Обобщающий урок по теме "Системы счисления в виде игры-тренинга"

Разделы: Информатика


Тип урока: Обобщающий урок.

Вид урока: игра-тренинг.

Цели урока:

  • Образовательная: Закрепить основные понятия темы, навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую и умение выполнять арифметические операции над числами в различных системах счисления.
  • Воспитательная: Воспитание умения логически рассуждать, умения слушать и слышать друг друга (уважение мнения другого), т.е. умения работать в коллективе.
  • Развивающая: Развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти.

Средства обучения: доска, карточки с заданиями, карточки с возможными вариантами ответов, компьютерный тест.

Основные этапы урока

Ход урока

Время (мин.)

1. Организационный момент (приветствие и проверка отсутствующих)

2

2. Цели и план работы на уроке

2

3. Практическая работа в группах

34

4. Выставление оценок

2

Метод обучения: выполнение упражнений и заданий в игровой форме.

Ход урока

1. Этап: Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?

2. Этап: Цели и план работы на уроке:

Сегодня мы с вами закрепим наши навыки работы с системами счисления (перевод из одной системы счисления в другую и арифметику), а также поупражняемся в кодировании и декодировании информации.

Мы разобьемся на 3 группы и будем работать коллективно.

3. Этап: Практическая работа в группах:

Каждой группе выдаются свои варианты заданий (Приложение 1), таблицы с основными системами счисления (Приложение 2) и бланки ответов (Приложение 7).

Далее ребята выполняют задания.

Задания.

В римской системе счисления в качестве цифр используются латинские буквы:

№ 1

Какие числа записаны с помощью римских цифр?

На доске записаны римские цифры. Ученики по очереди записывают ответы (последующая римская цифра открывается только тогда, когда участник команды записал ответ в десятичной системе счисления). Когда все числа открыты и переведены в 10 с.с., команды получают ключ:

3500

29

124

40

110

1994

2050

117

401

515

14

2550

55

1996

1945

И

Е

С

И

Л

Ч

И

Т

Е

З

У

Ы

Л

Н

М

Участники записывают получившиеся буквы в бланк ответов.

№ 2

Запишите с помощью старинной русской системы счисления сумму 3452 рубля 1 копейка.

В старину на Руси широко применялась система счисления, отдаленно напоминающая   римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей. Для записи чисел употреблялись следующие знаки:

Каждой команде выдается старинная русская система счисления. На бланке ответов они записывают получившиеся знаки. Если они записаны верно, то учитель дает карточку с буквой (у каждой команды своя буква).

№ 3

Какая сумма записана с помощью старинной русской системы счисления?

Каждой команде будет предложено по 2 карточки с вариантами ответов. Они выбирают ту, где ответ совпадает с их вариантом. С обратной стороны карточки – буква. (Приложение 3).

№ 4

Какому числу соответствует следующая запись.

Командам выдается система счисления, где цифры закодированы с помощью геометрических фигур:

В некоторой системе счисления цифры имеют форму различных геометрических фигур. На рисунке 1 приведены некоторые числа, записанные в этой системе счисления:

Сложить цифры получившегося числа и записать букву, которой соответствует данный код.

Таблица кодировки:

25

13

16

26

14

24

15

22

12

Й

У

А

Ы

Б

Ю

Ь

Р

Х

№ 5

2 человека из каждой команды уходят за ПК на тест. Участники выполняют разные варианты теста. В зависимости от результата тестирования, участникам «высвечиваются» 1 или 2 буквы (каждому). Тесты (Приложение 4) написаны на языке программирования Паскаль (Образцы приведены в Приложении 5 в файле TEST.pas, в них необходимо для каждого варианта каждой команды изменить результат тестирования, см. Приложение 6).

Остальным выдается карточка с примерами в римской системе счисления для каждого по одному. Получившиеся ответы сложить и перевести в нужную систему счисления. Затем с помощью «ключа» их нужно декодировать. Получится одна буква.

№ 6

Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа. Цифра ответа соответствует номеру буквы в алфавите.

№ 7

В какой системе счисления посчитаны деревья?

Командам дается задача. Цифру с верным ответом нужно ввести в тестирующую программу на ПК (для каждой команды свой ПК, в образце тестирующей программы нужно изменить результат тестирования (в Приложении 5 файл 7-8 zadan.pas) для каждой команды) – и там, если ответ будет верным, высветится нужная буква.

№ 8

Стихотворение.

Если команды закончили выполнение задания № 7 в одно время, то учитель зачитывает стихотворение вслух, если нет, то участники читают его сами. Двоичные числа переводят в десятичные, складывают их, результат переводят в нужную систему счисления и выбирают правильный ответ в тестирующей программе на ПК (в Приложении 5 файл 7-8 zadan.pas).

Знак, который появится в ПК, записывают в бланк ответов.

№ 9

Для следующих четырех задач сделаны карточки с ответами, участники выбирают нужный (какой у них получился). С обратной стороны – буква. (Приложение 3).

Задача. В какой системе счисления записаны числа?

№ 10

Запишите наибольшее двузначное число в нужной системе счисления. Используются карточки из Приложения 3.

№ 11

Запишите наименьшее трехзначное число в нужной системе счисления. Используются карточки из Приложения 3.

№ 12

Задача. Сложить числа и перевести ответ в десятичную систему счисления. Используются карточки из Приложения 3.

После выполнения 12 заданий командам выдается Заключительное задание: расшифровать фразу. Бланк ответов, имеющийся у каждой команды, является ключом для расшифровки данной фразы.

4. Этап: Выставление оценок.

Та команда, которая расшифровала ключевую фразу первой, получает оценку «Отлично», второй – «Хорошо», третьей – «Удовлетворительно».

У учителя имеется возможность проверить правильность выполнения заданий (См. Приложение 6) и на следующем уроке, если требуется, можно провести работу над ошибками.