I. Пояснительная записка.
Специалисты указывают, что игра – это единственная деятельность, имеющая место во все времена и у всех народов. Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимания педагогов.
К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал ту легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Игра на занятиях может быть использована для обучения детей. С ее помощью решаются различные учебные задачи: формирование навыков умственной деятельности детей, умение использовать приобретенные знания в новых ситуациях.
Специфика обучающей игры заключена в ее структуре, содержащей, наряду с игровыми, учебные задачи. Познавательная задача чаще всего не ставится перед ребенком прямо, в открытой форме, а заключается в игровой задаче, в содержании и правилах игры, в игровых действиях. Ребенок играет и вместе с тем усваивает те или иные сведения, применяет ранее усвоенные знания. В условиях игры дети запоминают познавательный материал, лучше, чем когда им предлагают просто запомнить.
Цель игры – активизировать внимание, мышление, память.
Востребованность экономических знаний обусловлена, прежде всего, современным состоянием экономики в России. Экономические реформы уже несколько лет составляют основное содержание общественной жизни страны. Несмотря на ошибки и просчеты, преобразования стали необратимыми и потому определяют не только настоящее, но и будущее страны и ее граждан.
Опыт показывает, что наиболее успешными на занятиях оказываются не традиционные «хорошисты» и «отличники», а те ученики, которые обладают практическим опытом и смекалкой. С экономическими задачами вернее справляется не тот, кто больше знает, а тот, кто лучше мыслит.
Значит, на занятиях по экономике необходимо учить мыслить.
Сотни педагогов-новаторов ищут новые формы, нащупывают методики будущего, делают открытия, переживают успехи и разочарования. Единого и универсального метода пока нет. Но ведь новое есть хорошо забытое старое, и, значит, на смену уроку (занятию) должно прийти нечто еще более древнее и вечное. Может быть, это игра!
Игра - древнейшая форма передачи знаний.
Экономика - предмет, особо приближенный к игровой форме, ведь экономическое образование предполагает не только усвоение знаний и понимание законов, но и тренировку навыков экономического поведения.
Этот турнир – игру можно проводить с детьми разного уровня, главное, чтобы они владели экономическими знаниями.
II. Содержательная часть
Участники игры делятся на команды из 2-3 человек, они зарабатывают «деньги» – «Центрики» (денежная ед. может быть любой). Победителем становится команда, у которой к концу турнира в банке самая большая сумма.
Оборудование и материалы: проектор, деньги «Центрики», «Лицензия» для участников - приложение 1, ребусы, предметы для рекламы, музыкальное сопровождение, презентация - приложение 2.
Ведущий: Добрый день, дорогие друзья. Сегодня мы приветствуем вас на экономическом турнире «Открываем свою фирму». Муз. заставка
В: Запомните: "Умелое ведение хозяйства - залог к успеху и богатству!"
Представляю членов нашего лицензионного совета (члены жюри):
- Эксперт по …..
- Эксперт по …..
В:
Внимание, внимание, друзья!!!
Первый конкурс объявляю я.
На вопросы мои смелей отвечайте,
И лицензию фирмы своей получайте. (члены жюри фиксируют правильные ответы)
Вопросы – см. Приложение ниже - стр. 4- 6. 10 вопросов на каждую команду. (10 мин)
Лицензия - это разрешение на право организовать свою фирму, а у нас на право участия в игре.
После вопросов вручается лицензия и заработанные командой деньги - за каждый правильный ответ - 1 центрик
В:
Итоги конкурса объявляю,
С двойной удачей поздравляю:
Во-первых лицензию вы получили,
А во-вторых счёт в банке открыли,
Следующий конкурс - очень важный, помните всегда,
Представьте свою фирму, господа. ( назовите сумму заработанных денег)
Команды представляют название, девиз, распределение «должностей»: директор, гл. бухгалтер и менеджер фирмы (2-3 мин.)
В: Третий конкурс для директоров - «Экономические ребусы». Директора разгадывают ребусы. Организатор демонстрирует по очереди карточки (на листе ватмана) с экономическими ребусами (ребусы можно взять любые). (за каждый правильный ответ - 1 центрик)
ПРОЕКТОР ответы (презентация)
Ответы: 1. Заказ. 2. Товар. 3. Вклад. 4.Качество.
В: Четвёртый конкурс будет для главных бухгалтеров, посмотрим, как они умеют быстро считать. «Экономические подсчеты» - подсчитать в уме ответы на примеры.
Примеры:
25 X200 = |
|
|
4000 X 5 = |
200 X 300 = |
|
|
12 X 300 = |
700 X 600 = |
|
|
23 X 40 = |
*** (за каждый правильный ответ - 1 центрик)
В:
Элемент маркетинга - реклама.
Кто с рекламой быстро управится,
У того финансы поправятся.
(Оценивается оригинальность, краткость, неповторимость.) (подготовка 5 мин)
На каждую команду выдается товар для рекламы! (Любой товар – тетрадь, дискета или диск, авторучка, мыло, туалетная бумага, платок, шоколад, степлер и т.д.)
В: Наши эксперты подводят итоги работы менеджеров. (команды получают дополнительные денежные единицы)
В: Финансовый отчет.
В: Дорогие друзья, а сейчас мы начинаем «Аукцион знаний».
Прослушайте правила аукциона. У каждой команды в наличии по ….. центриков. Это ваш начальный капитал. На аукцион выставляются задачи. Стартовая цена у каждой разная. После того, как ведущий объявит вопрос, команды начинают торги.
Команда, заявившая максимальную цену, получает право ответа. Если ответ правильный, то заявленная сумма выдается команде, если ответ неверный, то команда отдает эту сумму из своего капитала.
В: Итак, начинаем торги. На аукцион выставляется лот №1. *** (проетор)
ЛОТ №1. - Первый, кто подверг анализу экономические явления и попытался выяснить закономерности развития общества? (Аристотель)
- Именно благодаря ему политическая экономия выделяется как самостоятельная отрасль знаний из круга гуманитарных наук, перестаёт быть уделом гениальных самоучек, становится академической дисциплиной … (Адам Смит)
В: ЛОТ №2 Если страна использует все человеческие и природные ресурсы, то большее количество какого-либо продукта... (может произвести, при сокращении или ….)
В: ЛОТ №3. Количество товара, которое покупатели готовы купить по определённой цене, в определённое время … (величина спроса)
В: ЛОТ №4 Задача:
Определите ВНП по методу потока расходов на основании следующих данных (в млрд. долл.):
- процент за кредит — 20
- закупки правительства — 510
- трансфертные платежи населению — 320
- импорт — 150
- экспорт — 100
- амортизационные отчисления — 80
- зарплата — 105
- личные потребительские расходы — 800
- инвестиции — 500
Решение: ВНП= потребление +инвестиции + государственные расходы+чистый экспорт = 800+500+510+(100-150)=1760
В: ЛОТ №5
В стране 50 миллионов человек – хотят и могут работать, а 45 миллионов из них работают. Каков уровень безработицы в %?
Ответ: 50-45=5 мил. – безработные
5/50 X 100% = 10% - уровень безработицы
В: Информация для размышления. ***
В стране, которой хорошо правят, стесняются бедности.
В стране, которой правят плохо, стыдятся богатства. Конфуций
В: «Термины на одну букву»
Участникам за 2 минуты нужно записать наибольшее количество экономических терминов, начинающихся с одной и той же буквы, например, с буквы «Д».
Примеры терминов: деноминация, девальвация, доход, дефицит, дотация, дебет, дефляция, демпинг, доллар, донг и т.д.
В: «Объедини общим термином» (дополнительный конкурс) блиц.
Участники должны перечисляемые ведущим слова объединить общим экономическим термином. Пример: рынок, соперничество, состязание. (Конкуренция.)
Вопросы-задания:
- Учреждение, кредиты, ссуды, клиенты. (Банк)
- Товар, информация, покупатель. (Реклама)
- Свободно-конвертируемая, частично конвертируемая, некон… (Валюта)
- Товар, страна, вывоз. (Экспорт)
- Деньги, большое количество, обесценивание. (Инфляция)
В:
Пора подводить итоги, друзья.
Играли на славу вы и не зря.
В дальнейшей жизни, частной компании,
Всегда пригодятся ваши знания.
Ум и находчивость вы проявляйте,
И на весь мир о себе заявляйте.
Слово предоставляется председателю жюри. Награждение