Урок русского языка в 3-м классе "Обобщение знаний о составе слова. Упражнения в разборе по составу"

Разделы: Начальная школа


Цели  урока:

  1. Совершенствовать  знания  об  однокоренных словах  и  значимых  частях  слова.
  2. Развивать  умения  разбирать  слова  по  составу; развивать  орфографическую  зоркость (умение  находить  в  слове  букву, требующую  проверки.)
  3. Воспитывать  наблюдательность, внимание.

Ход  урока

1.  Орг. момент

2.  Сообщение темы  урока

- Чтобы  определить  тему  нашего  урока, отгадаем  кроссворд.

1. Учебное  помещение для занятий.

2. Верхняя  женская  или мужская  одежда.

3. Корм  для  лошади.

4. Защитник  Отечества.

5. Лиственное  дерево  с белым  стволом.

6. Красна  девица  сидит  в темнице, хвост - на  улице.

1. За  домом  у  дорожки
Висит  пол-лепёшки

2. Уютный  дом  нашли 
мои ручки, ластик  и карандаши.

3. Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
круглые ребятки

4. Вокруг  носа  вьётся,
А  в  руки  не  даётся.

5. Была  зелёной, маленькой,
потом  я  стала  аленькой.
На  солнце  почернела  я.
вот теперь я спелая.

У.- Ребята, посмотрите  внимательно  на  слова-отгадки, что можете  о  них  сказать?

Д.- Это  словарные  слова, их  нужно  запомнить.

У.- Найдите  в  этих  словах  буквы, обозначающие  мягкие  звуки.

Д.- Мягкие  звуки: л, в, б, р, с, п, т.

У.- Буква «я»  в  слове  ягода  обозначает  мягкий  звук?

Д.- Она  обозначает  два  звука.

У.- Итак, какая  тема  нашего  урока?

Д.- «Состав  слова».

У.- Сегодня  на  уроке  мы  будем  обобщать  знания  о  составе  слова. Какие  части  слова  вы  знаете?

Д.- Окончание, корень, приставка, суффикс.

3.  Минутка  чистописания

У.- Что  такое  Г – К?

ПОГРУ .  КА,  ПОЕЗ . КА, ПОВЯ . КА, ПЛОЩА. КА

У.- Прочитайте  слова. Чем  они  похожи? 

Д.- Это  неодушевлённые  имена  существительные  с  окончанием  а.  

У.- Все  слова  какой  орфограммы?

Д.- Во  всех  словах  орфограмма «Правописания  парных  согласных  в корне».

У.- Какое  слово  здесь  лишнее?

Д.- Лишнее  слово  площадка, оно  без  приставки, в  остальных  словах есть  приставка  по.

У.- Что  такое  приставка?            позд        позздд       позззддд

У.- Определите  порядок  написания  букв в  цепочках и  напишите строчку  до  конца.

Д.- Приставка  по  сочетается  в  цепочке  с  буквами, которые  являются  орфограммами  данных  слов. Количество  строчных  букв в  каждой  цепочке  увеличивается  на  одну.

У.- Как  проверить  правописание  парных  согласных  в  корне  слова?

Д.- Нужно  изменить  слово  или  подобрать  однокоренное  слово, чтобы  после  согласного  звука  стоял  гласный  звук.

У.- В  слове  площадка, какую  букву  вставим.

Д.- Вставим  букву  д, проверочное  слово  площадка – площади.

У.- Оставшиеся  три  слова  запишем  в  тетради  с  проверочными словами  через  тире. Какое  первое  слово  запишем? Выделим приставку.  Погрузка – погрузить, поездка – езда, повязка – повязал.

4. Работа  с  пословицей  и  поговоркой

 (С) лож(ь, -)ю  правда  не  дружит.

 (В) дружном   ко(л,л)ективе   д(и,е)ла  спорятся.

У.- Объясните  смысл  1 пословицы, 2 поговорки.  

- Запишите  эти  предложения  самостоятельно.

- Проверка. Найдите  в  каждом  предложении  знакомые вам  орфограммы  и  подчеркните  их.

- Найдите  однокоренные  слова.

Д.- Не  дружит, в  дружном.

У.- Почему  эти  слова  однокоренные? Какие  слова  называются однокоренными?

Д.- Слова, которые  имеют  одинаковый  корень  и  общее  по  смыслу.   

У.- Выделите  корень  друж. Слово  не  дружит  к  какой  части  речи относится?

Д.- Не  дружит – глагол, дружном – прилагательное.

У.- От  какого  существительного  они  образованы?

Д.- Они образованы  от  существительного – дружба.

У.- Разберите  первое  предложение  по  членам  предложения.

5.  Физ.минутка

Если  я  назову  слово  с  приставкой,  вы  поднимите  руки  и  похлопаете  в  ладоши  над  головой. Если  я  назову  слово  без  приставки, вы  садитесь  на  свои  места. Слушайте  внимательно. Постарайтесь  сосчитать, сколько  слов  с  приставкой  я  назвала:

Погрузка, подклеить, рыть, полить, отбросить, бежать, прибежать, рисовать, подрисовать, красить, подводный. (7слов с приставкой).

6 Работа  по  учебнику

(3 индивидуальные  карточки  для  слабых)

с.65 упр.168 

Образец:  - домашний, кустик- домик

Самостоятельно: - посадить, переход, погрузка- пересадка - морозный, записка, дороги- заморозки

Карточка № 1

Спиши  слова, вставляя пропущенные  буквы.

Выдели  корень.

н .га,      гр . бник

Тр . ва,   м . док,

Карточка № 2

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

Выдели  корень.

н . га,   гр . бник.

Тр . ва,  м . док,

Карточка № 3

Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.

Выдели  корень.

Тр . ва,  м . док,

.н .га,      гр . бник.

7. Работа  в  группах

(5 групп ) ( 1 и 2 задание  для  слабых  с    приставкой  за.)

У.- Найдите  слова  с  приставками.

№ 1, № 2   ЗА- заговорить, зайчик, закрасить, заклеить, зал, заиграли.

№ 3  ПО- потолок, повар, попросить, подавить, погода, погладить.

№ 4  ОТ- отрезать, отеплить, отколоть, отучить, отчизна, отбить.

№ 5  ДО- доверить, домашний, добежать, докрасить, доброта, доделать.

8. Письмо  по  памяти

(загадка)

Зимой  бело,
Весной  черно,
Летом  зелено,
Осенью  стрижено.      (дерево)

9. Тест

1. Какое  слово – «лишнее»?

1) выспаться

2) сыпь

3) сыпучий

4) сыпать

2. Найди  слова  с  суффиксом – ик -

1) дворик

2) носик

3) дикий

4) мячик

5) столик

3. Найди  слова  с  приставками.

1) принести 

2) растить

3) научиться

4) обрадоваться

4. Найди  слова  с  нулевым  окончанием.

1) сосна

2) язык

3) дружба

4) пенал

5) жемчуг

5. Найди  слова  с  приставками.

1) (у) летать

2) (с) другом

3) (за) брать

4) (за) грибами

5) (в) окно

10.  Итог  урока

11. Домашнее  задание

С.66 упр.172.