Цели:
- Образовательные: Дать общие сведения о значении минеральных веществ в жизнедеятельности организма; научить пользоваться таблицами для составления сбалансированного питания в минеральных веществах на каждый день.
- Воспитательные: продолжить воспитание внимательного отношения к своему питанию, прививать навыки культуры труда, внимательности и аккуратности.
- Развивающие: способствовать развитию исполнительских умений.
Методы проведения занятия: словесные, наглядные, самостоятельная работа.
Объект труда: таблица.
Межпредметные связи: природоведение, опережающие – биология, химия.
Материально-техническое оснащение: кабинет – парта, проектор, компьютер.
Дидактическое оснащение: таблицы “Состав и количество минеральных солей и микроэлементов в различных продуктах”, “Рекомендуемая суточная норма подростков (11–13 лет)”, “Примерное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ (в мг)”, .Презентация, см. Приложение 1, Приложение2.
Ход урока
№ | Этапы урока | Время | Методы Формы работы |
Работа учащихся | Работа учителя |
1 | Организационная часть | 3 мин | Фронтальная форма работы | Дежурный отвечает | Готовность и состав учащихся |
2 | Повторение пройденного материала | 5 мин | Блиц. опрос фронтальная форма работы |
Отвечают на вопросы учителя быстро. | Задает вопросы учащимся |
3 | Изложение нового материала | 20 мин | Словесный: (рассказ); наглядный: демонстрация наглядных пособий.(презентация) | Слушают учителя, записывают в тетради краткие тезисы | Изложение нового материала. |
4 | Вводный инструктаж | 10 мин | Словесный: устное изложение (объяснение); наглядный: демонстрация наглядных пособий. |
Слушают учителя, знакомятся с порядком работы. | Знакомит учащихся с порядком самостоятельной работы, временем, критериями оценивания. |
5 | Самостоятельная работа | 22 мин | Практический( метод самостоятельной
учебной работы, можно в парах). Дифференцированный подход к учащимся. |
Самостоятельная работа учащихся:
“Определение количества и состава продуктов,
обеспечивающих суточную потребность человека в
минеральных солях и микроэлементах”. Пишут тест. |
Целевые обходы: 1-й обход – проверить организацию рабочих мест; 2-й обход – проверить правильность выполнения последовательности задания; 3й обход – проверить правильность составления меню, осуществление учащимися самоконтроля. Провести тестирование. Провести приемку и оценку работ. |
6 | Заключительный Инструктаж | 12 мин | Наглядный, словесный, фронтальная форма работы. |
Разбор допущенных ошибок. Записывают д\з. |
Анализ характерных ошибок и их
устранение. Сообщение оценки работы каждого учащегося. Домашнее задание: “составить кроссворд из названий микро и макроэлементов”. |
Ход урока
1. Организационная часть – 3 мин
1.1. Контроль посещаемости.
1.2. Проверка готовности к занятию.
2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
2.1. Проверка знания материала прошлого занятия.
2.2. Вопросы к группе:
- Для чего нужна организму человека пища? (Для роста и развития.)
- Какие питательные вещества входят в состав пищи? (Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода.)
- Что такое витамины? (Жизненно важные вещества, недостаток которых вызывает сначала недомогание, а в случае сильного авитаминоза и различные заболевания.)
- Назовите самые известные витамины (С, А, Д, витамины группы В, Е.)
- Что произойдет с нашим организмом если будет недостаток (избыток) витаминов? (Заболевания. Авитаминоз (цинга), гиповитаминоз – недостаток, гипервитаминоз- избыток.)
3. Изложение нового материала – 20 мин.
3.1. Рассказать учащимся о роли минеральных веществ в питании человека.
3.2. Ознакомить с правилами составления суточного меню, недельного меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ.
4. Вводный инструктаж – 10 мин.
4.1. Рассказать о суточной норме потребления минеральных веществ человеком (подростком).Объяснить технологию выполнения самостоятельной работы.
5. Самостоятельная работа учащихся – 22 мин.
5.1. Текущий инструктаж – целевые обходы.
5.2. 1-й обход – проверить организацию рабочих мест;
5.3. 2-й обход – проверить правильность выполнения последовательности задания;
5.4. 3-й обход – проверить правильность составления меню, осуществление учащимися самоконтроля.
Провести приемку и оценку работ.
5.5. Выдать тесты.
6. Заключительный инструктаж – 12 мин.
6.1. Анализ характерных ошибок и их причин.
6.2. Сообщение оценки работы каждого учащегося.
6.3. Домашнее задание “составить кроссворд из названий микро и макроэлементов”.
Теоретическая часть
В шестом классе мы узнаем, какую роль в нормальной жизнедеятельности организма человека играют минеральные вещества, в каких продуктах и в каком количестве они содержатся.
Минеральные вещества входят во все продукты питания. В разных продуктах те или иные элементы содержатся в разных количествах. По количественному составу их можно разделить на макро- и микроэлементы.
К макроэлементам относятся магний, калий, кальций, натрий, фосфор. Суточные нормы потребления измеряются в граммах, десятых, сотых долях грамма. К микроэлементам относятся железо, йод, фтор, бром, марганец, алюминий и др.
Суточные нормы потребления измеряются в тысячных долях миллиграмма. Биологическая активность минеральных веществ очень высока. Рассмотрим из значение в таблице (см. табл. 20, с. 153–154).
Магний важен для образования костей, он стимулирует работу сердца, повышает активность ферментов. Дефицит магния в организме ведет к снижению иммунитета, повышению нервно-мышечного возбуждения, сухости кожи. Солями магния богаты пшеница, рожь, гречиха, просо, ячмень, овес, бобовые. Суточная потребность 350-500 мг.
Железо – составная часть гемоглобина крови, переносящего кислород к клеткам и тканям.
Много железа в яичном порошке, мясе, рыбе, крупах (овсяной, перловой, гречневой), зеленых частях растений, некоторых фруктах и ягодах. Суточная потребность 10 – 12 мг.
Калий и натрий поддерживают неизменный солевой состав крови.
Калий выводит жидкость из организма и поддерживает работу сердечной мышцы.
Натрий задерживает воду. Он также участвует в образовании желудочного сока.
Калий содержится в красной и черной смородине, бананах, сухофруктах, горохе, фасоли, свекле, томатах, картофеле. Суточная потребность 3г.
Натрий поступает в организм с поваренной солью, морской рыбой, сырами. Суточная потребность в нем 4–6 г.
Кальций участвует в образовании костей и зубов, необходим для нормальной деятельности нервной, эндокринной и мышечной систем. Дефицит кальция вызывает изменения в деятельности нервной системы, кариес зубов, повышенную ломкость костей. Наиболее богаты кальцием молочные продукты. Суточная потребность – до 1г.
Фосфор необходим для развития костной системы, участвует в обмене белков, жиров, углеводов. Наиболее богаты фосфором яичный желток, мясо, овсяные хлопья, гречневая крупа, грецкие орехи, изюм, пшеничный хлеб. Суточная потребность – 1–1,5 г.
Йод регулирует деятельность щитовидной железы. Больше всего йода содержится в морских рыбах, в молочных продуктах.
Фтор входит в состав зубной эмали, важен в период интенсивного роста костной ткани. Продукты моря, мясо, хлеб богаты фтором.
Медь участвует в процессах кроветворения. Дефицит меди может привести к замедлению роста и малокровию. Бобовые, гречневая и овсяные крупы, яйца, рыба наиболее богаты медью.
Составляя меню на день, следует исходить из суточной нормы потребления минеральных веществ человеком.
Учащиеся знакомятся с таблицей 22 в учебнике для девочек 6 класса/под редакцией В.Д. Симоненко. на с.155, которая поможет им правильно обеспечить свой организм необходим количеством минеральных веществ.
Учащиеся делятся на 3 команды. Оговаривается правило игры, разъясняется система оценивания заданий. 1 балл равняется 1 жетончику, сколько ученики насобирают такую отметку и получат.
В конце занятия проводится тестирование для закрепления нового материала. Оценки не ставятся.
Минеральные вещества
Минеральное вещество | Функции минеральных веществ и признаки их недостатка | Источники минеральных веществ | Суточная потребность |
Кальций | Играет большую роль в формировании костной ткани, усиливает защитные реакции организма; необходим для нормальной деятельности сердца | Молоко и молочные продукты, сыр | 800 мг. |
Калий | Усиливает выведение жидкости из организма, играет важную роль в обмене веществ | Сухофрукты, горох, картофель, овощи, рыба, хлеб | 3-5 г |
Натрий | Участвует в процессах внутриклеточного и межтканевого обмена веществ. Активно участвует в водном обмене, задерживая воду в тканях. | Поваренная соль | 10–15 г |
Магний | Нужен для нормального функционирования нервной и сердечно-сосудистой систем; стимулирует работу кишечника | Хлеб, крупы, горох, фасоль, абрикосы, чернослив | 400 мг |
Железо | Играет роль в кроветворении, работе сердечно-сосудистой системы | Мясо, фрукты, овощи, рыба | 10–18 мг |
Йод | Необходим для нормальной работы щитовидной железы | Морская рыба, морская капуста | 0,15–0,2 мг |
Рекомендуемая суточная норма подростков (11-13 лет)
Минеральные вещества | Суточная потребность, в мг |
Кальций | 1200 |
Фосфор | 1800 |
Магний | 350 |
Железо | 18 |
Примерное меню со сбалансированным соотношением минеральных веществ (в мг)
Продукты | Кальций | Магний | Фосфор | Железо |
Завтрак |
||||
Каша рисовая | 40 | 25 | 87,5 | 1 |
Яйцо всмятку | 55 | 13 | 216 | 2,5 |
Молоко | 303 | 228 | 35 | 6,2 |
Обед |
||||
Салат капустный | 48 | 16 | 31 | 0,6 |
Суп рисовый с мясом | 52,8 | 333 | 1,04 | |
Сосиски молочные | 35 | 159 | 1,8 | |
Картофель жареный | 26 | 54 | 142 | 2 |
Пирожное | 28 | 3 | 44 | 0,5 |
Чай с сахаром | 1 | 1 | 1 | 0,25 |
Полдник |
||||
Кефир | 300 | 35 | 238 | 0,2 |
Печенье | 23 | 24 | 72 | 1,68 |
Ужин |
||||
Салат | 18,5 | 17 | 34 | 0,48 |
Чай | 1 | 1 | 1 | 0,1 |
Печенье | 23 | 24 | 72 | 1,68 |
Хлеб на весь день |
||||
Пшеничный | 52 | 70 | 166 | 3,2 |
Ржаной | 21 | 57 | 174 | 3,6 |
Итого | 1042,3 | 551 | 1728 | 22,63 |