Урок литературного чтения "Журавль и цапля"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  • Развивающие: на основе выявления индивидуальных особенностей каждого ребенка содействовать развитию его индивидуальности
  • Образовательные: учить выделять главное в содержании, свободно ориентироваться в прочитанном тексте и пользоваться выборочным чтением для подтверждения своих суждений
  • Воспитательные: воспитывать интерес к литературному, художественному наследию;

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:

Я рада видеть каждого из вас!
И пусть прохладой ранняя весна к нам в окна дышит,\
Нам будет здесь уютно, ведь наш класс
Друг друга любит, чувствует и слышит.

II. Мотивация

Учитель рассказывает притчу:

На одном острове обитала необычная жительница – дружба. Когда началось наводнение, она стала просить о помощи. Мимо проплывала величественная ладья с Роскошью,

– Роскошь, – обратилась к ней дружба. – Возьми меня с собой, пожалуйста.

– Нет, в моей ладье столько добра, тебе нет здесь места!

Тогда дружба решила обратиться к Печали, которая проплывала недалеко от острова:

– Возьми меня в лодку, прошу тебя!

– Ах, мне нужно побыть одной, мне так грустно, – ответила Печаль и уплыла.

Тогда дружба стала умолять Счастье взять ее на борт корабля. Но счастье было так поглощено собою, что даже не заметило дружбы.

Лишь один Старец взял дружбу с собой. Когда они приплыли к берегу, Старец пошел своей дорогой. Осознавая, насколько дружба обязана ему, она крикнула:

– Скажи, кто ты?

И услышала ответ мудреца:

– Это было Время.

– Время? Но зачем оно помогало мне?

– Потому что только время может оценить, насколько крепка дружба.

Учитель: Что можно сказать об услышанном?

(Вывод мудреца правильный.)

III. Сообщение темы урока

– Об умении дружить мы и будем сегодня читать.

IV. Постановка целей урока

– Мы готовимся учиться разгадывать авторские секреты, понимать, что хотел сказать нам автор через свое произведение и какие литературные приемы он использовал.

V. Самостоятельная работа с учебником

Знакомство с художественным произведением на с. 21–22. Предлагается способ чтения про себя.

Задача: прочитать нужно внимательно и вдумчиво. Приложение 1.

VI. Анализ литературного произведения.

– Есть ли рассказчик в произведении?

– Есть.

(Выставляются губки и буква Р.)

Кто является рассказчиком?

– Рассказчиком является автор.

(Буква А.)

Докажите, что рассказ ведется от лица автора.

– Это видно по первым строкам: “Летела сова, веселая голова...”

– Чьими глазами видится мир?

– Глазами автора.

(На доску вывешивается глаз.)

К какому роду литературы относится произведение?

– Это произведение относится к эпосу.

(Записать на доску.)

Почему?

– Потому, что здесь рассказчиком является автор.

– Каков жанр произведения?

– Это сказка..

– Докажите.

– Герои живут в волшебном мире, и есть зачин.

(Запись на доске: Волшебный мир.)

Какая это сказка: народная или литературная?

– Это народная сказка.

(Запись на доске: Русская народная сказка “Журавль и цапля”.)

В какое время года происходит действие?

– В теплое время года.

– Докажите словами текста.

– “...месил болото”

– А еще почему вы так решили?

– Эти птицы на зиму улетают в теплые края.

(Рис. солнышка.)

Где происходит действие?

– На болоте.

– Покажите словами текста.

– “Жили – были на болоте...”

– Как вы представляете себе болото

(Рис. болота.)

Что построили журавль и цапля?

– Они построили себе избушки.

(Рис. избушек.)

Давайте ещё раз назовем героев произведения.

– Сова, цапля и журавль.

(Расставить буквы С, Ц, Ж.)

Какой вы представляете сову?

– Сова – непоседа, могла эту историю подглядеть, да и рассказать автору.

– Какой вы представляете цаплю?

– Капризной, но стыдливой.

(Картинка цапли.)

Докажите словами текста.

– “Цапля заплакала со стыда...”

– Каким вы представляете журавля?

– Рассудительным.

– Докажите.

– “Скучно стало жить одному, и задумал он жениться”.

(Картинка журавля.)

Опишите его.

– Ноги долги, платье коротко, худо летает.

VII. Физкультминутка

Учитель:

Что ж, теперь мы отдыхаем.
На уроке поиграем.
Чтоб выразительно читать,
Будем голос развивать.
Вот она, игра-наука.
Покажите жестом, звуком.

(Дети показывают героев с помощью жестов и звуков: 1-й ряд – сову, 2-й ряд – цаплю, 3-й ряд – журавля.)

– Давайте среди этих героев выберем главных.

– Цапля и журавль.

– С чего начинается действие?

– Журавлю стало скучно.

– А что предшествовало этому?

– Зачин. (Зачитать.)

– Зачем придумана присказка?

– Чтобы заинтересовать читателя.

– Проследим, как развивались события:

(Показать стрелкой.)

“Дай пойду посватаюсь к цапле”

– Как отреагировала цапля, зачитайте.

– Что произошло потом? Зачитайте.

(Стрелка в обратную сторону.)

Сколько раз повторяется это действие?

(4 стрелки.)

Так построен сюжет сказки: цапля и журавль ходили друг к другу.

– Где вы больше всего волновались?

(Обозначить!)

Зачитайте это место в тексте.

– “Вот так – то и ходят они по сию пору...”

Это является главной мыслью сказки.

VIII. Итог урока

– А зачем написана такая сказка?

– Чтобы научить нас…

– Вот мы и разгадали секреты русской народной сказки. Сказки отличаются своей мудростью и обязательно чему-нибудь учат.

(Стрелка от автора к читателю.)

Мне хочется вам всем сказать:
Умейте дружбой дорожить
Умейте искренне играть
И без предательства дружить.
Желаю вам не расставаться,
А только обретать друзей,
Желаю чаще улыбаться
И с радостью встречать гостей.

IХ. Домашнее задание

– Приготовить пересказ сказки от лица одного из героев.

Х. Рефлексия