Цели урока:
- Совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова.
- Развивать умения разбирать слова по составу; развивать орфографическую зоркость (умение находить в слове букву, требующую проверки.)
- Воспитывать наблюдательность, внимание.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Сообщение темы урока
- Чтобы определить тему нашего урока, отгадаем кроссворд.
1. Учебное помещение для занятий.
2. Верхняя женская или мужская одежда.
3. Корм для лошади.
4. Защитник Отечества.
5. Лиственное дерево с белым стволом.
6. Красна девица сидит в темнице, хвост - на улице.
1. За домом у дорожки
Висит пол-лепёшки2. Уютный дом нашли
мои ручки, ластик и карандаши.3. Дом зеленый тесноват,
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
круглые ребятки4. Вокруг носа вьётся,
А в руки не даётся.5. Была зелёной, маленькой,
потом я стала аленькой.
На солнце почернела я.
вот теперь я спелая.
У.- Ребята, посмотрите внимательно на слова-отгадки, что можете о них сказать?
Д.- Это словарные слова, их нужно запомнить.
У.- Найдите в этих словах буквы, обозначающие мягкие звуки.
Д.- Мягкие звуки: л, в, б, р, с, п, т.
У.- Буква «я» в слове ягода обозначает мягкий звук?
Д.- Она обозначает два звука.
У.- Итак, какая тема нашего урока?
Д.- «Состав слова».
У.- Сегодня на уроке мы будем обобщать знания о составе слова. Какие части слова вы знаете?
Д.- Окончание, корень, приставка, суффикс.
3. Минутка чистописания
У.- Что такое Г – К?
ПОГРУ . КА, ПОЕЗ . КА, ПОВЯ . КА, ПЛОЩА. КА
У.- Прочитайте слова. Чем они похожи?
Д.- Это неодушевлённые имена существительные с окончанием а.
У.- Все слова какой орфограммы?
Д.- Во всех словах орфограмма «Правописания парных согласных в корне».
У.- Какое слово здесь лишнее?
Д.- Лишнее слово площадка, оно без приставки, в остальных словах есть приставка по.
У.- Что такое приставка? позд позздд позззддд
У.- Определите порядок написания букв в цепочках и напишите строчку до конца.
Д.- Приставка по сочетается в цепочке с буквами, которые являются орфограммами данных слов. Количество строчных букв в каждой цепочке увеличивается на одну.
У.- Как проверить правописание парных согласных в корне слова?
Д.- Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы после согласного звука стоял гласный звук.
У.- В слове площадка, какую букву вставим.
Д.- Вставим букву д, проверочное слово площадка – площади.
У.- Оставшиеся три слова запишем в тетради с проверочными словами через тире. Какое первое слово запишем? Выделим приставку. Погрузка – погрузить, поездка – езда, повязка – повязал.
4. Работа с пословицей и поговоркой
(С) лож(ь, -)ю правда не дружит.
(В) дружном ко(л,л)ективе д(и,е)ла спорятся.
У.- Объясните смысл 1 пословицы, 2 поговорки.
- Запишите эти предложения самостоятельно.
- Проверка. Найдите в каждом предложении знакомые вам орфограммы и подчеркните их.
- Найдите однокоренные слова.
Д.- Не дружит, в дружном.
У.- Почему эти слова однокоренные? Какие слова называются однокоренными?
Д.- Слова, которые имеют одинаковый корень и общее по смыслу.
У.- Выделите корень друж. Слово не дружит к какой части речи относится?
Д.- Не дружит – глагол, дружном – прилагательное.
У.- От какого существительного они образованы?
Д.- Они образованы от существительного – дружба.
У.- Разберите первое предложение по членам предложения.
5. Физ.минутка
Если я назову слово с приставкой, вы поднимите руки и похлопаете в ладоши над головой. Если я назову слово без приставки, вы садитесь на свои места. Слушайте внимательно. Постарайтесь сосчитать, сколько слов с приставкой я назвала:
Погрузка, подклеить, рыть, полить, отбросить, бежать, прибежать, рисовать, подрисовать, красить, подводный. (7слов с приставкой).
6 Работа по учебнику
(3 индивидуальные карточки для слабых)
с.65 упр.168
Образец: - домашний, кустик- домик
Самостоятельно: - посадить, переход, погрузка- пересадка - морозный, записка, дороги- заморозки
Карточка № 1
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Выдели корень.
н .га, гр . бник
Тр . ва, м . док,
Карточка № 2
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Выдели корень.
н . га, гр . бник.
Тр . ва, м . док,
Карточка № 3
Спиши слова, вставляя пропущенные буквы.
Выдели корень.
Тр . ва, м . док,
.н .га, гр . бник.
7. Работа в группах
(5 групп ) ( 1 и 2 задание для слабых с приставкой за.)
У.- Найдите слова с приставками.
№ 1, № 2 ЗА- заговорить, зайчик, закрасить, заклеить, зал, заиграли.
№ 3 ПО- потолок, повар, попросить, подавить, погода, погладить.
№ 4 ОТ- отрезать, отеплить, отколоть, отучить, отчизна, отбить.
№ 5 ДО- доверить, домашний, добежать, докрасить, доброта, доделать.
8. Письмо по памяти
(загадка)
Зимой бело,
Весной черно,
Летом зелено,
Осенью стрижено. (дерево)
9. Тест
1. Какое слово – «лишнее»?
1) выспаться
2) сыпь
3) сыпучий
4) сыпать
2. Найди слова с суффиксом – ик -
1) дворик
2) носик
3) дикий
4) мячик
5) столик
3. Найди слова с приставками.
1) принести
2) растить
3) научиться
4) обрадоваться
4. Найди слова с нулевым окончанием.
1) сосна
2) язык
3) дружба
4) пенал
5) жемчуг
5. Найди слова с приставками.
1) (у) летать
2) (с) другом
3) (за) брать
4) (за) грибами
5) (в) окно
10. Итог урока
11. Домашнее задание
С.66 упр.172.