Цели урока:
Образовательные:
- Закрепить навыки вычисления объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба;
- Научиться переводить одни единицы объёма в другие;
- Развитие творческих способностей
Развивающие: Развивать внимание, память, логическое мышление, речь.
Воспитательные: Воспитывать стремление достигать поставленную цель, чувство ответственности, уверенности в себе, умение работать в коллективе.
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений учащихся.
Программное обеспечение: Программа Power Point для демонстрации презентаций.
Ход урока
Тема урока (Слайд 1)
Сегодня мы должны: (Слайд 2)
- Научиться переводить одни единицы объёма в другие;
- Закрепить навыки вычисления объёмов прямоугольного параллелепипеда и куба;
1. Организационный момент: Консультанты докладывают о выполнении домашней работы, на доске решение домашнего задания. (На перемене 2 ученика записывают решения на доску)
2. Актуализация опорных знаний: Устный счёт:
Блиц-опрос: (Слайд 3)
- Для измерения объёмов применяются такие единицы измерения:…
- Если фигуру разделить на части, то объём её равен…
(гиперссылка) - Объём прямоугольного параллелепипеда равен произведению…
- Если равные параллелепипеды имеют равные измерения, то их объёмы всегда…
- Если у двух параллелепипедов объёмы равны, то их измерения…(гиперссылка)
- Если два куба имеют одинаковые рёбра, то их объёмы…
- Если объёмы двух кубов равны, то их рёбра…
- В 1 м3 содержится … см3
- Если длину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объём…..в….раз.
- Если длину и ширину прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объём…..в….раз.
- Если длину, ширину и высоту прямоугольного параллелепипеда увеличить в два раза, то его объём…..в….раз.
- Чтобы составить куб с ребром 5 см, нужно взять…кубиков с ребром 1 см.
- Прямоугольный параллелепипед с объёмом 24 см3 может иметь такие измерения: a=……., b=……,c=….
- Если ребро куба 1см 4мм, то объём куба равен… Мм3
- 3м3 25 дм3= … дм3
3. Формирование умений и навыков учащихся:
Повторим ещё раз:
Как найти объём прямоугольного параллелепипеда? (Слайд 4)
Найдём его объём, если a=8, b=125, c=7
a=25, b=24, c=4
Как найти объём куба? (Слайд 5) a=12 см, a=8 см, a=15 см
Повторим единицы объема (мм3, см3, дм3, м3, км3, л)
Назвать единицы в порядке возрастания.
Куб. мм, куб.см, куб.дм, куб.м, куб.км., 1 литр=1 дм3 =100 см3.
Выразите в кубических сантиметрах: (Слайд 6)
5дм3635см3;
2дм380см3
В кубических дециметрах:
6м3580дм3;
7м315дм3
В кубических метрах и дециметрах:
3270дм3;
12540000см3
4. Первичный контроль знаний:
Проведём обучающую самостоятельную работу с проверкой. (Слайд 7)
а |
2м |
300см |
30см |
Дм |
7дм |
15см |
в |
5м |
|
25см |
50см |
20см |
150мм |
с |
|
200см |
200мм |
12дм |
|
1м |
V=авс |
100м3 |
24 м3 |
см3 |
600дм3 |
14дм3 |
см3 |
Как найти высоту?
Как найти ширину? На что надо обратить внимание? (Разные единицы измерения, переводим в метры, почему?)
Сколько куб.см в 1 куб.м?
Обсуждаем все столбцы. Работаем самостоятельно.
Затем проверяем ответы. Работа в парах.
5. Занимательная минутка. Немного отдохнём и разгадаем кроссворд (Слайд 8)
- Фигура, имеющая три стороны.
- четырёхугольник
- Геометрическая фигура, похожая на кирпич
- Прямоугольник, у которого все стороны равны
- Он любит чертить окружности и круги.
- Параллелепипед, у которого все измерения равны
- Помощник линейки и циркуля
6. Исторические сведения (Слайд 9)
- На Руси в старину использовались в качестве единиц измерения объема ведро (около 12 л), штоф (десятая часть ведра).
- В США, Англии и других странах используются баррель (около 159 л), галлон (около 4 л), бушель (около 36 л), пинта (от 470 до 568 кубических сантиметров). Сравните эти единицы. Какие из них больше 1 м3?
7. Формирование умений и навыков:
А сейчас открыли учебники на странице 128 и решаем задачу 827.
О чем задача? Что известно?
а=80 см, в=45 см, с=55 см
Найти: Сколько литров воды надо влить, чтобы, уровень был ниже края на 10 см?
55-10=45см
80*45*45=162000 см3=162 литра
Задача 2 (Слайд 10)
Ширина прямоугольного параллелепипеда 14 см, она меньше длины в 2 раза, но больше высоты на 4 см. Найти объём.
8. Итоги урока. Самооценка учащихся.
9. Домашнее задание: П 21, №822, 846 а, г, 848а