Тема урока №1. Строение и значение кожи
Цель:
1. Раскрыть особенности строения, функции, взаимосвязь компонентов кожи.
2. а) Развивать понятия о тканях, органах и целостности организма;
б) Развивать умения логически мыслить , доказывать утверждения примером или объяснением.
в) Научить приемам запоминания , исследования.
3. Доказать необходимость соблюдения гигиены кожи.
Оборудование: таблицы « Строение кожи». Мультимедиа проектор. Презентации
«Покровы тела». Рабочие тетради и учебники УМК Н.И.Сонин - М.Р.Сапин. Раздаточный материал для работы на уроке и «Практической работы» дома.(прил№1).
Ход урока
I).- Вы хотите выглядеть красиво ? Быть привлекательным и приятным для окружающих вас людей?
Подростки часто смотрятся в зеркало, хотят выглядеть привлекательно.
Кожа показатель здоровья и состояния внутренних органов.
- Почему в подростковом возрасте важно содержать кожу в чистоте?
- Почему не только от тепла, но и от «стыда» - краснеет наша кожа? Человек от «испуга» - потеет, а от «страха» - бледнеет. Сегодня на уроке мы начинаем изучать КОЖУ
II) Актуализация знаний
1)
1. Какие типы тканей знаете?
2. Какие системы органов помните?
3. Кожа и покровы, к какой из них может относиться ? ( .......)
4. (эпителиальная, соединительная ткань, а какая система?)
2) Исследование с целью соотношения понятия клетка и ткань +орган
Исследование пройденного материала с целью ответа на вопрос.
А) - Откройте учебник , вернёмся на стр.32» Эпителиальная ткань»/
- Просмотрите абзац 2ой из первого столбика и абзац последний 2ой столбик. (Эпителиальная ткань образует поверхностные слои кожи ,клетки плотно прилегают друг к другу.)
Они выполняют функцию защиты ,выделения ,газообмена.
Потому что у эпителиальной ткани такая функция) . (ВЫВОДЫ УЧИТЕЛЯ дополнение предложения - Эпителиальная ткань образует поверхностные слои кожи , клетки плотно прилегают друг к другу-----кожа выполняет роль защиты.)
- Соединительная ткань . На стр.33 .найдите предложение о коже.
(Из соединительной ткани состоит слой жировой клетчатки , находящейся под кожей).
Так как мы уже знаем, что соединительная ткань обеспечивает постоянство внутренней среды.
Здесь мы можем сделать выводы : ВЫВОДЫ УЧЕНИКОВ-КОЖА ТАК ЖЕ КАК И СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ ВЫПОЛНЯЕТ РОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТОЯНСТВА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ.
В) На стр.38-39 системы органов. Найдите кожу среди представленных рисунков.
- Кожи там нет , а почему? …..
- Ребята, кто может объяснить?
Читаем последнее предложение и добавляем своё ПРЕДЛОЖЕНИЕ -
ВЫВОД (Кожа покрывает целый организм).
(соотношение понятий система органов орган организм)
- Итак ,если система органов выполняет свою функцию ,то кожа выполняет функцию- какую? ……
-Кожа сложный орган, так как состоит из нескольких слоев и кожа самый большой орган, покрывает всё тело – напрямую соприкасается с окружающей средой.
III) Новая тема
1. На доске : Объяснение учителя.
Рисует и записывает (дети пишут в словари).
Наши врачи научились выращивать клетку из кусочка и пересаживать пострадавшим от потери большой площади кожи.
2. Строение кожи Рабочая тетрадь № 146
Пронумеровать сверху вниз 1 2 3 3 4…7
Подписываем все вместе .
3. Презентация «Покровы тела» (Приложение 1)
(по ходу показа я буду вам разъяснять, а вы приготовьтесь читать и запоминать, то что появится на экране.)
По ходу презентации попробуйте находить и отмечать доказательства трех функций кожи
- защитная
- поддержание постоянства
- 3приспособления к меняющимся условиям.
Слайд1.2.3.4. Покровы животных.(покров из эпителиальной ткани и в основном двухслойный с производными)
Слайд5. Строение кожи.
Кожа двухслойная 1 эпидермис 2 дерма 3 под ней подкожная клетчатка
Слово эпидермис означает над кожей .Эпидермис многослойный эпителий покрывающий всё тело ,защищает организм от высыхания и не пропускает в тело чужеродные вещества. Дерма переводится как кожа.
Слайд.6 не озаглавлен – КАК БЫ ВЫ ОЗАГЛАВИЛИ СЛАЙД? ПОМОГИТЕ МНЕ СОВЕТОМ.(ЖИВЫЕ ИМЕРТВЫЕ КЛЕТКИ ЭПИДЕРМИСА НА ГРАНИЦЕ ОРГАНИЗМА)
Строение эпидермиса. Расположение сосудов
Эпидермис соприкасается с окружающей средой .Поверхностные клетки мёртвые (1)ороговевшие отслаиваются постепенно по мере роста новых клеток из базального слоя.
В базальном слое(5) стволовые клетки делятся и дают начало новому слою клеток кожи(2).
Пигментные клетки меланоциты(4)выделяют пигмент, придающий коже цвет.
На солнце при загаре человеческая кожа темнеет .Это реакция организма выработка пигментов для защиты от губительных для живого ультрафиолетовых
лучей. На рисунке видны рецепторы. На самых пограничных участках (3) оголённые
болевые рецепторы. Близко к сосочковому слою находится(6)тактильный упакованный в оболочку из соединительной ткани рецептор.
Дерма (6)(7) второй слой кожи , где находятся потовые, сальные железа, корни волос, кровеносные сосуды. Кровь обеспечивает вместе с кожей взаимосвязь с окружающей средой а кровеносные сосуды кожи реагируют
на малейшие изменения внутренней среды.
- Какое изменение можно наблюдать по этому рисунку?
- Что происходит с сосудами? А что с кожей?
Слайд 7.
Свойства кожи. Базальный слой клеток обеспечивает регенерацию.
Про какие свойства можно узнать из слайда?
- Депо крови ?
Сальные железа
- Волосы и их свойства (чешуйчатое строение, сила косы – в тоннах)
- Кожа орган .Он может регенерировать. Вы наверное все наблюдали как кожа заживает, рана затягивается.
- Сальные железа около волосяной луковицы при движении волос выводят на поверхность кожи сало придающее ей эластичность.
- Волос помогает чувствовать малейшее дуновение ветра. (играет роль даже смешение волоса на 5 градусов ,нервные окончания вокруг корня воспринимают сигнал).
Слайд8.
Производные кожи
Железы, (неравномерность их распределения по телу) волосы и ногти производные кожи.
Слайд9
Функции кожи
Слайд10.
Роль рецепторов в связи с внешней средой.
Слайд11. Болезни кожи. Обратите внимание не на яркие рисунки а причины болезней?
Как обезопасить себя.
Слайд12. Врождённые –Гемаонгиома. Разрастание кровеносных (капилляров) сосудов в дерме.
Слайд13. Доброкачественные новообразования на поверхности эпидермиса. Родимое пятно . Невус.
Слайд14. Вирусные поражения кожи .Герпес.
Слайд15.
Бородавка
Слайд16. Грибковые болезни. Лишай.
Слайд17. Бактериальные поражения Угри.
Слайд18. Фурункул гнойное воспаление волосяной сумки (фолликула) и примыкающих сальных желёз. Если не лечить, то может вызвать заражение крови и сепсис.
.
Слайд19.
Чесоточный клещ (Зудень) почему так назвали?
Слайд20.
Видео клип Клещ.(из программного диска 8 кл)
Слайд21.
Человек – симбионт микробов.
На чистой коже бактерии быстро погибают. А на загрязненной?
Что интересно про запах. ? Почему говорят «козёл вонючий»?
Только ли дезодорант помогает от неприятного запаха?
Слайд22.
Гигиена кожи. Заусенцы.
Вокруг ногтя имеется около ногтевое ложе, окруженное тонкой кожицей, при травмировании надрывается. Заусенции – мелкие раны , входные ворота для инфекции, которые могут воспалиться.
IV) Закрепление пройденного
Слайд23.
1) Какие функции выполняет кожа?
Прочитайте и скажите
- Какие утверждения верны?
2) А вы какие смогли найти пимеры функций определенных в начале работы?
3) Ассоциативные пары слов
(упражнения для запоминания)
При запоминании ученики связывают пары по смыслу, устанавливают логические
связи, стараясь запомнить для дальнейшего воспроизведения.
Эпидермис – перхоть.
Сало – бактерия.
Пот – моча.
Регенерация - Базальный слой
Дерма – эластичные волокна.
Меланин – цвет.
2-3 млн. – выделение.
ноготь - Производные кожи.
3) Ученикам показываем пары они читают несколько минут, чтобы потом воспроизвести на память: показать ряд слов и вспомнить или написать.
1. Эпидермис – поверхностный ороговевший слой, поверхностные мертвые клетки слущиваются как чешуйки – перхоть на голове.
2. Выделение сальных желез на поверхности грязной кожи. Сало является питательной средой для бактерий.
3. Пот на коже высыхает его состав , содержит вещества содержащиеся в моче.
4. На эпидермисе и дермы базальный – живой слой делящихся клеток обеспечивает регенерацию.
5. Дерма содержит эластичные волокна.
6.Клетки меланоциты выделяют меланин, которые определяют цвет.
7. 2-3 млн. потовых желез выделяет пот
8. Ноготь является производным кожи.
После проговаривания вслух (или по себя) устанавливается логическая связь между словами в паре. Потом воспроизводится. Это способствует запоминанию, и ученики учатся умению запоминать и устанавливать логическую связь.
V) .Домашнее задание
1) ПРАКТИЧЕСКАЯ РБОТА
Исследование своей кожи.(приложение )
2) термины урока в словарь записать и знать
3) рабочая тетрадь №145
VI) Дополнительный материал к уроку
Слайд24.
Дерматоглифика
Дактилоскопия
Дерматология
Слайд25.
Акупунктура – жемчужина китайской медицины.