Тип урока: Обобщающий урок.
Вид урока: игра-тренинг.
Цели урока:
- Образовательная: Закрепить основные понятия темы, навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую и умение выполнять арифметические операции над числами в различных системах счисления.
- Воспитательная: Воспитание умения логически рассуждать, умения слушать и слышать друг друга (уважение мнения другого), т.е. умения работать в коллективе.
- Развивающая: Развитие логического, алгоритмического мышления, внимания, памяти.
Средства обучения: доска, карточки с заданиями, карточки с возможными вариантами ответов, компьютерный тест.
Основные этапы урока
Ход урока |
Время (мин.) |
1. Организационный момент (приветствие и проверка отсутствующих) |
2 |
2. Цели и план работы на уроке |
2 |
3. Практическая работа в группах |
34 |
4. Выставление оценок |
2 |
Метод обучения: выполнение упражнений и заданий в игровой форме.
Ход урока
1. Этап: Организационный момент:
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто сегодня отсутствует?
2. Этап: Цели и план работы на уроке:
Сегодня мы с вами закрепим наши навыки работы с системами счисления (перевод из одной системы счисления в другую и арифметику), а также поупражняемся в кодировании и декодировании информации.
Мы разобьемся на 3 группы и будем работать коллективно.
3. Этап: Практическая работа в группах:
Каждой группе выдаются свои варианты заданий (Приложение 1), таблицы с основными системами счисления (Приложение 2) и бланки ответов (Приложение 7).
Далее ребята выполняют задания.
Задания.
В римской системе счисления в качестве цифр используются латинские буквы:
№ 1
Какие числа записаны с помощью римских цифр?
На доске записаны римские цифры. Ученики по очереди записывают ответы (последующая римская цифра открывается только тогда, когда участник команды записал ответ в десятичной системе счисления). Когда все числа открыты и переведены в 10 с.с., команды получают ключ:
3500 |
29 |
124 |
40 |
110 |
1994 |
2050 |
117 |
401 |
515 |
14 |
2550 |
55 |
1996 |
1945 |
И |
Е |
С |
И |
Л |
Ч |
И |
Т |
Е |
З |
У |
Ы |
Л |
Н |
М |
Участники записывают получившиеся буквы в бланк ответов.
№ 2
Запишите с помощью старинной русской системы счисления сумму 3452 рубля 1 копейка.
В старину на Руси широко применялась система счисления, отдаленно напоминающая римскую. С ее помощью сборщики податей заполняли квитанции об уплате податей. Для записи чисел употреблялись следующие знаки:
Каждой команде выдается старинная русская система счисления. На бланке ответов они записывают получившиеся знаки. Если они записаны верно, то учитель дает карточку с буквой (у каждой команды своя буква).
№ 3
Какая сумма записана с помощью старинной русской системы счисления?
Каждой команде будет предложено по 2 карточки с вариантами ответов. Они выбирают ту, где ответ совпадает с их вариантом. С обратной стороны карточки – буква. (Приложение 3).
№ 4
Какому числу соответствует следующая запись.
Командам выдается система счисления, где цифры закодированы с помощью геометрических фигур:
В некоторой системе счисления цифры имеют форму различных геометрических фигур. На рисунке 1 приведены некоторые числа, записанные в этой системе счисления:
Сложить цифры получившегося числа и записать букву, которой соответствует данный код.
Таблица кодировки:
25 |
13 |
16 |
26 |
14 |
24 |
15 |
22 |
12 |
Й |
У |
А |
Ы |
Б |
Ю |
Ь |
Р |
Х |
№ 5
2 человека из каждой команды уходят за ПК на тест. Участники выполняют разные варианты теста. В зависимости от результата тестирования, участникам «высвечиваются» 1 или 2 буквы (каждому). Тесты (Приложение 4) написаны на языке программирования Паскаль (Образцы приведены в Приложении 5 в файле TEST.pas, в них необходимо для каждого варианта каждой команды изменить результат тестирования, см. Приложение 6).
Остальным выдается карточка с примерами в римской системе счисления для каждого по одному. Получившиеся ответы сложить и перевести в нужную систему счисления. Затем с помощью «ключа» их нужно декодировать. Получится одна буква.
№ 6
Какое минимальное основание должна иметь система счисления, если в ней могут быть записаны числа. Цифра ответа соответствует номеру буквы в алфавите.
№ 7
В какой системе счисления посчитаны деревья?
Командам дается задача. Цифру с верным ответом нужно ввести в тестирующую программу на ПК (для каждой команды свой ПК, в образце тестирующей программы нужно изменить результат тестирования (в Приложении 5 файл 7-8 zadan.pas) для каждой команды) – и там, если ответ будет верным, высветится нужная буква.
№ 8
Стихотворение.
Если команды закончили выполнение задания № 7 в одно время, то учитель зачитывает стихотворение вслух, если нет, то участники читают его сами. Двоичные числа переводят в десятичные, складывают их, результат переводят в нужную систему счисления и выбирают правильный ответ в тестирующей программе на ПК (в Приложении 5 файл 7-8 zadan.pas).
Знак, который появится в ПК, записывают в бланк ответов.
№ 9
Для следующих четырех задач сделаны карточки с ответами, участники выбирают нужный (какой у них получился). С обратной стороны – буква. (Приложение 3).
Задача. В какой системе счисления записаны числа?
№ 10
Запишите наибольшее двузначное число в нужной системе счисления. Используются карточки из Приложения 3.
№ 11
Запишите наименьшее трехзначное число в нужной системе счисления. Используются карточки из Приложения 3.
№ 12
Задача. Сложить числа и перевести ответ в десятичную систему счисления. Используются карточки из Приложения 3.
После выполнения 12 заданий командам выдается Заключительное задание: расшифровать фразу. Бланк ответов, имеющийся у каждой команды, является ключом для расшифровки данной фразы.
4. Этап: Выставление оценок.
Та команда, которая расшифровала ключевую фразу первой, получает оценку «Отлично», второй – «Хорошо», третьей – «Удовлетворительно».
У учителя имеется возможность проверить правильность выполнения заданий (См. Приложение 6) и на следующем уроке, если требуется, можно провести работу над ошибками.