Программное содержание:
1. Учить детей вместе со взрослыми составлять короткий рассказ.
2. Обучать сопровождению своих действий самостоятельными высказываниями и обращению с поручениями к другому ребёнку.
3. Развивать зрительное внимание, взаимодействие в игре.
Словарь и грамматика:
1. Учить, правильно называть определённые предметы посуды.
2. Формировать представление об их функциях.
3. Знакомить с производными словами «сахар - сахарница».
Звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков [Д], [З], [Л], [Б].
Ход занятия
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, это кто? (девочка).
- А давайте мы познакомимся?! (давайте).
- Ты кто?
Кукла:
- Кукла Юля.
Воспитатель:
- А что ты такая взволнованная?
Кукла:
- Ко мне в гости должен прийти мой самый хороший друг Владик. А я не готова к встрече гостя. Ребята, помогите мне, пожалуйста, я не знаю как правильно накрывать стол.
Воспитатель:
- Давайте поможем кукле?! Вы не против? (ответы детей).
- Но прежде, чем приступить к работе, давайте вспомним, что и как нужно делать. С чего начнём?
- Что у меня в руках? (скатерть).
- Какая она? (чистая, отглаженная, красивая, блестящая и т.д.).
- Для чего нужна скатерть? (ею накрывают стол).
- Накрыли стол скатертью. Каким стал стол? (нарядным, уютным, красивым, праздничным).
Воспитатель прикрепляет на доску карточку обозначающую стол накрытый скатертью, затем выстраивает алгоритм всех последующих трудовых операций.
- Что будем делать дальше? (расставлять чашки).
- Сколько, надо чашек? (две).
- Чтобы чай было удобно пить, что ещё надо? (блюдца, маленькие ложечки).
- Для чего нужна чашка? (наливать чай).
- Для чего нужно блюдце? (чтобы ставить чашку; чтобы не испачкать скатерть, можно наливать чай, на блюдце кладут ложку).
- Для чего нужна ложка? (мешать, остужать чай, размешивать сахар).
- А в чём мы поставим на стол сахар? (в сахарнице).
- А в чём мы заварим чай? (в чайнике).
- А в чём мы поставим на стол хлеб? (в хлебнице).
- Как можно назвать одним словом всё, что мы поставили на стол? (посуда).
- Эта посуда нам нужна, чтобы пить чай, значит, эта посуда называется как? (чайная).
- Ребята, мы ещё что – то забыли поставить на стол. Вдруг Владик испачкает руки или немного прольёт чай, чем же ему вытереться? (салфеткой).
- А в чём мы поставим салфетки? (в салфетнице).
- Ребята, посмотрите ещё раз на нашу схему, ничего мы не забыли? (нет).
- Ну, тогда, начнём накрывать на стол. Скатерть я постелила (дети доставляют все приборы необходимые для чаепития).
Входит Владик, здоровается с детьми и с куклой Юлей. Юля угощает Владика чаем. Дети в это время играют в игру:
Круг кружочек
Маленький дружочек
1, 2, 3 предмет посуды назови (имя ребёнка).
После игры дети спрашивают у Владика, понравилось ли ему чаепитие (да).
Владик прощается и уходит.
Воспитатель:
- Юля, а ты знаешь, что нужно делать дальше?
Кукла:
- Нет.
Воспитатель:
- Ребята, что нужно делать? (мыть посуду и убирать со стола).
- Что мы будем делать с грязной посудой? (мыть, сушить).
- А что будем делать с грязной скатертью? (стирать, гладить).
- Зачем мыть посуду? (чтобы была чистая, не было на ней микробов, чтобы приятно было пить чай в следующий раз).
Дети приступают мыть посуду.
Воспитатель:
- Ребята, а вы помните, от того убежала грязная посуда? (от Федоры).
- Посуда не любит быть грязной. Ей нравится сверкать, блестеть, искриться. А у Федоры посуда пылилась, грязнилась, надоело посуде так жить, и убежала она от Федоры.
Вот и чайник за кофейником бежит…
(отрывок «Федорино горе»).
- А наша с вами посуда от нас не убежит.
Итог:
- Ну, что ребята, помогли мы Юле, научили её, как правильно надо накрывать стол? (да).
Юля благодарит детей, прощается и уходит.
Воспитатель благодарит детей за хорошие знания.