Урок окружающего мира в 3-м классе. Тема: "Пернатые изобретатели"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся с птицами и их приспособлениями к полету.

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с разнообразием птиц, раскрыть их особенности.
  2. Воспитывать бережное отношение к птицам.
  3. Способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания.

Оборудование: мобильный компьютер, мультимедийный проектор, слайды с программными материалами и фотографиями птиц, сигнальные карточки, карточки для выполнения заданий (дидактический материал), иллюстрации птиц, маховые перья в конвертах, модели самолетов, веер, физическая карта мира, панно «Павлин».

Ход урока

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Мы способны и со всем справимся!

Нам нравится учиться, мы хорошие ученики.

Мы хотим много знать, мы будем много знать!

II. Повторение пройденного.

1) Ученик на индивидуальной доске составляет цепочку питания организмов экосистемы.

2) Ответы на вопросы:

- Назовите тему предыдущего урока (слайд № 1):«На суше - как дома».

- Кому она посвящена? (слайд № 1): Черепахи Крокодилы Ящерицы Змеи

- Есть ли живые градусники в природе?

Проверка и оценка индивидуальной работы у доски.

3) Проверка домашнего задания в группах.

а) Учащимся предлагается разделиться на группы: каждый ученик получает вопрос, занимает место в своей группе, после обсуждения группа отвечает по плану:

(слайд № 1):

  1. Где живут?
  2. Как передвигаются?
  3. Чем питаются?
  4. Чем покрыто тело?
  5. Как размножаются?
  6. Заботятся ли о потомстве?

б) Работа в группах.

в) Заслушивание ответов команд.

г) Самооценка. Сигнальные карточки.

Вывод:

- Как называется (одним словом) данная группа животных? (пресмыкающиеся или рептилии)

- Как они приспособлены к жизни на суше? (Прекрасно. На суше – как дома.)

- Почему они встречаются чаще лишь в жарких странах? (Из-за холоднокровности)

Это особенности рептилий.

4) Цифровой диктант. Работа по вариантам.

Кратко вспомним особенности других групп животных (слайд № 2):

I в.

 

 

 

 

 

II в.

1

 

 

мышь

 

 

5

2

 

 

ящерица

 

 

4

3

 

 

лягушка

 

 

3

4

 

 

рыба

 

 

2

5

 

 

крокодил

 

 

1

Ответьте цифрами на вопросы диктанта:

  1. У кого более интенсивный обмен веществ?
  2. Кому незаменима в мутной воде боковая линия?
  3. Кто оставит свой хвост врагу, а сам убежит?
  4. У кого нежная кожа быстро высыхает?
  5. Кому достаточно один раз хорошо поесть, чтобы целый год дожидаться следующей добычи?

Взаимопроверка (слайд № 2):

  • I в. 1 4 2 3 5
  • II в. 5 2 4 3 1

Физминутка.

III. Изучение нового материала.

Сегодня тема нашего урока знакомит нас ещё с одной, самой молодой, группой животных на Земле.

- Какие животные подсказали человеку изобретение самолета?

Сформулируйте тему урока. - Что или кого мы будем изучать?

- А кто такие изобретатели? (слайд № 3):

Тема урока: пернатые изобретатели.

В начале урока мы вспомнили несколько групп животных и их особенности.

Определите цель предстоящего урока (слайд № 3):

Познакомиться с птицами, выяснить их особенности.

Актуализация знаний.

Сориентируемся в теме. - Что мы уже знаем? Ответьте на вопросы (слайд № 4):

  • Перечислите, какая одежда лучше сохраняет тепло? Почему?
  • Почему парашютист падает? Как парашют замедляет его падение?
  • Почему рептилии не насиживают яйца?

На какие вопросы вы хотите узнать ответы?

- Как птицы летают?

- Почему они не падают?

- Как устроено перо?

- От кого произошли птицы?

Вот на эти вопросы нам предстоит найти ответы.

IV. Постановка проблемной ситуации.

У меня три модели самолета:

  • обычный из бумаги,
  • из бумаги, но с укороченной площадью крыльев,
  • из тяжелого картона.

- Какой из самолетов полетит дальше? Проверим на практике правильность предположений.

Вывод: Вы были правы. Для полета тело должно быть легким и иметь большие крылья.

V. Совместное открытие знаний. Объяснение нового материала.

- Предлагаю открыть учебник на стр. 27, выполнить задание №1: (слайд № 5):?

Насекомые, птицы, летучая мышь, летающие лягушки, пауки – планеристы, летучие змеи, летающие рыбы, летяга, длиннохвостая ящерица.

Вывод: Почти в каждой группе животных есть свои летуны, но летают они без крыльев, используя другие приспособления (не считая птиц, летучих мышей и насекомых).- Почему птицы – хозяева неба? (Рассмотреть иллюстрации птиц)

- Прочтем диалог.

- Что необходимо живому организму для полета?

- Достаточно ли крыльев? (Уместно вспомнить Икара из древнегреческой легенды).

Вот птицы удивительно приспособлены к полету.

- Как?

Мы сейчас исследуем эти приспособления. Мы – орнитологи, специалисты, изучающие птиц.

Попробуйте найти и назвать две особенности птиц, прочитав 1-й абзац после № 1.

(слайд № 6):

Особенности птиц:

  1. легкий вес:
  • кости пустые, полые, легкие, но прочные;
  • легкий клюв (вместо зубов);
  1. Перья – главное изобретение птиц.
    Предлагаю
  • рассмотреть строение пера;
  • прочитать текст в рамке, стр. 27 и последний абзац.

Сделаем вывод: (слайд № 6):

2. перья легкие, прочные, упругие, теплые

- В чем главное отличие птиц от представителей других групп? (в перьях) Перо со временем изнашивается, теряет свои свойства. - Что птице помогает не потерять способности к полету, обновить перья? (линька)

Это интересно:

В крыле даже самой большой птицы всего несколько десятков больших маховых перьев. Они почти ничего не весят, но несут птиц по воздуху.

- Но как?

- Посмотрим через опахало (образец: крыло рябчика). Оно большое, ажурное, легкое. Соберем несколько перьев, получим веер (показать веер).

- Помахав им, в чем можно убедиться? Ажурное перо задерживает воздух, а это позволяет птице опираться на воздух при полете.

Вывод (слайд № 7):

Перья задерживают воздух, дают опору при полете, придают телу обтекаемую форму.

- Хотите проверить наши выводы с выводом в учебнике? На стр.28 рассмотрите рисунки и подписи под ними.

- Что можете сказать? (Выводы совпали)

Физминутка. «Машем крылышками». Ладошка – крыло, пальцы – перья. Взмах руками вверх (как крыльями) - пальцы раздвинули, руками вниз – пальцы сомкнули.

- Итак, повторим, над какой темой мы работаем, что исследуем? Назовите 2 открытия (вес, крылья). Это интересно: у разных птиц разное количество перьев. У лебедя их 25 тысяч, а у голубя в 10 раз меньше.

VI. Противоречие. Экологический рассказ – задача. Все мы любим читать сказки и рассказы о птицах (указать на выставку книг). А вот ребята вам подготовили и хотят показать сценку [1] - Что за шубу «надел» сидящий воробей, из чего эта шуба? - Почему ему тепло?

Возникает противоречие. Чтобы не замерзнуть, воробей должен летать – когда двигаешься, всегда теплее. Но, если воробей все время летает, ветер его обдувает, снег попадает под перышки, и становится холоднее. Если воробей будет сидеть неподвижно - хорошо, ветер не забирается под перышки, будет теплее; но все время сидеть плохо – холодно.

- Что может согреть птицу, когда вокруг ничего теплого нет? - Что–то такое, чего или кого много рядом?

 (На слайде № 8 (Рисунок 1)): Это мандаринки.

Рисунок 1

В морозные дни птицы сидят, собравшись в стайки, распушив перья, как бы нахохлившись. Они как бы одевают себя воздушной одеждой. А в полете воздух под перьями птицы все время меняется, отнимая тепло. Потеря тепла может быть настолько сильной, что летящая птица иногда замерзает: говорят – замерзла на лету.

- Этот пример поможет вам выполнить № 2 на стр. 28.

Проверка: Летом – в кафтан (в жару – плотно прижав перья к телу), зимой – в шубу (распушив перья в мороз), ночью – в рубашку.

Вывод: (слайд № 9):

Перья сохраняют тепло, поддерживают t тела (больше 40 градусов) - сравним с пресмыкающимися. У птиц t тела постоянная. Птицы – теплокровные животные.

- В диалоге Лены и Миши в начале урока мы прочитали, что для полета нужен «мотор» и «топливо». – А какой мотор и топливо у птиц? Познакомимся с текстом на стр. 28.

Проверка. – Откуда птицы берут энергию для полета? (много едят, быстро переваривают) Это интересно. У воробья склеванные ягоды проходят через кишечник за 15-20 минут, у скворца за 45 минут. - В каком виде птицы запасают энергию? (в жировых отложениях)

Вывод: (слайд № 10):

3-я особенность: интенсивный обмен веществ; высококалорийная минимальная по весу еда; энергия запасена в жировых отложениях; используют много кислорода.

Физминутка. «Чистим перышки» (под звукозапись «утренний хор певчих птиц» из «Детской энциклопедии Кирилла и Мефодия»). Восхититься красотой пения.

VII. Закрепление знаний.

Весной у пернатых – горячая пора. - Что происходит в жизни птиц весной?
Самцы ухаживают за самками(Рисунок 2), те вьют уютные гнезда (Рисунок 3), откладывают яйца и выводят птенцов (Рисунок 4). Нужно отметить 2 типа развития птенцов: 1. – выводковый (Рисунок 5), 2. – птенцовый (Рисунок 6). Сразу видно их отличие.

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Работа в парах: - Какими рождаются птенцы? - Как птицы заботятся о них? Прочитайте текст и рассмотрите рисунки на стр. 29.

В парах заполните лист: вставьте пропущенные слова. (Приложение)

В это время выполняется индивидуальное задание. Представьте: вы пришли в парк на экскурсию. Директор парка просит вас помочь защитить птиц в нем. Ваши предложения (см. выставку: кормушки).

Проверка. (слайд № 11)

Вывод: Мы должны беречь птиц и помогать им! Птицы – наши друзья!

Это интересно. Пара воробьев каждый день отлавливает 400 вредных насекомых.

Наша тема: птицы – изобретатели. Полет дал птицам возможность улетать со своей Родины в теплые края. – Когда они это делают? (время года) - По какой причине? Выполним самостоятельно задание на стр. 30.

Задание для «ученых – орнитологов»: Выйти в Интернет, найти информацию: какие птицы улетают в теплые края.

Проверка самостоятельной работы. Оценка (сигнальные карточки). Добавим в эти группы других представителей (слушаем «орнитологов»). Снегирь, клест/ласточка, грач…

- Света дома поработала с картой и «Почемучкой» и расскажет, где зимуют птицы. Ученица делает сообщение у карты.

Вывод: птицы прекрасно приспособлены к полету.

Рефлексия.

Ребята, обратимся к началу урока.

  1. Тема нашего урока «Пернатые изобретатели».
  2. Какую цель мы поставили?
  3. Мы узнали особенности птиц…

- На какие вопросы мы можем дать ответ? - Какие вопросы остались без ответа?

- Какое задание можно выполнить дома? Где еще можно взять информацию?

- Как можно применять полученные знания?

Домашнее задание. Познакомиться с текстом учебника самостоятельно, стр. 27-30, на стр. 31 выполнить задание № 4. Подготовить рассказ о птицах одной из групп по своему выбору.

Подведение итогов.

- Интересно ли было на уроке?

- Что удалось?

- Что вызвало затруднения?

Оцените свою работу. Выберите сигнальный круг по цвету, украсьте хвост павлина.

Наш павлин распустил свой хвост, и видно – класс поработал на «хорошо» и «отлично».

Спасибо!

Литература: Страунинг А. М. Решаем Экологические рассказы – задачи. //Нач. шк. - 2002. - № 2. – с. 43 - 44

Презентацию Вы можете получить у автора статьи.