Внеклассное мероприятие в начальных классах "Октябрина"

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  1. Ознакомить детей с признаками осени, с богиней плодородия – Деметрой
  2. Развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; развивать речь учащихся
  3. Воспитывать любовь к природе; эстетическое восприятие природных явлений; осознанное отношение к необходимости есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням; любовь к труду.

Оборудование: Мультимедиапроектор, баян, музыкальный центр,плакаты,выставка поделок, овощи и фрукты для конкурсов.

Приложение

Сценарий праздника

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я вас поздравляю с праздником “Октябрина” и желаю вам интересно и весело провести его. Ребята, скажите, какой же праздник обходится без игр? Поэтому давайте мы с вами сначала поиграем. Я научу вас играть в “Дождик”.

Игра “Дождик”.

Упала одна капля – 1 хлопок.
Упало две капли – 2 хлопка.
Упало три капли – 3 хлопка.
Упало четыре капли – 4 хлопка.
Пошел сильный дождь – хлопаем в ладоши. (Слайд)

Ведущий. Молодцы, ребята! Я предлагаю: если вам что-то понравится на нашем празднике – хлопайте в ладоши, как будто идет сильный дождь.“Октябрина”... Красиво звучит, правда? Но давайте подумаем, почему “Октябрина”?

Дети. Сейчас октябрь месяц.

Ведущий. Правильно, ребята. Октябрь месяц – это середина осени. (Показ слайда “Осень”.) Итак, наш праздник посвящен осени, а осень, как и все другие времена года, прекрасна. Но она отличается от других времен года: весны, лета, зимы. Скажите, ребята, чем же осень отличается?

(Ответы детей/)

Ведущий. Правильно, ребята! Осень – это изобилие, добытое трудом праведным на земле. Значит, мы сегодня будем славить еще и труд. И вообще, вас ждет много неожиданностей и сюрпризов! (В это время раздается стук колесницы). Слышали? Что же это? Будто гром прогремел.

(Показ слайда Деметра.) Входит богиня Деметра. Ведущая идет навстречу и низко кланяясь, приглашает жестом руки.

Ведущий. О прекрасная, всемогущая Деметра! Добро пожаловать к нам. Ребята! К нам на праздник примчалась на своей колеснице из Древней Греции богиня Деметра. Поприветствуем ее.Вы что-нибудь знаете о ней? Не знаете? Ну, ничего, ребята, Век живи – век учись, говорят. Вот послушайте, кто она такая.Могущественная великая богиня Деметра дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Вот мы сейчас и попросим прекрасную Деметру рассказать о себе.

Деметра рассказывает о себе на основе древнегреческого мифа.

Деметра. Да, дети мои. Это моя благотворная сила весной оживляет матушку-природу и помогает людям летом вырастить на земле все, чего им захочется. А вот сейчас, осенью, ломятся столы от изобилия урожая. Но каждый год в это время я погружаюсь в печаль. Была у меня единственная дочь Персефона. Всемогущий Зевс отдал ее в жены царю мрачного подземного царства Аиду. Тогда в горе и гневе я обесплодила всю землю.Голод овладел миром. Гибель грозила всему живому. Не хотел тучегонитель Зевс гибели смертных и повелел Аиду отпустить прекрасную Персефону ко мне. Бессмертные кони Аида в золотой колеснице примчали мою возлюбленную дочь. Забыв все от радости, бросилась я навстречу дочери и заключила ее в объятия. От счастья вернула я земле плодородие, и все зазеленело, зацвело снова. Но всемогущий Зевс решил, что две трети года Персефона будет жить со мной, а на одну треть – возвращаться к мужу своему Аиду. С тех пор каждый год покидает меня Персефона в одно и то же время. Вот и сейчас она готовится покинуть меня. Печаль и грусть возвращаются ко мне. Вы так юны и прекрасны! Да я вижу, что вы еще и трудолюбивы. Какую чудесную выставку приготовили!

Деметра оценивает осенние композиции и накрытые столы на тему “Дары осени”.

– А есть у вас свой огород? Ну-ка, расскажите, что же вы там вырастили? Кто в нем трудился?

Дети рассказывают стихи. (Каждое стихотворение сопровождается показом соответствующего слайда.)

Поднялся наш огород,
Всё под солнышком растет,
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.

Ведущий. Пришла долгожданная пора уборки урожая.

Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый:
– Здравствуй, осени пора!

Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Много разных овощей выросло на грядке
Для наваристых борщей
Сорвем всё по порядку:
И петрушку, и укроп,
И картошку, и чеснок.
Всё отправим в котелок.
Дружно булькает вода,
Борщ наш закипает.
Ох, и вкусная еда –
Каждый это знает.

Ведущий. А теперь послушаем самих овощей.

Горох.

Я такой хорошенький
Зеленый мальчишка.
Если только захочу,
Всех горохом угощу.

Ведущий. От обиды покраснев, свекла проворчала.

Свекла.

Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща и для винегрета,
Кушай сам и угощай, –
Лучше свеклы нету

Капуста.

Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой, –
Ведь я, друзья, кочан капустный,
Необыкновенно вкусный.
Я с макушки побелел
И уже вполне поспел:
Хоть варите, хоть солите,
Поступайте, как хотите.

Огурец.

Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно.
Я превосходный огурец –
Зеленый, крупный, сладкий.
Мне надоело, наконец,
Лежать на черной грядке.

Редиска.

Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.

Морковь.

Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Я нарядна и стройна
И, конечно, всем нужна.
Все меня ребята любят,
Поскорей бы были зубы!
Я, морковочка, вкусна,
Я, морковочка, сочна,
Всем на свете я нужна.

Ведущий. Тут надулся помидор и промолвил строго.

Помидор.

Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж конечно, сок томатный.

Я имею два названия. Индейцы меня назвали томатом, а итальянцы золотым яблоком. Я не могу расти рядом с огурцами, зато люблю расти рядом с перцем. Пейте мой томатный сок.

Лук.

Что там сок, вот я – приправа!
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зеленый лук.
Не морковь я, нет, я – злюка.
Стоит вам отведать лука,
Слезы потекут рекой,
Я на грядке самый злой!

Картофель.

Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.

Подсолнух. Я – подсолнух, нос не задираю. Мой знатный род берет начало из страны знойного солнца – Мексики. Мореплаватели привезли несколько золотых головок. А уж мы рассеялись по России. Из наших семечек делают золотистое масло. Я цветок солнца, потому что похож на солнце.

Кукуруза.

Вот лежу, кряхтя от груза,
Вкусная я кукуруза.
Дождь мне нужен проливной –
Истомил нещадный зной.

Ведущий.

Спор давно кончать пора,
Спорить бесполезно.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения.

Выходит с хлебом девочка.

Девочка.

Хлеб – драгоценность! Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.

Деметра. (беседует с ребятами, хвалит). Ай да молодцы, дети мои! За ваше умение трудиться на земле, растить урожай, я вас щедро одарю.

Подносит чашу с яблоками.

– Ну, а сейчас веселитесь, празднуйте, и я с вами душу свою повеселю, наблюдая за вами.

“Пошел сильный дождик” аплодисменты. (Слайд.)

Ведущая провожает Деметру на трон. Раздается стук в дверь.

Ведущий. Кто-то стучит... Наверное еще гости. Проходите, проходите, уважаемые! Милости просим!

Входят осенние братья-месяцы.

Месяцы (хором). Здравствуйте, ребята! (Поклон)

“Пошел сильный дождик” аплодисменты. (Слайд.)

Ведущий. Ой, вы, добрые молодцы! Кто вы? Откуда? И куда путь держите?

Сентябрь. Листья нам нашептали, ветер нам навеял, что у вас сегодня праздник.

Месяцы (хором). Или вы нам не рады?

Ведущий и дети. Рады! Рады!

Ведущий. Но кто же вы?

Сентябрь.Мы – из вечного царства “Жизнь”.

Октябрь. Мы – дети царя Года.

Ноябрь. Угадайте, ребята, кто мы?

Сентябрь.

Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ...

Ведущий. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.) (Слайд “пейзаж”, “улетают журавли”.)

Октябрь.

Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился...

Ведущий. Что за месяц к нам явился? (Октябрь.) (Слайд “пейзаж”.)

Ноябрь.

Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи...

Ведущий. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.) (Слайд “пейзаж”.)

Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете осенние месяцы!

Месяцы. А у нас для вас за это – замечательный сюрприз!

Сентябрь (выходит на середину).

Сентябрины и сентябрята мои!
Ау! Где вы? Я вас зову!
Смелей, смелей, сюда, ко мне!

Все ребята, рожденные в сентябре, выходят в центр.

Солнце со мною ласково играет:
То скроется, то снова засияет,
И всех вас, Алеша, Надя,...
С днем рожденья поздравляет.

“Дождик”аплодисменты (слайд)

Октябрь (выходит на середину).

Разноцветные листья мои шелестят,
Приглашают ко мне моих октябрят.
Где вы? Ау! Октябрины и октябрята мои!
Я вас зову!

Именинники выходят в центр.

С днем рожденья поздравляю
И всего сильней желаю:
Веселья и смеха,
Радости и успеха.

“Дождик” (слайд)

Ноябрь (выходит на середину).

То дождь, то снег,
То дождь, то снег...
Ну и что же?!
Все равно я прекрасен,
Потому что ноябрь!
Ау! Ноябрины и ноябрята, где вы? Я вас зову?

Именинники выходят в центр.

И я пришел вас поздравлять
И больше всех вам пожелать пятерок и четверок!
Ведь скоро четверть кончится –
Не успеете и опомниться!

“Дождик”.(слайд)

Ведущий. Дорогие именинники! Братья-месяцы хотят с вами поиграть: загадки загадать, стихи об осени послушать.

Братья-месяцы загадывают загадки; именинники читают стихи об осени.

Загадки (слайды )

Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала,
Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста)

Росли на грядке зеленые ветки,
А на них – красные детки. (Помидоры)

Я – красная девица, зеленая косица!
Собой горжусь, для всего гожусь,
Для сока и для щей,
Для салата и борщей,
В пироги, и винегрет,
И зайчишкам на обед. (Морковь)

Говорят, я горький, говорят, я сладкий,
Стрелкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким – будете здоровы! (Лук)

Я на солнышко похожа,
Я росла на грядке тоже.
Сладкая да крепкая,
Называюсь... (репкою).

Золотое решето
Черных домиков полно. (Подсолнух)

Кафтан на мне зеленый
И сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз)

Деметра. Ну и молодцы, братья-месяцы! Ребят не забыли, повеселили! И именинники молодцы! Подарите, братья-месяцы, им подарки.

Братья-месяцы подходят к трону, берут из рук Деметры подарки и одаривают своих, именинников.

Ведущий. Ребята! Давайте и мы поздравим именинников, споем для них “Песню крокодила Гены”.

Исполняется песня.

Ведущий. А теперь все садитесь на свои места. Вас ожидает еще один сюрприз. (Все усаживаются.) Ваши друзья подготовили для вас небольшой концерт в честь вашего праздника. Просим вас.

(Концертные номера.)

Деметра. Дети мои милые! Спасибо вам за счастливые минуты веселья. У меня ведь их теперь так мало, потому что моя прекрасная дочь Персефона собирается уйти от меня надолго в мрачное царство Аида. Вот видите, и природа грустит об этом: мрачнеет и тускнеет, слезы льет.

А теперь настала пора расставаться. Я буду грустить, а вы – не грустите. Я вернусь к вам вместе с теплым солнцем весной и принесу вам снова изобилие. Пойдемте, братья-месяцы. Прощайте, дети!

Дети. Прощайте, прекрасная богиня Деметра!

Ведущий. Ребята! Ушла Деметра от нас. Она погрузится в печаль об ушедшей дочери до весны. Когда весной возвратится дочь Персефона из мрачного царства, богиня плодородия щедрой рукой осыплет своими дарами людей и вновь наградит нас за труд богатым урожаем.