Урок "Роль минеральных веществ в питании человека" (раздел Кулинария)

Разделы: Технология


Цели:

  • Образовательные: Дать общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма; научить пользоваться таблицами для составления сбалансированного питания в минеральных веществах на каждый день.
  • Воспитательные: продолжить воспитание внимательного отношения к своему питанию, прививать навыки культуры труда, внимательности и аккуратности.
  • Развивающие: способствовать развитию исполнительских умений.

Методы проведения занятия: словесные, наглядные, самостоятельная работа.

Объект труда: таблица.

Межпредметные связи: природоведение, опережающие – биология, химия.

Материально-техническое оснащение: кабинет – парта, проектор, компьютер.

Дидактическое оснащение: таблицы “Состав и количество минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах”, “Рекомендуемая суточная норма подростков (11–13 лет)”, “Примерное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ (в мг)”, .Презентация, см. Приложение 1, Приложение2.

Ход урока

Этапы урока Время Методы
Формы работы
Работа учащихся Работа учителя
1 Организационная часть 3 мин Фронтальная форма работы Дежурный отвечает Готовность и состав учащихся
2 Повторение пройденного материала 5 мин Блиц. опрос

фронтальная форма работы

Отвечают на вопросы учителя быстро. Задает вопросы учащимся
3 Изложение нового материала 20 мин Словесный: (рассказ); наглядный: демонстрация наглядных пособий.(презентация) Слушают учителя, записывают в тетради краткие тезисы Изложение нового материала.
4 Вводный инструктаж 10 мин Словесный:

устное изложение (объяснение); наглядный: демонстрация наглядных пособий.

Слушают учителя, знакомятся с порядком работы. Знакомит учащихся с порядком самостоятельной работы, временем, критериями оценивания.
5 Самостоятельная работа 22 мин Практический( метод самостоятельной учебной работы, можно в парах).

Дифференцированный подход к учащимся.

Самостоятельная работа учащихся: “Определение количества и состава продуктов, обеспечивающих суточную потребность человека в минеральных солях и микроэлементах”.

Пишут тест.

Целевые обходы:

1-й обход – проверить организацию рабочих мест;

2-й обход – проверить правильность выполнения последовательности задания;

3й обход – проверить правильность составления меню, осуществление учащимися самоконтроля.

Провести тестирование.

Провести приемку и оценку работ.

6 Заключительный Инструктаж 12 мин Наглядный,

словесный, фронтальная форма работы.

Разбор допущенных ошибок.

Записывают д\з.

Анализ характерных ошибок и их устранение.

Сообщение оценки работы каждого учащегося.

Домашнее задание: “составить кроссворд из названий микро и макроэлементов”.

 Ход урока

1. Организационная часть – 3 мин

1.1. Контроль посещаемости.

1.2. Проверка готовности к занятию.

2. Повторение пройденного материала – 5 мин.

2.1. Проверка знания материала прошлого занятия.

2.2. Вопросы к группе:

  • Для чего нужна организму человека пища? (Для роста и развития.)
  • Какие питательные вещества входят в состав пищи? (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода.)
  • Что такое витамины? (Жизненно важные вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза и различные заболевания.)
  • Назовите самые известные витамины (С, А, Д, витамины группы В, Е.)
  • Что произойдет с нашим организмом если будет недостаток (избыток) витаминов? (Заболевания. Авитаминоз (цинга), гиповитаминоз – недостаток, гипервитаминоз- избыток.)

3. Изложение нового материала – 20 мин.

3.1. Рассказать учащимся о роли минеральных веществ в питании человека.

3.2. Ознакомить с правилами составления суточного меню, недельного меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ.

4. Вводный инструктаж – 10 мин.

4.1. Рассказать о суточной норме потребления минеральных веществ человеком (подростком).Объяснить технологию выполнения самостоятельной работы.

5. Самостоятельная работа учащихся – 22 мин.

5.1. Текущий инструктаж – целевые обходы.

5.2. 1-й обход – проверить организацию рабочих мест;

5.3. 2-й обход – проверить правильность выполнения последовательности задания;

5.4. 3-й обход – проверить правильность составления меню, осуществление учащимися самоконтроля.

Провести приемку и оценку работ.

5.5. Выдать тесты.

6. Заключительный инструктаж – 12 мин.

6.1. Анализ характерных ошибок и их причин.

6.2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.

6.3. Домашнее задание “составить кроссворд из названий микро и макроэлементов”.

Теоретическая часть

В шестом классе мы узнаем, какую роль в нормальной жизнедеятельности организма человека играют минеральные вещества, в каких продуктах и в каком количестве они содержатся.

Минеральные вещества входят во все продукты питания. В разных продуктах те или иные элементы содержатся в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на макро- и микроэлементы.

К макроэлементам относятся магний, калий, кальций, натрий, фосфор. Суточные нормы потребления измеряются в граммах, десятых, сотых долях грамма. К микроэлементам относятся железо, йод, фтор, бром, марганец, алюминий и др.

Суточные нормы потребления измеряются в тысячных долях миллиграмма. Биологическая активность минеральных веществ очень высока. Рассмотрим из значение в таблице (см. табл. 20, с. 153–154).

Магний важен для образования костей, он стимулирует работу сердца, повышает активность ферментов. Дефицит магния в организме ведет к снижению иммунитета, повышению нервно-мышечного возбуждения, сухости кожи. Солями магния богаты пшеница, рожь, гречиха, просо, ячмень, овес, бобовые. Суточная потребность 350-500 мг.

Железо – составная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям.

Много железа в яичном порошке, мясе, рыбе, крупах (овсяной, перловой, гречневой), зеленых частях растений, некоторых фруктах и ягодах. Суточная потребность 10 – 12 мг.

Калий и натрий поддерживают неизменный солевой состав крови.

Калий выводит жидкость из организма и поддерживает работу сердечной мышцы.

Натрий задерживает воду. Он также участвует в образовании желудочного сока.

Калий содержится в красной и черной смородине, бананах, сухофруктах, горохе, фасоли, свекле, томатах, картофеле. Суточная потребность 3г.

Натрий поступает в организм с поваренной солью, морской рыбой, сырами. Суточная потребность в нем 4–6 г.

Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Дефицит кальция вызывает изменения в деятельности нервной системы, кариес зубов, повышенную ломкость костей. Наиболее богаты кальцием молочные продукты. Суточная потребность – до 1г.

Фосфор необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. Наиболее богаты фосфором яичный желток, мясо, овсяные хлопья, гречневая крупа, грецкие орехи, изюм, пшеничный хлеб. Суточная потребность – 1–1,5 г.

Йод регулирует деятельность щитовидной железы. Больше всего йода содержится в морских рыбах, в молочных продуктах.

Фтор входит в состав зубной эмали, важен в период интенсивного роста костной ткани. Продукты моря, мясо, хлеб богаты фтором.

Медь участвует в процессах кроветворения. Дефицит меди может привести к замедлению роста и малокровию. Бобовые, гречневая и овсяные крупы, яйца, рыба наиболее богаты медью.

Составляя меню на день, следует исходить из суточной нормы потребления минеральных веществ человеком.

Учащиеся знакомятся с таблицей 22 в учебнике для девочек 6 класса/под редакцией В.Д. Симоненко. на с.155, которая поможет им правильно обеспечить свой организм необходим количеством минеральных веществ.

Учащиеся делятся на 3 команды. Оговаривается правило игры, разъясняется система оценивания заданий. 1 балл равняется 1 жетончику, сколько ученики насобирают такую отметку и получат.

В конце занятия проводится тестирование для закрепления нового материала. Оценки не ставятся.

Минеральные вещества

Минеральное вещество Функции минеральных веществ и признаки их недостатка Источники минеральных веществ Суточная потребность
Кальций Играет большую роль в формировании костной ткани, усиливает защитные реакции организма; необходим для нормальной деятельности сердца Молоко и молочные продукты, сыр 800 мг.
Калий Усиливает выведение жидкости из организма, играет важную роль в обмене веществ Сухофрукты, горох, картофель, овощи, рыба, хлеб 3-5 г
Натрий Участвует в процессах внутриклеточного и межтканевого обмена веществ. Активно участвует в водном обмене, задерживая воду в тканях. Поваренная соль 10–15 г
Магний Нужен для нормального функционирования нервной и сердечно-сосудистой систем; стимулирует работу кишечника Хлеб, крупы, горох, фасоль, абрикосы, чернослив 400 мг
Железо Играет роль в кроветворении, работе сердечно-сосудистой системы Мясо, фрукты, овощи, рыба 10–18 мг
Йод Необходим для нормальной работы щитовидной железы Морская рыба, морская капуста 0,15–0,2 мг

Рекомендуемая суточная норма подростков (11-13 лет)

Минеральные вещества Суточная потребность, в мг
Кальций 1200
Фосфор 1800
Магний 350
Железо 18

Примерное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ (в мг)

Продукты Кальций Магний Фосфор Железо

Завтрак

Каша рисовая 40 25 87,5 1
Яйцо всмятку 55 13 216 2,5
Молоко 303 228 35 6,2

Обед

Салат капустный 48 16 31 0,6
Суп рисовый с мясом 52,8   333 1,04
Сосиски молочные 35   159 1,8
Картофель жареный 26 54 142 2
Пирожное 28 3 44 0,5
Чай с сахаром 1 1 1 0,25

Полдник

Кефир 300 35 238 0,2
Печенье 23 24 72 1,68

Ужин

Салат 18,5 17 34 0,48
Чай 1 1 1 0,1
Печенье 23 24 72 1,68

Хлеб на весь день

Пшеничный 52 70 166 3,2
Ржаной 21 57 174 3,6
Итого 1042,3 551 1728 22,63