Цели:
- Ознакомить детей с признаками осени, с богиней плодородия – Деметрой
- Развивать наблюдательность, смекалку, любознательность; развивать речь учащихся
- Воспитывать любовь к природе; эстетическое восприятие природных явлений; осознанное отношение к необходимости есть овощи и фрукты, чтобы противостоять болезням; любовь к труду.
Оборудование: Мультимедиапроектор, баян, музыкальный центр,плакаты,выставка поделок, овощи и фрукты для конкурсов.
Сценарий праздника
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я вас поздравляю с праздником “Октябрина” и желаю вам интересно и весело провести его. Ребята, скажите, какой же праздник обходится без игр? Поэтому давайте мы с вами сначала поиграем. Я научу вас играть в “Дождик”.
Игра “Дождик”.
Упала одна капля – 1 хлопок.
Упало две капли – 2 хлопка.
Упало три капли – 3 хлопка.
Упало четыре капли – 4 хлопка.
Пошел сильный дождь – хлопаем в ладоши. (Слайд)
Ведущий. Молодцы, ребята! Я предлагаю: если вам что-то понравится на нашем празднике – хлопайте в ладоши, как будто идет сильный дождь.“Октябрина”... Красиво звучит, правда? Но давайте подумаем, почему “Октябрина”?
Дети. Сейчас октябрь месяц.
Ведущий. Правильно, ребята. Октябрь месяц – это середина осени. (Показ слайда “Осень”.) Итак, наш праздник посвящен осени, а осень, как и все другие времена года, прекрасна. Но она отличается от других времен года: весны, лета, зимы. Скажите, ребята, чем же осень отличается?
(Ответы детей/)
Ведущий. Правильно, ребята! Осень – это изобилие, добытое трудом праведным на земле. Значит, мы сегодня будем славить еще и труд. И вообще, вас ждет много неожиданностей и сюрпризов! (В это время раздается стук колесницы). Слышали? Что же это? Будто гром прогремел.
(Показ слайда Деметра.) Входит богиня Деметра. Ведущая идет навстречу и низко кланяясь, приглашает жестом руки.
Ведущий. О прекрасная, всемогущая Деметра! Добро пожаловать к нам. Ребята! К нам на праздник примчалась на своей колеснице из Древней Греции богиня Деметра. Поприветствуем ее.Вы что-нибудь знаете о ней? Не знаете? Ну, ничего, ребята, Век живи – век учись, говорят. Вот послушайте, кто она такая.Могущественная великая богиня Деметра дает плодородие земле, и без ее благотворной силы ничто не произрастает ни в тенистых лесах, ни на лугах, ни на тучных пашнях. Вот мы сейчас и попросим прекрасную Деметру рассказать о себе.
Деметра рассказывает о себе на основе древнегреческого мифа.
Деметра. Да, дети мои. Это моя благотворная сила весной оживляет матушку-природу и помогает людям летом вырастить на земле все, чего им захочется. А вот сейчас, осенью, ломятся столы от изобилия урожая. Но каждый год в это время я погружаюсь в печаль. Была у меня единственная дочь Персефона. Всемогущий Зевс отдал ее в жены царю мрачного подземного царства Аиду. Тогда в горе и гневе я обесплодила всю землю.Голод овладел миром. Гибель грозила всему живому. Не хотел тучегонитель Зевс гибели смертных и повелел Аиду отпустить прекрасную Персефону ко мне. Бессмертные кони Аида в золотой колеснице примчали мою возлюбленную дочь. Забыв все от радости, бросилась я навстречу дочери и заключила ее в объятия. От счастья вернула я земле плодородие, и все зазеленело, зацвело снова. Но всемогущий Зевс решил, что две трети года Персефона будет жить со мной, а на одну треть – возвращаться к мужу своему Аиду. С тех пор каждый год покидает меня Персефона в одно и то же время. Вот и сейчас она готовится покинуть меня. Печаль и грусть возвращаются ко мне. Вы так юны и прекрасны! Да я вижу, что вы еще и трудолюбивы. Какую чудесную выставку приготовили!
Деметра оценивает осенние композиции и накрытые столы на тему “Дары осени”.
– А есть у вас свой огород? Ну-ка, расскажите, что же вы там вырастили? Кто в нем трудился?
Дети рассказывают стихи. (Каждое стихотворение сопровождается показом соответствующего слайда.)
Поднялся наш огород,
Всё под солнышком растет,
В огороде много гряд,
Тут и репа, и салат,
Тут и свекла, и горох,
А картофель разве плох?
Наш зеленый огород
Нас прокормит целый год.
Ведущий. Пришла долгожданная пора уборки урожая.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Всё поспело для ребят.
И арбуз увидев важный,
Оживится детвора,
И радушно скажет каждый:
– Здравствуй, осени пора!
Собирают осенью урожай плодов.
Много людям радости
После всех трудов.
Много разных овощей выросло на грядке
Для наваристых борщей
Сорвем всё по порядку:
И петрушку, и укроп,
И картошку, и чеснок.
Всё отправим в котелок.
Дружно булькает вода,
Борщ наш закипает.
Ох, и вкусная еда –
Каждый это знает.
Ведущий. А теперь послушаем самих овощей.
Горох.
Я такой хорошенький
Зеленый мальчишка.
Если только захочу,
Всех горохом угощу.
Ведущий. От обиды покраснев, свекла проворчала.
Свекла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала:
Свеклу надо для борща и для винегрета,
Кушай сам и угощай, –
Лучше свеклы нету
Капуста.
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки любят кочерыжки.
Угощу ребяток кочерыжкой сладкой, –
Ведь я, друзья, кочан капустный,
Необыкновенно вкусный.
Я с макушки побелел
И уже вполне поспел:
Хоть варите, хоть солите,
Поступайте, как хотите.
Огурец.
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный,
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно.
Я превосходный огурец –
Зеленый, крупный, сладкий.
Мне надоело, наконец,
Лежать на черной грядке.
Редиска.
Я – румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем.
Морковь.
Про меня рассказ недлинный.
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку.
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Я нарядна и стройна
И, конечно, всем нужна.
Все меня ребята любят,
Поскорей бы были зубы!
Я, морковочка, вкусна,
Я, морковочка, сочна,
Всем на свете я нужна.
Ведущий. Тут надулся помидор и промолвил строго.
Помидор.
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный,
Уж конечно, сок томатный.
Я имею два названия. Индейцы меня назвали томатом, а итальянцы золотым яблоком. Я не могу расти рядом с огурцами, зато люблю расти рядом с перцем. Пейте мой томатный сок.
Лук.
Что там сок, вот я – приправа!
Угадали? Я ваш друг,
Я простой зеленый лук.
Не морковь я, нет, я – злюка.
Стоит вам отведать лука,
Слезы потекут рекой,
Я на грядке самый злой!
Картофель.
Я, картошка, так скромна –
Слова не сказала,
Но картошка всем нужна:
И большим, и малым.
Подсолнух. Я – подсолнух, нос не задираю. Мой знатный род берет начало из страны знойного солнца – Мексики. Мореплаватели привезли несколько золотых головок. А уж мы рассеялись по России. Из наших семечек делают золотистое масло. Я цветок солнца, потому что похож на солнце.
Кукуруза.
Вот лежу, кряхтя от груза,
Вкусная я кукуруза.
Дождь мне нужен проливной –
Истомил нещадный зной.
Ведущий.
Спор давно кончать пора,
Спорить бесполезно.
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить
Все без исключения.
Выходит с хлебом девочка.
Девочка.
Хлеб – драгоценность! Им не сори.
Хлеба к обеду в меру бери.
Зерна наших дней, светитесь
Позолотою резной.
Говорим мы: берегите,
Берегите хлеб родной!
Хлебные зернышки сказочным кладом
Спрячутся в землю и дружно взойдут.
Самая лучшая в мире награда –
Это живая награда за труд.
Деметра. (беседует с ребятами, хвалит). Ай да молодцы, дети мои! За ваше умение трудиться на земле, растить урожай, я вас щедро одарю.
Подносит чашу с яблоками.
– Ну, а сейчас веселитесь, празднуйте, и я с вами душу свою повеселю, наблюдая за вами.
“Пошел сильный дождик” – аплодисменты. (Слайд.)
Ведущая провожает Деметру на трон. Раздается стук в дверь.
Ведущий. Кто-то стучит... Наверное еще гости. Проходите, проходите, уважаемые! Милости просим!
Входят осенние братья-месяцы.
Месяцы (хором). Здравствуйте, ребята! (Поклон)
“Пошел сильный дождик” – аплодисменты. (Слайд.)
Ведущий. Ой, вы, добрые молодцы! Кто вы? Откуда? И куда путь держите?
Сентябрь. Листья нам нашептали, ветер нам навеял, что у вас сегодня праздник.
Месяцы (хором). Или вы нам не рады?
Ведущий и дети. Рады! Рады!
Ведущий. Но кто же вы?
Сентябрь.Мы – из вечного царства “Жизнь”.
Октябрь. Мы – дети царя Года.
Ноябрь. Угадайте, ребята, кто мы?
Сентябрь.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ...
Ведущий. Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь.) (Слайд “пейзаж”, “улетают журавли”.)
Октябрь.
Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился...
Ведущий. Что за месяц к нам явился? (Октябрь.) (Слайд “пейзаж”.)
Ноябрь.
Поле черно-белым стало,
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи...
Ведущий. Что за месяц, подскажи? (Ноябрь.) (Слайд “пейзаж”.)
Ведущий. Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете осенние месяцы!
Месяцы. А у нас для вас за это – замечательный сюрприз!
Сентябрь (выходит на середину).
Сентябрины и сентябрята мои!
Ау! Где вы? Я вас зову!
Смелей, смелей, сюда, ко мне!
Все ребята, рожденные в сентябре, выходят в центр.
Солнце со мною ласково играет:
То скроется, то снова засияет,
И всех вас, Алеша, Надя,...
С днем рожденья поздравляет.
“Дождик”– аплодисменты (слайд)
Октябрь (выходит на середину).
Разноцветные листья мои шелестят,
Приглашают ко мне моих октябрят.
Где вы? Ау! Октябрины и октябрята мои!
Я вас зову!
Именинники выходят в центр.
С днем рожденья поздравляю
И всего сильней желаю:
Веселья и смеха,
Радости и успеха.
“Дождик” (слайд)
Ноябрь (выходит на середину).
То дождь, то снег,
То дождь, то снег...
Ну и что же?!
Все равно я прекрасен,
Потому что ноябрь!
Ау! Ноябрины и ноябрята, где вы? Я вас зову?
Именинники выходят в центр.
И я пришел вас поздравлять
И больше всех вам пожелать пятерок и четверок!
Ведь скоро четверть кончится –
Не успеете и опомниться!
“Дождик”.(слайд)
Ведущий. Дорогие именинники! Братья-месяцы хотят с вами поиграть: загадки загадать, стихи об осени послушать.
Братья-месяцы загадывают загадки; именинники читают стихи об осени.
Загадки (слайды )
Лето целое старалась: одевалась, одевалась,
А как осень подошла, все наряды отдала,
Сотню одежонок сложили в бочонок. (Капуста)
Росли на грядке зеленые ветки,
А на них – красные детки. (Помидоры)Я – красная девица, зеленая косица!
Собой горжусь, для всего гожусь,
Для сока и для щей,
Для салата и борщей,
В пироги, и винегрет,
И зайчишкам на обед. (Морковь)
Говорят, я горький, говорят, я сладкий,
Стрелкой зеленой я расту на грядке.
Я полезный самый, в том даю я слово,
Ешьте меня всяким – будете здоровы! (Лук)
Я на солнышко похожа,
Я росла на грядке тоже.
Сладкая да крепкая,
Называюсь... (репкою).
Золотое решето
Черных домиков полно. (Подсолнух)Кафтан на мне зеленый
И сердце как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз)
Деметра. Ну и молодцы, братья-месяцы! Ребят не забыли, повеселили! И именинники молодцы! Подарите, братья-месяцы, им подарки.
Братья-месяцы подходят к трону, берут из рук Деметры подарки и одаривают своих, именинников.
Ведущий. Ребята! Давайте и мы поздравим именинников, споем для них “Песню крокодила Гены”.
Исполняется песня.
Ведущий. А теперь все садитесь на свои места. Вас ожидает еще один сюрприз. (Все усаживаются.) Ваши друзья подготовили для вас небольшой концерт в честь вашего праздника. Просим вас.
(Концертные номера.)
Деметра. Дети мои милые! Спасибо вам за счастливые минуты веселья. У меня ведь их теперь так мало, потому что моя прекрасная дочь Персефона собирается уйти от меня надолго в мрачное царство Аида. Вот видите, и природа грустит об этом: мрачнеет и тускнеет, слезы льет.
А теперь настала пора расставаться. Я буду грустить, а вы – не грустите. Я вернусь к вам вместе с теплым солнцем весной и принесу вам снова изобилие. Пойдемте, братья-месяцы. Прощайте, дети!
Дети. Прощайте, прекрасная богиня Деметра!
Ведущий. Ребята! Ушла Деметра от нас. Она погрузится в печаль об ушедшей дочери до весны. Когда весной возвратится дочь Персефона из мрачного царства, богиня плодородия щедрой рукой осыплет своими дарами людей и вновь наградит нас за труд богатым урожаем.