образовательных учреждениях различного типа и возможности их сотрудничества с представителями социума.
Индивидуальная образовательная траектория представляет собой:
- Целенаправленную образовательную программу, обеспечивающую ученику позиции субъекта выбора, разработки, реализации образовательного стандарта при осуществлении учителем педагогической поддержки, самоопределения и самореализации.
- Необходимость рассмотрения процесса построения индивидуально-образовательной траектории ученика, опирающегося на эти идеи, связана с тем, что они создают условия для самовыражения личности при обязательном достижении поставленных целей обучения.
- Индивидуально-образовательная траектория адекватно личностно-ориентированному образовательному процессу, но в то же время, не тождественна ему, так как имеет специфические особенности: она специально разрабатывается для конкретного ученика как его индивидуальная образовательная программа.
Кемпендяйская средняя общеобразовательная школа, где я работаю вот уже 23 года, организована в п.Кемпендяй в 1935 году, учреждено Сунтарским РОНО, зарегистрировано в Кемпендяйском сельсовете Сунтарского улуса.
Проживание в селе накладывает особый отпечаток на жителей. Они находятся вблизи от природы. Образ жизни включает различные виды деятельности по жизнеобустройству: обеспечение водой (льдом), заготовка топлива (дров), летом уход за приусадебным хозяйством, текущий ремонт дома и построек, охота, рыболовство.
В нашем наслеге в образовательном процессе участвуют КСК «Чэбдик», ЛПК «Алроса», ООО « Кемпендяйская солевая компания», школьный краеведческий музей «Кэскил», общественные организации села.
Школа опирается на них в своих образовательных программах и имеет возможность более углубленно решать собственные образовательные, школьные задачи - общего образования, индивидуального обучения, выявления и развития способностей детей.
Одним словом, социум отдаленного маленького села накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Педагогический коллектив опирается на современные психолого-педагогические исследования, доказывающие, что успех в профессиональной деятельности, прежде всего, зависит от развития мотивационной сферы личности, а не от суммы знаний или выработанных умений и навыков. Система воспитания выстраивается на основе интересов и собственного выбора учеников.
Основные подходы в организации воспитательного процесса - системный, деятельностный и личностно-ориентированный.
С целью привлечения родителей к активному участию в воспитании детей, в школе разрабатывается программа развития на основе использования уникального природного ландшафта как условие воспитания патриота и гражданина. Этот компонент в воспитании базируется на организации музейных уроков, исследовательских экспедиций по маршрутам, внеклассной и кружковой работы при школе и на селе, где активными участниками являются родители.
Помимо этого, функционирует школьная и сельская библиотеки, школьный краеведческий музей, КСК « Чэбдик», спортивные секции (в/борьба, баскетбол, волейбол, национальные виды спорта, горный бег).
В школе действует ученическое самоуправление, обеспечивающее развитие социально-активной личности. Самоуправление приучает учеников к осознанной постановке целей, планированию деятельности, анализу и самоанализу (осознанию себя в деятельности), контролю, самоконтролю и самокоррекции, тем самым формируя основы личностного роста.
Организация всей воспитательной работы осуществляется классными руководителями, деятельность которых координирует и направляет организатор воспитательной работы. Она же обеспечивает концептуальное и методическое содержание внеклассной работы. Перечень функциональных обязанностей классного руководителя многообразен. Важной частью системы воспитательной работы школы является формирование и укрепление школьных традиций.
В Кемпендяйской средней общеобразовательной школе школьники обучаются в 11 классах-комплектах. Из них: 1-я ступень (начальные классы) - 4 класса комплекта обучаются по системе школа-2000 (методика Л.Г.Петерсона), 11 -я ступень - 7 классов (предметное обучение, совместная детско-взрослая образовательная деятельность), 111-я ступень - 2 класса ( элементы уровневой дифференциации в отдельных предметах).
С 2008 – 2009 учебного года разрабатываем индивидуальные образовательные траектории для младших школьников, что позволит выявить их способности по тем или иным учебным предметам, а также позволит углубленно работать по профориентации школьников.
Ниже привожу ИОТ учеников 4 класса.
Индивидуальная образовательная траектория Ивановой Айыыны (4 класс)
Готовится стать врачом.
По программе изучает основные предметы за курс начальной школы. Во внеурочное время индивидуально изучает дополнительные предметы:
- Анатомия - преподает медсестра санатория – профилактория Иванова Н.П.
- Лекарственные травы – преподает мама Иванова Е.С.
- Закаливание – преподает учитель физкультуры Крылов И.И.
- Оздоровление – преподает кл.рук. Иванова В.А.
Индивидуальная образовательная траектория Егоровой Куннэй (4 класс)
Готовится стать педагогом.
По программе изучает основные предметы за курс начальной школы. Во внеурочное время индивидуально изучает дополнительные предметы:
- Педагогика – преподает учитель начальных классов Корнилова П.Р.
- Риторика – преподает учитель начальных классов Иванова В.А.
- Эстетика – преподает учитель технологии Гуляева С.Г.
- Культура – преподает библиотекарь Саввинова Н.Т.
Индивидуальная образовательная траектория Харчасова Богдана (4 класс)
Готовится стать банкиром.
По программе изучает основные предметы за курс начальной школы. Во внеурочное время индивидуально изучает дополнительные предметы:
- Экономика – преподает учитель математики Тихонова Р.А.
- Семейный бюджет – преподает мама Харчасова Н.Г.
- Финансы – преподает учитель математики Петрова Т.А.
- Культура делового человека – преподает психолог Федорова В.В.
Выводы:
1. Для учащихся начальных классов при желании можно составить индивидуальные образовательные траектории.
2. ИОТ охватывает внеклассную работу, с привлечением родителей, учителей.
3. Основной акцент при работе по ИОТ лежит на обширном желании самих обучающихся, совместной работе учителя и ученика.