Цель:
- Получение новых знаний и обогащение духовного мира учащихся.
- Воспитывать интерес и любовь к искусству древнего мира и к искусству в целом.
- Развивать воображение и творческие способности у школьников.
Задачи урока:
- Познакомить детей с видами изобразительного искусства и выдающимися памятниками Древней Греции.
- Повторение и закрепление полученных знаний на пройденных уроках по истории изобразительного искусства.
Подготовительный этап.
Класс, в котором проводится открытый урок, украшается иллюстрациями и фотографиями с видами изобразительного искусства Древней Греции, гипсовыми скульптурами (если таковые имеются), на стендах так же можно поместить дополнительную информацию по теме. В качестве фона открытого урока звучит греческая мелодия.
Оборудование:
Материал для преподавателя: Кроссворд для первого конкурса изображенный на формате А-2 (половина ватмана) (рис 1).
Для второго конкурса: недорисованный греческий орнамент формат А-2 (рис. 2), (рис. 3).
Для третьего конкурса: разрезанные на различные кусочки, нарисованные на формате А3 (1\4 ватмана) несколько видов греческих ваз (амфора, лекиф, кратер) (рис. 4).
Для четвертого конкурса: 4 искаженные фотографии с изображением памятников архитектуры Древней Греции (формат А3) (рис. 6), (рис. 7), (рис. 8), (рис. 9); два конверта с пазлами любого сюжета касающегося древнегреческого искусства. В данном случае это рисунок скульптурного изображения “Агесандр, Полидор и Афинодор” и “Фарнезский бык” (рис. 10), (рис. 11).
Материал для учащихся: Краски гуашевые, кисти, баночка с водой.
Ход урока
Учащиеся делятся на две команды, придумывают ей название. Из зрителей выбирается два человека в жюри
Преподаватель: Сегодняшний открытый урок посвящен искусству древнейшего государства, искусству Древней Греции.
А что такое Древняя Греция? Это – великая колыбель европейской культуры. Это – “греческое чудо”, где родилась и расцвела гигантская духовная культура, не состарившаяся даже через тысячелетия.
Но греческое искусство не возникло сразу, у него была длительная предыстория.
В конце 19 и начала 20 века раскопки археологов в Греции на острове Крите, приоткрыли перед нами полусказочный мир – ранний этап античного. Его центром в конце третьего и середины второго тысячелетия до нашей эры был Крит, в целом культуру этой эпохи называют крито-микенской или эгейской.
Конкурс 1. “Разгадай кроссворд”, посвящен предыстории древнегреческого искусства, а именно крито-микенской или эгейской культуре.
Перед вами изображен кроссворд (рис. 1), относящийся к эгейской культуре. Я прочитаю вам вопросы, касающиеся кроссворду, а команды по очереди должны ответить и вписать правильный ответ. Та команда, которая затрудняется с ответом, передает право ответить соперникам. Оценка конкурса -1 балл, за каждый правильный ответ.
Рис. 1
Вопросы к кроссворду:
- Археолог-любитель, первый обнаруживший следы крито-микенской или эгейской культуры. Курсивом в скобках отмечен правильный ответ. ( Шлиман )
- Греческий остров, на котором Генриху Шлиману не удалось начать раскопки. (Крит)
- Английский археолог-ученый. (Эванс)
- Древний город Крита, где английским ученым Артуром Эвансом был обнаружен дворец-лабиринт. (Кносс)
- Имя великого зодчего, который построил подземный лабиринт, где обитало чудовище Минотавр. (Дедал)
- Справедливый и мудрый правитель, царствующий на острове Крит. (Минос)
- Животное, игравшее значительную роль в жизни и религии, а так же является эмблемой критян. (Бык)
- Греческая кладка стен, сложенная из обломков каменных глыб. (Циклопическая)
- Знаменитые ворота, сложенные из мощных блоков известняка, ведущие на микенский Акрополь. (Львиные)
- Поэма Гомера, которую Генрих Шлиман любил перечитывать с детства. (Илиада)
Конкурс 2
Давайте переместимся в седьмой век до нашей эры, в период греческого искусства под названием “Греческая архаика”. Этот период в истории Греции открывает нам много нового и интересного, это скульптурные изображения человеческой фигуры, где мужская – “курос”, а женская “кора”. Мраморные рельефы с изображениями гимнастических игр, различные виды ваз украшенные орнаментом.
И так, конкурс “Дорисуй орнамент”. На планшетах, для каждой команды прикреплены полоски с недорисованным орнаментом по мотивам росписи древнегреческих ваз (рис. 2),(рис. 3). Задача, за определенное время (3 минуты) каждый участник с помощью кисти и краски по очереди должен добавить недостающий элемент. Конкурс оценивается в 5 баллов по качеству и скорости выполнения.
Рис. 2 | Рис. 3 |
Конкурс 3
Жизнь деятельная, насыщенная событиями, – а такой была она в ту пору, – рождает потребность в художественном динамическом рассказе. Где могла найти себе выход эта потребность? В монументальной живописи, а именно, в росписях на глиняных сосудах. Где изображались сложные сюжеты композиции – смесь мифологического, бытового и батального жанров. Самой распространенной и, пожалуй, самой красивой формой греческих сосудов была двуручная амфора. С яйцевидным туловищем и сужающейся горловиной, предназначалась для хранения вина.
Конкурс “Греческая ваза”
Перед командами, в смешанном виде разложены детали различных видов греческих ваз (рис. 4) (кратер, киаф, амфора). За две минуты нужно найти детали амфоры и соединить их. Оценка конкурса 5 баллов по мере быстроты и качества выполнения задания.
Рис. 4
Конкурс 4
Греческая классика, в ней слиты жизнеподобие и мера, то есть живая чувственная непосредственность и рациональность. Каждое из этих качеств в отдельности не представляет ничего загадочного, весь секрет в их слиянии, взаимопроникновении, которое осталось недоступным для многочисленных позднейших подражателей. Оно во всем – в живописи, в пластике, в архитектуре. Конкурс, под названием “Что это?” проводится в два этапа.
Этап 1. Каждой команде показывается по две искаженной иллюстрации с изображением архитектуры, относящейся к “Греческой классике” (рис. 5), (рис. 6), (рис. 7), (рис. 8). Команды по очереди должны угадать, что изображено на картинке. Оценка конкурса 1 балл за каждый правильный ответ.
Этап 2. Командам раздаются конверты с пазлами. За определенное время (2 минуты) нужно соединить кусочки в единое целое и рассказать о сюжете изображенное на картинке. Оценка конкурса 5 баллов за быстроту и правильность ответа.
Команда1: Ученик. Здесь изображен из древнегреческой мифологии троянский жрец Лаокоон (рис. 9). Когда греки, отступив от Трои, оставили у ее стен огромного деревянного коня, Лаокоон всячески сопротивлялся тому, чтобы конь был введен в город. За это богиня Афина, помогавшая грекам, наслала на Лаокоона двух змей, задушивших его вместе с его двумя сыновьями. Эту скульптуру создали Родосские мастера Агесандр, Атенодор и Полидор.
Преподаватель: Молодцы, ответ правильный. А теперь послушаем ответ второй команды.
Команда 2: Ученик. На этой картинке изображен “Фарнезский бык”, скульптура Родосских мастеров Аполлония и Тауриска (рис. 10). “Фарнезский бык” – тоже мифологическая трагедия. Два сына Антиопы, рожденные от Зевса, привязывают к рогам быка Дирцею, царицу Фив, за ее жестокое обращение с их матерью.
Преподаватель: Правильно. Жюри оценивает конкурс.
Конкурс 5
Веселая природа и беззаботное миросозерцание греков создали веселый праздничный культ. Ни в одной стране мира не было богов, более родственных человеку. Наделенные всеми человеческими слабостями. Боги Олимпа часто снисходили к бедному человечеству и принимали участие в его судьбе.
Условие последнего завершающего конкурса под названием “О ком идет речь”.
Командам по очереди читаются отрывки из произведения Н.А.Кун “Легенды и мифы Древней Греции” с описанием древнегреческих богов. Нужно угадать, к какому богу соответствует то или иное описание. Оценка конкурса 1 балл, за каждый правильный ответ.
- “Глубоко в пучине моря стоит чудесный дворец великого колебателя земли, брата громовержца Зевса. Властвует над морями он, и волны моря послушны малейшему движению его руки, вооруженной грозным трезубцем….”. (Посейдон)
- “Глубоко под землей неумолимый, мрачный брат Зевса. Полно мрака и ужасов его царства. Никогда не проникают радостные лучи яркого солнца. Бездонные пропасти ведут с поверхности земли в его печальное царство…….”. (Аид)
- “Великая богиня, жена эгидодержавного Зевса, покровительствует браку и охраняет святость, нерушимость брачных союзов. Она посылает супругам многочисленное потомство и благословляет во время рождения ребенка….”. (Гера)
- “Всем дает она жизнь. Она заботиться обо всем, что живет на земле и растет в лесу и в поле. Она вызывает рост трав, цветов и деревьев. Вечно юная, прекрасная как ясный день эта богиня. С луком и колчаном за плечами, с копьем охотника в руках, весело охотится в тенистых лесах и залитых солнцем полях……”. (Артемида)
- “Неистовый бог войны, сын громовержца Зевса и Геры. Не любит его Зевс. Часто говорит он своему сыну, что он самый ненавистный ему среди богов Олимпа. Зевс не любит сына за его кровожадность. Его сердце радуют только жестокие битвы….”. (Арес)
- “Никто не может избежать ее власти , даже боги. Высокая, стройная, с нежными чертами лица, с мягкой волной золотых волос, как венец лежащий на ее прекрасной голове, она олицетворение божественной красоты и неувядаемой юности…”. (Афродита)
А теперь просим жюри поставить оценку за последний конкурс и подсчитать заработанные командами баллы за предыдущие и объявить победителя нашего сегодняшнего мероприятия.