Цели и задачи:
Образовательная: формировать понятие «опричнина», подвести обучающихся к пониманию сущности опричнины Ивана Грозного, её целях, средствах осуществления и итогах.
Развивающая: способствовать формированию у обучающихся умений анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи и навыков работы в группе.
Воспитательная: способствовать формированию ценностных суждений.
Оборудование:
- раздаточный материал (фрагменты источников по теме «Усиление власти Ивана IV. Опричнина» со сформулированными к ним заданиями);
- интерактивный комплекс (эпизодически);
- CD-ROM Серия «Весёлая наука» ч. 7: «Иллюстрированная история государства Российского» в 4-х тт.
- карта № 11 . «Опричнина. 1565-1672 годы» в учебнике А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной «История России», ч.1. С древнейших времён до конца XVI века. – М.: издательство «Центр гуманитарного образования», 2000. – 223 с.
- настенная карта «Российское государство в XVI веке»
- классная доска.
Ход урока
1. Организационный этап
Приветствие.
Проверка готовности обучающихся к уроку.
Организация внимания.
2. Этап подготовки обучающихся к активному усвоению нового материала
Учитель. Тема урока «Усиление власти Ивана IV. Опричнина». Сегодня на уроке мы должны с вами узнать:
- Что такое опричнина?
- Какова её сущность, цели, средства осуществления и результаты?
3. Этап усвоения новых знаний
Учитель. Реформы Избранной рады, начатые царём в н. 1550-х гг. с так называемым неофициальным правительством, принесли свои положительные плоды для внутриполитической стабилизации и блестящими успехами во внешней политике. Однако в 1560 г. умерла первая, горячо любимая жена Ивана IV Анастасия Романовна. Именно с этого года царь начал менять систему своего правления. Он распустил Избранную раду, наложил опалу на её руководителей (Адашев – арестован и умер в тюрьме, Сильвестра сослали в Соловецкий монастырь, где вскоре он погиб; в 1563 г. умер митрополит Макарий, а в 1564 г., после ряда поражений в Ливонской войне ушёл в Литву князь А. Курбский).
В декабре 1564 г. царь неожиданно вместе с семьёй выехал из Москвы в Александровскую слободу (карта в учебнике № 11). Оттуда царь прислал в столицу две грамоты – Боярской думе и жителям посада, в которых он обвинял бояр в измене и заявлял, что отрекается от престола. Посадским он при этом сообщал, что «гневу на них и опалы нет». Московский люд тут же потребовал, чтобы бояре уговорили царя вернуться, угрожая, что иначе себя истребят. Иван IV согласился вернуться на условии учреждения опричнины. Опричь – «кроме».
Суть новой политики состояла в разделении всего русского населения и всей Русской земли на две неравные части. Опричнину, взятую в особое царское управление, и земщину, которой должны были ведать бояре. В состав опричнины входили - часть Москвы, Вязьма, Можайск, Вологда, Кострома и др. города и земли. Обратите внимание на доску и посмотрите значение понятий «опричнина» и «земщина».
Опричнина – название удела царя Ивана IV в 1565-1572 гг. с особой территорией, войском и государственным аппаратом.
Земщина – основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включённая Иваном IV в опричнину. Управлялась земской боярской думой и приказами, имела свою казну и войско.
И началась реализация опричной политики.
Задания для групп:
Просмотрите видеосюжет о походе Ивана IV на Новгород и, привлекая тексты источников, поработайте в группах и определите средства осуществления опричной политики (5-6 минут). (Приложение 1 – источник для групп 3, 4; Приложение 2 – источник для групп 1, 2; Приложение 3 – источник для групп 1-4).
Обучающиеся по группам называют средства осуществления опричнины. Учитель на доске фиксирует и обобщает их ответы.
Вывод
Средства осуществления опричной политики:
- разорение крестьянских хозяйств;
- казни;
- грабежи;
- изъятие имущества и земель у боярства;
- переселение в другие земли боярства и наделение землёй опричников;
- увеличение налогов.
Учитель. Какими качествами должен был обладать опричник?
Обучающиеся:
- преданность царю;
- не состоять в родстве с опальными боярами и князьями;
- не поддерживать отношения с земцами.
Учитель. Против кого использовались вышеназванные средства?
Обучающиеся. Против бояр, духовенства, жителей посада и крестьянства.
Учитель. Тогда возникает вопрос: Для чего использовались опричные мероприятия? Какова цель опричнины? Попробуйте из обозначенных средств осуществления опричной политики определить её цели. На основе источника «Цели опричнины» (Приложение 4 – источник для групп 1-4) определите цели введения в России второй половины XVI в. данной политики.
Обучающиеся:
- отомстить за смерть царицы Анастасии
- желание избавиться от опеки Боярской думы и Избранной рады и править самолично, т.е. утверждение в стране самодержавия
- провести централизацию страны.
Учитель. Проранжируйте обозначенные цели по степени важности.
Обучающиеся:
- Проведение централизации страны.
- Желание Ивана IV установить самодержавную власть.
- Желание Ивана IV отомстить за смерть жены.
Учитель. На опричное войско возлагалась и др. обязанность помимо борьбы с врагами царя внутри страны, должны были ещё и держать границы – оборонять его от врагов внешних, оказались некудышними воинами. В 1571 г. крымский хан Девлет-Гирей дошёл до Москвы и сжёг её. На другой год хан снова пошёл походом на Русь, но на этот раз был разбит земским войском у села Молоди. После этих событий в 1572 г. опричнина была отменена, и даже под угрозой смертной казни было запрещено произносить это слово в слух. Земли у служилых людей объединяли; старым хозяевам возвратили большую часть их поместий. Однако репрессии продолжались позже.
Учитель. Исходя из всего вышесказанного, сделайте вывод о том, каковы были итоги опричнины
Обучающиеся:
- хозяйственный упадок
- гибель населения
- усиление власти царя и ослабление сословного представительства
- ослабление армии.
IV. Этап закрепления новых знаний
Учитель. Вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока:
1. Что такое опричнина?
2. Каковы цели опричной политики Ивана IV?
3. Каковы средства осуществления опричной политики?
4. Каким был итог введения Иваном IV в России опричнины?
Приложение 1
Группы 3, 4
Осуществление опричной политики
Обобщите летописные сведения и высказывания историков и определите средства осуществления опричной политики
…На следующий день приказал он, великий князь, выписать в Москву всех военных людей областей Суздаля, Вязьмы и Можайска.
Когда они прибыли, сел он рядом со своим советом, Алексеем Басмановым, князем Афанасием Вяземским и Петром Зайцевым, и приказал каждому отдельному отряду воинов, число которых было 6000, явиться к нему и спрашивал у каждого его род и происхождение. Четверо из каждой области должны были в присутствии самых знатных людей показать после особого допроса происхождение рода этих людей, род и их жён и указать также, с какими боярами или князьями они вели дружбу… После того, как он осведомился об этом, взял он к себе тех, против кого у него не было подозрения и кто не был дружен со знатными родами. Они были названы отдельными от всего народа, по-ихнему – опричниной; и если опричник происходил из простого или крестьянского рода и не имел ни пяди земли, то великий князь давал ему тотчас сто, двести или 50, 60 и больше гаков земли…
Из «Послания» иностранцев – современников И. Таубе и Э. Крузе
…С этого и начал великий князь Иван Васильевич всея Руси и отобрал из своего народа, а также и из иноземцев… особый избранный отряд… «Опричные» - это были люди великого князя…, земские же – весь остальной народ. Вот что делал [дальше] великий князь. Он перебирал… один за другим города и уезды и отписывал имения у тех, кто по смотренным спискам не служил со своих вотчин его предкам на войне; эти имения раздавались опричным.
Князья и бояре, взятые в опричнину, распределялись по степеням… не по богатству, а по породе… Они целовали крест, что не будут заодно с земскими и дружбы водить с ними не будут. Кроме того, опричные должны были носить чёрные кафтаны и шапки и у колчана, куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников…
Из записок иностранца опричника Г. Штадена
Приложение 2
Группы 1,2
На основании документов определите средства осуществления опричной политики
Осуществление опричной политики
1) Иван IV считал, что члены Избранной рады А. Адашев, А. Курбский, Сильвестр после взятия Казани и Астрахани настаивали на ведении войны на юго-восточном направлении (против Крымского ханства и Османской империи) и критически относились к войне против Ливонского ордена на западе – «ради того сыскал и опалу на них положил».
2) Иван IV обвинял своих советников в убийстве царицы Анастасии: «А и з женою вы меня про что разлучили?».
3) А. Курбский писал, что ещё при жизни Анастасии её братья «во уши шептаху» царю доносы на Сильвестра и Адашева, а впоследствии обвинили их в смерти царицы.
4) Иван IV говорил о членах Избранной рады: «Сами государилися, как хотели, а с меня государство сняли: словом я был государь, а делом ничего не владел».
5) А. Курбский писал о том, как Вассиан Топорков, бывший монах Иосифо-Волоколамского монастыря, дал совет царю: «Если хочешь быть самодержцем, не держи при себе ни одного советника, который был бы умнее тебя, потому что ты лучше всех; если так будешь поступать, то будешь твёрд на царстве и всё будешь иметь в руках своих. Если же будешь иметь при себе людей умнее себя, то по необходимости будешь послушен им». Царь поцеловал ему руку и сказал: «Если бы и отец мой был жив, то он такого полезного совета не подал бы мне!»
6) Иван IV утверждал: «Русские самодержцы изначала сами владеют своими царствами. А не бояре и вельможи… Жаловать своих холопей мы вольны и казнить их вольны тоже».
7) Смерть Анастасии стала последней каплей в разладе между царём и Избранной радой. И Иван IV, и А. Адашев, и Сильвестр были сильными и властолюбивыми натурами, и в этой борьбе характеров царь не мог долго быть «в тени». Его привязанность к советникам превратилась в ненависть (В. Кобрин. «Иван Грозный»).
8) Иван стремился как можно скорее провести централизацию страны, укрепить своё единовластие. Методы Избранной рады казались ему постепенными и медленными. Жестокая политика, по мнению царя, должна была принести скорый успех (В. Кобрин. «Иван Грозный»).
Приложение 3
Группы 1-4
На основании документа определите средства осуществления опричной политики
Осуществление опричной политики
«Деревня Кумола лук пуст Маковойка Никитина, - Маковейко умер, дети безвестно сбежали от царёвых податей; запустил 78-го, двора стоят две хоромины. В этой же деревне лук пуст Марка Михайлова, - Марка опритчины убили, дети безвесно сбежали, запустил 78-го; двор сожгли. В той же деревне лук пуст Гретки Микитина, - Гретка умер, дети безвестно сбежали от царёвых податей; запустил 78-го. В той же деревне лук пуст Петерка Ондреева, - Петерко с детьми збежали от царёвых податей, запустили 78-го. В той же деревне лук пуст Якуша Максимова, - Якуша опричнины замучили, дети безвесно сбежали от царёвых податей; запустил 78-го, двора стоят три хоромины. Ивана Демидова, - Иванко умер, детей у него нет; запустил 78-го; дворишко опричнины сожгли. В той же деревне лук пуст Марка Маковеева, - Марко сбежал от опричнины безвесно; запустил 78-го; двор стоит. (В документе по деревне Кумола приведено ещё несколько фактов разорения. – Авт.)
В деревне в Тивроли лук пуст Кирелки Пахомова, - Кирелка умер, а дети безвестно сбежали от царёвых податей, запустили 78-го, двор стоит. В той же деревне поллука пуст Терешки Фомена, а жилец был Петерко Терентьев, - Петер осеротил и безвесно сбежали от царевых податей; запустили 79-го дворишко распалось. В той же деревне пол лука пуста Сеньки Лутьянова; Сенька умер, дети от голода примерли, запустили 79-го, двор опричные сожгли. В той же деревне лук пуст Иванька Омельянова, - Иванко умер, дети безвестно сбежали от опричнины – опричнина живот погребли, двор сожгли, запустили 78-го».
Отрывок из сыскного дела об опричных «Правежах»
1571 г., 21 марта
Лук – крестьянский участок, обложенный налогами.
Запустил 78-го – двор стал пустым с 7078 г., т.е. с 1570 г.
Живот – здесь: имущество.
Приложение 4
Группы 1-4
Цели опричнины
Ознакомьтесь с различными взглядами на причины изменения внутренней политики Ивана IV после 1560-х гг. Какие цели введения опричнины можно выделить?
1) «Опритчиные на правежи замучили, дети з голоду примерли».
2) «Опритчина живот пограбели, а скотину засекли, а сам умер, дети безвесно сбежали».
3) «Опричиныи замучили, живот пограбели, дом сожгли».
4) В Новгородской земле осталась пятая часть населения.
5) «Царь усчиниша опричнину… И от того бысть запустение велие Руской земли».
6) В Московском уезде обрабатывалось только 16 % пашни.
7) «Пашня лесом проросла в бревно, в кол и жердь».
8) «Се пустоши, что были деревни».
9) Разорялись помещики. Они бросали свои поместья, из которых разбежались крестьяне, и превращались в нищих – «волочились меж двор».
10) Запустение центра поставило проблему: нужно было обеспечить рабочими руками хозяйство помещиков в условиях гибели и бегства крестьян.
11) Выросли налоги, цены на хлеб подскочили в четыре раза.
12) Опричнина усилила и закрепила элементы деспотизма в русской монархии.
13) Расправы с боярами и дворянами закрепляли приниженное положение не только простых людей, но и правящего сословия.
Список литературы
1. Коваль, Т.В., Борисов, Н.С.. Левандовский, А.А. История Росси с древнейших времён до конца XIX века: 10 кл.: поурочные рекомендации: пособие для учителя [Текст] / Т.В. Коваль, Н.С. Борисов, А.А. Левандовский. – М.: Просвещение, 2007. – С. 66-68.
2. Сивохина. Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. Учебное пособие. – М.: Проспект, 1999. – С. 128-130.
3. Сухов, В.В., Морозов, А.Ю., Абдуллаев, Э.Н., Жигирева, Е.Г. История России с древнейших времён до конца XVIII века. 6-7 кл.: Дидактические материалы [Текст] / В.В. Сухов, А.Ю. Морозов, Э.Н. Абдуллаев и др. – М.: Дрофа, 2000. – С. 142-145.