Цель урока: формирование эстетического отношения детей к первобытному искусству. Получение знаний и обогащение духовного мира учащихся.
Задачи: развитие творческого мышления в изучении многоплановых композиций. Знакомство с особенностями изображения человека в первобытном искусстве. Особенности графики на камне и кости. Побуждение интереса детей к истории искусств посредством интегрированных занятий. Повторение и закрепление пройденного материала.
Оборудование: музыка народа первобытного искусства; разноцветные мелки пастели и пастельная бумага; иллюстрации, демонстрирующие и характеризующие первобытное общество; карточки с вопросами и ответами к конкурсу “Ответь правильно”; кроссворд с названием “По следам дикого зверя”; “Следопыты”; иллюстрации к конкурсу “Охотники”; “Умники”; иллюстрация к конкурсу “Всё так, да не так”, иллюстрация к конкурсу “Археологи”.
Ход урока 1. Подготовительный этапУчащиеся делятся на две команды. Выбирается капитан команды и жюри, оценивающее конкурс.
Учитель: Наш сегодняшний открытый урок посвящён “Первобытному искусству”. Около 35 тысяч лет тому назад, на рубеже среднего и позднего палеолита зародилось первобытное искусство. Сегодня мы с вами окунёмся в этот таинственный и загадочный мир первобытного человека, полный различных тайн и чудес.
Первый конкурс, в котором вам предстоит поучаствовать, называется “Наскальный рисунок”. Как вы уже знаете, первые древние изображения были обнаружены на стенах и потолках пещер более 150 лет тому назад. Одни образцы доисторического искусства находили учёные, которые хотели понять, как жили пещерные люди, а другие были открыты совершенно случайно – и не специалистами, а обычными людьми. Так, одно из наиболее важных открытий сделали дети. А теперь я попрошу вас ребята рассказать нам подробнее об этих открытиях.
Ученик 1: В 1834 году во время прогулки в лесу во Франции люди наткнулись на пещеру. Её стены украшали рисунки с изображением вымерших видов оленей. Это было первое открытие пещерного искусства.
Ученик 2: В 1879 году отец и дочь забрались в пещеру Альтамира (Испания). Когда их глаза привыкли к темноте, девушка увидела изображение бизона, танцующего на своде пещеры!
Учитель: Это очень интересное сообщение! Но кто же всё-таки совершил самое удивительное открытие?
Ученик 3: В сентябре 1940 года близ местечка Монтиньяк, на юго-западе Франции, четыре ученика старших классов отправились в задуманную ими археологическую экспедицию. На месте вырванного с корнем дерева в земле зияла дыра, вызвавшая их любопытство. Ходили слухи, будто это вход в подземелье, ведущее в расположенный неподалёку средневековый замок. Внутри оказалась ещё дыра меньших размеров. Один из ребят бросил в неё камень и по шуму падения заключил, что глубина порядочная. Он расширил отверстие, вполз внутрь. Чуть не упав, зажёг фонарик, ахнул и позвал остальных. Со стен пещеры, в которой они очутились, смотрели какие-то огромные звери.
Придя в себя, ребята догадались, что это не подземелье, которым пользовались семь-восемь веков назад рыцари феодального замка, а пещера доисторического человека, жившего здесь много тысячелетий до нашей эры. Сообщили о своей находке учителю. Тот сначала отнёсся к их рассказу недоверчиво, но, когда сам проник в пещеру, замер от изумления и восхищения.
Так была открыта пещера Ласко, вскоре прозванная “Сикстинской капеллой первобытной живописи”.
Учитель: Спасибо за интересную и познавательную историю! А теперь можно приступить к заданию конкурса. Перед вами располагаются листы бумаги и разноцветные мелки пастели. Ваша задача состоит в следующем: вспомнить, какие цвета были использованы в наскальных рисунках, и нарисовать с помощью этих цветов сцену охоты (охотник и животное).
Оценка конкурса – 2 балла: 1 балл – за правильно подобранную цветовую гамму; 1 балл – за передачу наиболее близкого сюжета композиции;
(Цвета, используемые в составлении композиции: жёлтый, красный, коричневый, охра, сажа, мел).
Учитель: Следующий конкурс имеет название “Ответь правильно”. Он заключается в следующем: я задаю вам вопросы и предлагаю несколько вариантов ответа. Ваша задача выбрать правильный ответ, и произнести его вслух, предварительно подняв руку. (Ответы на вопросы выделены курсивом).
1. Какие цвета красок использовались для нанесения рисунков на стены пещеры Ласко?
А) зелёный, синий, красный, голубой, розовый;
Б) жёлтый, охра, оранжевый, фиолетовый, белый;
В) жёлтый, красный, коричневый, охра, сажа, мел;
2. Каким образом пещерные люди добывали себе пищу?
А) посещая рынки, базары, универмаги;
Б) выращивая картошку;
В) охотясь и собирая плоды, яйца птиц, коренья;
3. Из чего пещерные люди изготавливали орудия труда?
А) из шерсти мамонтов;
Б) из кости и рогов крупных животных;
В) из металла;
4. Что больше всего любили кушать пещерные люди?
А) батон с маслом и колбасой;
Б) белок, сорок и кенгуру;
В) мамонтов;
5. Когда люди впервые начали сеять зерно?
А) на прошлой неделе;
Б) 30 лет назад;
В) 10 тысяч лет назад;
6. Из какого материала была изготовлена одежда пещерного человека?
А) из ситца и парчи;
Б) из меха и шкур;
В) из трёхслойного синтепона;
7. Пещерные люди делали себе украшения ….
А) из пластилина;
Б) из шишек и жёлудей;
В) из зубов животных;
8. Что научились делать люди в новокаменный век?
А) обжигать глину, превращая её в твёрдое водонепроницаемое вещество;
Б) грызть семечки;
В) строить двухэтажные дома;
9. Наконечники копий у пещерных людей были сделаны….
А) из звериных хвостов;
Б) из камня;
В) из меди;
10. Какое оружие использовали первобытные люди для охоты на крупную рыбу?
А) охотничий лук и стрелы;
Б) костяной гарпун;
В) палку-копалку;
Учитель: Молодцы ребята! С этим конкурсом вы справились успешно! Пока идёт подготовка к следующему конкурсу. Давайте с вами вспомним некоторые термины, понятия и выражения, которые мы с вами изучали. (Ответы на вопросы выделены курсивом).
Что означает слово “макароны”? (Прямые и волнистые линии неясного назначения на стенах палеолитических пещер, проведённых пальцами по сырой глине.) Рисунок 1, см. Приложение.
кто из вас вспомнит, что означает слово тотемизм? (вера в сверхъестественную связь человека с определённым животным, предметом или явлением природы)
что такое петроглиф? (изображение, высеченное выбитое или процарапанное на камне) Рисунок 2.
А теперь следующий конкурс, который называется “По следам дикого зверя”. Перед вами – ребус (Рисунок 3). В нём спрятаны 15 слов, относящихся к ледниковому периоду и к первобытному человеку вообще. Среди этих слов есть названия 7 животных. Ваша задача – найти их. Оценка конкурса 1 балл за каждое правильно угаданное слово. (По вертикали: пещера, мамонт, шкура, олень, кости, лук, бизон; По горизонтали: копьё, гарпун, шалаш, волк, лошадь, снег, носорог, тигр;)
Учитель: (Включается музыка народа первобытного человека). А сейчас сядьте, пожалуйста поудобнее, закройте глаза, и немного расслабьтесь. Я с вами проведу релаксацию. Внимательно вслушаемся в музыку. Представим себе тихий тёплый летний вечер. Большой яркий диск солнца медленно близится к линии горизонта. На деревьях поют прекрасные птицы. Всюду слышен шёпот листвы и журчание ручья. По узкой тропинке, в направлении леса движется большая фигура первобытного человека. Он одет в шкуры животных, а на его плече располагается дубинка. Уставший и измученный добыванием пищи, он медленно идёт к своему дому, где его ждёт жена и двое маленьких ребятишек. Они с нетерпением ожидают возвращения своего отца, так как очень проголодались и хотят кушать. По дороге пещерный человек собирает яркие вкусные ягодки для своих ребятишек. Собирает и медленно движется в направлении дома. Вот вдалеке показалась пещера. Вот она уже совсем близко. И, наконец, пещерный человек заходит в свой дом. Его окружают голодные дети. Он высыпает на камень пригоршню спелых красивых ягод. А теперь давайте откроем глаза и вспомним, какое количество ягод собрал пещерный человек для своих детей.
Учитель: Перед вами иллюстрация к конкурсу “Следопыты”. (Рисунок 4) Проявите такую же смекалку, как первые следопыты, и попробуйте превратить след в клад! В этом вам помогут подсказки.
Оценка конкурса – 2 балла.
Учитель: Перед началом следующего конкурса, поведайте мне, пожалуйста, кто такой мамонт?
Ученик: Мамонты – доисторические животные, которые жили на территории Евразии и северной Америки и вымерли около 10.000 лет тому назад. Внешне они были очень похожи на слонов. Так же как слоны, мамонты жили стадами и питались растениями.
Учитель: Замечательно! Кто такой мамонт, мы выяснили. А сейчас давайте вернёмся к нашему конкурсу, который называется “Всё так, да не так”. (Рисунок 5) Перед вами иллюстрация с мирно пасущимся стадом мамонтов. Задача этого конкурса найти всех мамонтов, спрятанных на иллюстрации. На конкурс отводится 2 минуты. В течение этого времени вы должны найти всех животных. Оценка конкурса – 5 баллов. (Количество мамонтов на картине равно 10).
Учитель: С предыдущим заданием все справились достаточно быстро. Сейчас время следующего конкурса под названием “Охотники”. Как вы знаете, главной заботой каждого обитателя пещеры – мужчины, женщины или ребёнка – было добывание пищи. Женщины и дети могли целый день бродить в поисках пропитания. Они собирали птичьи яйца, ловили маленьких животных, таких как ящерицы, собирали орехи и ягоды. Если охотники убивали, какое нибудь большое животное (бизона, носорога, зубра, оленя или лошадь), то еды хватало для всех. Перед вами лесная чаща. На одной стороне леса находится охотник, а на другой – носорог, которого он хотел бы поймать на обед. Помогите охотнику из каменного века добраться до носорога и поймать его. (Конкурс для капитанов команд). (Рисунок 6) Оценка конкурса 1 балл.
Учитель: В этом конкурсе вы должны проявить всё своё внимание и смекалку. Конкурс называется “Археологи”. (Рисунок 7). Перед вами осколки разбитой тарелки. На них изображена известная вам картина. Ваша задача: собрать осколки так, чтобы мы узнали, какая картина там изображена. А так же рассказать о сюжете, изображённом на этой тарелке. Оценка конкурса 2 балла. (Картина и изображением мамонта. Капова пещера. Палеолит. Нижний Урал).
Учитель: А сейчас заключительный конкурс – “Умники”. Перед вами находятся карточки с ребусом. Используя подсказки, и меняя только одну букву в предыдущем слове, попробуйте перейти от слова труд к слову плод. Оценка конкурса 2 балла. (Рисунок 8, см. Приложение)
Учитель: Наш открытый урок подошёл к концу. Просим жюри подсчитать количество очков, заработанных каждой командой. А так же объявить победителя сегодняшнего мероприятия.