ЦЕЛИ УРОКА:
- обучающая: обучение навыкам создания композиции по мотивам городецкой росписи; освоение возможности компьютера в декоративной графике.
- воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету; формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве; формирование художественно-творческой активности, художественного вкуса учащихся, понимание особенностей декоративного искусства, осмысление его места в жизни общества.
- воспитательная: формирование чувства национального достоинства; развитие познавательного интереса к предмету; формирование художественно-творческой активности, художественного вкуса учащихся, понимание особенностей декоративного искусства, осмысление его места в жизни общества.
- развивающая: формирование художественных знаний, умений и навыков.
ТИП УРОКА: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ
- Предметы городецкого промысла.
- Таблицы «Городецкая роспись».
- Работы учащихся.
- Аудиозапись народных мелодий – плясовые, протяжные.
- Презентация «Городецкая роспись».
- Компьютерный класс.
ПЛАН УРОКА
1. Организационная часть.
2. Сообщение темы.
3. Изложение нового материала.
4. Практическая работа учащихся.
5. Итоги урока.
6. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Организационная часть
1. Определение отсутствующих.
2. Проверка готовности учащихся к уроку.
3. Организация внимания.
Сообщение темы
Ребята, сегодня на уроке мы продолжим путешествие по нашей Родине и познакомимся с вами с одним из прекраснейших промыслов - городецким.
Изложение нового материала
Посмотрите на предметы, представленные в классе.
Что вы о них можете сказать?
(Ответы учащихся. Анализ формы, цвета и материала предметов).
Красоту городецкой росписи воспевали в стихотворениях.
(Стихотворение читает ученик)
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И в цветах весь утопает,
До чего ж красивый он.
Городецкая роспись получила свое название по названию города в Нижегородской области, где с давних времен мастера расписывали свои работы особыми, непохожими не на какие другие росписи, изображениями. Рисунки цветов, птицы, кони, девицы и молодцы особым образом украшали домашнюю утварь.
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Посмотрите на роспись – сочность красок манит.
Городецкая роспись душу нам веселит.
Мастер писал послойно темперными или масляными красками. Сначала крупной кистью прописывался замалевок- цветовое пятно круглой формы. Эти пятна и определяли композицию росписи. Они дополнялись более сложными элементами цветка. Затем, работая мелкими кистями, мастер пишет серединку и дужки лепестков. Последние штрихи работы – оживки, выполняются белой краской. В росписи применяется ограниченная цветовая палитра: красный, синий, зеленый, желтый черный цвета, но работы от этого совсем не проигрывают. Мастера превосходно владели чувством цветовой гармонии.
Давайте посмотрим, как выполняли городецкую роспись. (Демонстрация выполнения учителем элементов росписи).
А как вы думаете, возможно, ли создать такую красоту при помощи компьютера? Посмотрим.
Презентация (Приложение 1).
Давайте вспомним последовательность выполнения росписи в графическом редакторе CorelDRAW.
1 этап
На панели инструментов нажать значок «Эллипс» и, удерживая левую кнопку мыши, установить необходимый размер. В меню «Заливка» выбрать необходимый цвет, а в меню «Контур» – цвет контура.
2 этап
В такой же последовательности начинаем создавать розан. Лепестки его и центральную часть объединяем функцией «Группировать» в меню «Действия». Оживки создаются аналогично.
3 этап
Розан, удерживая левую кнопку мыши, располагают в центре композиции.
4 этап
Две его копии завершают центральную часть композиции. Для этого необходимо выделить левой кнопкой мыши, а затем правой кнопкой копировать и вставить розан.
5 этап
Инструментом «Свободная рука» намечается абрис листика и при помощи «Заливки» окрашивается в зеленый цвет. Оживки выполняются также, но заливаются черным или белым цветом.
6 этап
Лист необходимо копировать. Поворот, вращение и наклон выполняют щелкая левой кнопкой мыши.
7 этап
Композиция завершается декоративной рамкой, выполненной инструментом «Свободная рука».
Практическая работа
Учащиеся приступают к выполнению элементов росписи на компьютере (работа в графическом редакторе). Звучат народные мелодии.
Во время выполнения практической работы проводится физкультминутка.
Подводится итог урока
Итак, ребята, вы сегодня познакомились с городецкой росписью.
Из какого материала создавали предметы для этой росписи?
Какие элементы составляют изображения этой росписи?
Как вам кажется, пригодятся ли вам знания и умения полученные на уроке?
Домашнее задание
Ребята, всмотритесь в окружающий вас предметный мир и подумайте о том, какое значение для всех нас имеют вещи, созданные мастерами.