Урок природоведения в 3-м классе по теме "Жизнь птиц весной"

Разделы: Начальная школа


Форма урока - деловая игра. «Заседание редакционного совета»

Пояснительная записка

Урок природоведения проходит в форме деловой игры, а именно - имитационной игры. На уроке имитируется деятельность редакционного совета газеты « Лесные вести».

Сценарий игры, кроме сюжета, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Класс делится на 4 группы, у каждого отдела свое задание, которое они должны выполнить, прочитав материал в учебнике и дополнительную литературу. После этого работа обсуждается в группах, выдвигается один ученик, который защищает работу всей группы. Походу защиты оформляется газета  « Лесные вести». по определенным рубрикам.

На уроке решаются комплексные задачи.

1. Усвоение нового.

2. Закрепление материала.

3. Развитие творческих способностей.

4. Формирование обще-учебных умений.

У каждого ученика есть возможность выдвинуть и реализовать идею. Для решения большинства задач необходима работа всей группы. Какой бы ни была группа  она сделает больше, чем один человек.

Игра улучшает творческое мышление. учит самооценке и взаимоотношению. Вклад и участие каждого члена группы повышает результат в целом. Совместная работа учеников в небольших группах – ключ  к успеху каждого ученика.

Разработку можно использовать при изучении любых те по природоведению.

ЭТАПЫ  УРОКА

Организационный момент - 2 мин.

Проверка домашнего задания - 10 мин.

Постановка целей, объяснение правил игры - 3 мин.

Физическая пауза - 2 мин.

Работа над новой темой - 15 мин.

Защита работ - 5 мин.

Оформление газеты, подведение итога -3 мин.

ЦЕЛЬ:

  • познакомить с изменениями в жизни птиц весной.
  • установить простейшие связи живой и неживой природы;
  • учить делать выводы;
  • развивать наблюдательность;
  • учить работать в группах, формировать у учащихся коммуникативные умения;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  1. таблицы с названием отделов:
    • отдел информации
    • строительный отдел
    • отдел охраны природы
    • творческий отдел.
  2. Рубрики для газет.
    • школьникам, изучающим окружающую природу.
    • строительная страда.
    • зеленый патруль
    • на досуге.
  3. Плакат- схема с указанием связей между живой и неживой природой.
  4. Картинки с изображением птиц.
  5. Карточки с изображением погодных явлений, табличка «Прогноз погоды».

На уроке используется ТСО - фрагмент записи « Голоса птиц».

Наглядность - картины с изображением перелетных птиц.

ХОД УРОКА

Орг. момент

Теплый ветер гладит лица.
Лес шумит густой листвой.
Дуб нам хочет поклониться
Клен качает головой
Пчелы весело кружатся
И садятся на цветы
Видишь, бабочки резвятся.
Улыбнулся я и ты.

Девиз урока: « Так давайте же вместе ребята, родную природу беречь!».

Сделаем иллюстрированный прогноз погоды. На доске даны графические изображения

погодных явлений. Учащиеся выходят к доске, выбирают необходимую карточку с условными знаками.

Проверка домашнего задания

На уроках природоведения мы работаем по разделу « Здравствуй, весна».

На прошлом уроке мы говорили о растениях весной. Дома вам нужно было выполнить творческое задание, нарисовать растения весной и приготовить небольшие сообщения о растениях, которые находятся под охраной. (Дети выходят к доске и рассказывают о некоторых растениях, демонстрируя рисунки.)

1. Башмачок настоящий - многолетнее травянистое растение семейства орхидных. Имеет характерную форму цветка в виде башмачка желтого цвета: верхний листочек – буро-коричневый. Листья продолговатые, складчатые, слегка волосистые, по три-пять на стебле. Стебли высотой 15-20см, с короткими волосками, заканчиваются одиночным. реже тройным цветком. Растения развиваются очень медленно, и зацветает только на 10-й или 15-й год. Вот почему они нуждаются  в охране

2. Прострел - многолетнее травянистое растение семейства лютиковых с мощным вертикальным корневищем и невысоким прямым стеблем с одиночным колокольчатым цветком.

В начале цветения у сон-травы нет ни листьев, ни стебля, а есть только фиолетовый мохнатый венчик с еле заметной цветоножкой и пучком желтых тычинок посередине. По мере роста стебель вытягивается, появляются листья. Растение н6азвано сон-трава потому, что, когда   смотришь на поникшие цветки. кажется, что они спят. Существует также поверье, что растение оказывает усыпляющее действие. Сон-трава занесена в «Красную книгу» - в отдельных районах растение стало редкостью, а размножается оно в основном семенами.

3. Горицвет весенний- многолетнее травянистое растение с бурым многоглавным корневищем семейства лютиковых. Стебли густо покрыты узкорассеченными листьями. Цветки одиночные. расположены на верхушке стеблей, крупные, золотисто- желтые, состоящие из 15-20 лепестков. многих тычинок и пестиков.

При заготовке этого ценного лекарственного сырья растение часто безжалостно выдергивают с корнем. Из семян новое растение вырастает очень медленно и зацветает лишь на пятый-шестой год.

Внимательно послушайте стихотворение. (Читает ученик).

Все началось с простой капели,
И вот уже текут снега.
И зажурчали, зазвенели.
Деревья, воздух и луга.
Несется плеск с лесных излучин
В овраге ветер струны рвет,
Весь мир разбужен и озвучен.
И дирижеру смотрит в рот.

- О каких приметах весны говорится в стихотворении?

- Какие изменения произошли в неживой природе?

- Объясните связи, указанные стрелками:

Солнце-------- трава----------насекомые---------?

Какое следующее звено в этой цепочке?

- О ком сегодня будем говорить на уроке?

- Почему вслед за насекомыми появляются птицы?

Постановка целей, объяснение правил игры

Наш урок будет проходить в форме деловой игры.

Сегодня вы члены редакционного совета, будем подбирать материал к газете «Птицы весной».

В нашей редколлегии работает 4 отдела.

1. Отдел информации.

2. Строительный отдел.

3. Отдел охраны природы.

4. Творческий отдел.

Каждый отдел работает над своей рубрикой по вопросам. Определите, к какому отделу относится рубрика.

1. Школьникам, изучающим окружающую среду.

2. Строительный отдел.

3. Зеленый патруль.

4. На досуге.

Поиграем в игру « Прилетели птицы».

Прилетели птицы.
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи.
Что неправильно?
Вы правы, продолжаем
Прилетели птицы.
Голуби, синицы.
Аисты, вороны.
Галки, макароны.
Начинаем снова.
Прилетели птицы.
Голуби, синицы.
Чибисы, чижи.
Комары, кукушки.
Прилетели птицы.
Голуби, синицы.
Галки и стрижи.
Аисты, кукушки.
Лебеди, скворцы.
Все вы молодцы!

Отделы получают вопросы.

Отдел информации.

1. Кто из перелетных птиц первым прилетает домой? (Грачи).

2. Когда прилетают водоплавающие птицы? (Во время весеннего разлива рек летят утки, гуси, цапли).

3. Когда прилетают кукушки, ласточки, стрижи? (Когда появятся насекомые).

Строительный отдел.

1. Для чего птицам нужны гнезда? (для высиживания яиц и выкармливания птенцов).

2. Где птицы устраивают свои гнезда? (на земле, на ветках или в дуплах деревьев, под крышами домов).

3. Какие строительные материалы используют птицы?

Отдел охраны природы.

1. Почему нельзя трогать яйца в гнездах птиц? (птицы могут совсем не возвратиться в гнездо).

2. Как правильно прикреплять скворечники? (скворечники сначала прибивают к палке, а затем палку крепко привязывают к дереву).

3. Почему весной необходимо подкармливать птиц? (у птиц весной появляются птенцы, нужно много корма).

Творческий отдел.

Какие загадки, пословицы о птицах вам известны?

Какие песни о птицах знаете?

Нарисовать плакат - призыв «Берегите птиц».

Работа в группах.

Дети читают по учебнику материал стр.102-104.

Отвечают на свои вопросы (15 минут).

Из каждого отдела выходит ученик и защищает работу всего отдела.

Получается газета « Птицы весной».

Домашнее задание

стр. 102-104.-пересказ.

Написать сообщения о птицах, которые находятся под охраной.

Где можем поместить нашу газету?

Итог работе отделов, выставление оценок