Тема: Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Емеля-охотник». Работа с крупнообъёмным произведением.
Цели:
- формировать умения определять и анализировать композицию произведения, анализировать характер и поступки героев.
- развивать умения сравнивать, обобщать, делать выводы, определять тему и идею произведения;
- совершенствовать монологическую речь учащихся, скорость и выразительность чтения;
- учить читать и думать, читать и чувствовать, сопереживать
Оборудование: портрет Д. Н. Мамина-Сибиряка, выставка книг писателя, вопросы для литературной разминки, карточки с пословицами, музыка П. И. Чайковского «Времена года»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Литературная разминка
У. Назвать автора произведения и жанр.
«Приключение Электроника».
Д. Евгений Велтистов. Фантастическая повесть.
У. «Баллада о фокусах шоколада»
Д. Юнна Мориц
У. «Детские годы Багрова-внука»
Д. Сергей Аксаков. Автобиографическая повесть.
У. «Мальчик с красками»
Д. В Железников. Рассказ.
У. «Стрекоза и Муравей»
Д. Иван Крылов. Басня.
У. Назовите жанр произведения, который мы еще не назвали и приведите пример его.
Д. Путевой очерк. К. Ушинский.
III. Проверка домашнего задания (Биография писателя).
IV. Сообщение темы урока
У. На предыдущем уроке мы определили тему рассказа «Емеля-охотник». Назовите её. (Милосердие-готовность помочь тому, кто нуждается в ней). Что еще мы определяем в литературном произведении? (идею)
У. Сформулируйте тему урока.
V. Анализ текста.
У. Как начинается рассказ? Прочитайте.
Д. Далеко-далеко в северной части Уральских гор….
У. Чем измеряем расстояния мы с вами?
Здесь автор вводит сказочный элемент. А ведь есть сказки, которые связаны с природой Урала. Вспомните, какие?
Д. Бажов. «Серебряное копытце», «Хозяйка медной горы»
У. Люди живут там трудолюбивые и тоже близки духовно к природе, понимают, ценят и берегут её
Обратите внимание на имена героев (Тоже сказочное - Емеля)
У. Опишите главного героя - Емелю (Словесное рисование)
У. И название деревни интересное - Тычки. Предположите, почему её могли так назвать.
У. Описывая эту деревню, автор вводит много сравнений, образных выражений. Найдите и зачитайте их.
У. Какой приём использует автор?
Д. Очеловечивает её, олицетворяет. Будто это тоже живые герои рассказа. Глушь, тайга, а столько красоты, волшебства, глубины чувств, не каждый это увидит и почувствует.
VI. «Вхождение» в избушку лесника (словесное рисование).
У. А вот какое жилище лесника (картинка с её изображением). Опишите её, используя слова текста.
У. В этой сторожке живёт и маленький внучок Емели – Гришутка Что попросил он у деда?
Вы тоже иногда у взрослых просите что-нибудь, но исполнять такое будет не каждый взрослый, посчитает такую просьбу за каприз. Почему же Емеля, в свои 70 лет отправился в лес, далеко, чтобы исполнить просьбу внука?
Д. Больной мальчик, маленький, сирота.
У. Докажите.
Д. Тяжело вздохнул, с трудом спрашивал, таял не по дням, а по часам.
У. Как понимаете – не по дням, а по часам?
У. Какие чувства вызывает у вас его состояние?
У. И вы знаете что, когда просит ребенок, да еще больной, сирота, то их просьбу нужно обязательно выполнить. И дед отправляется на поиски телёночка для внука. А как вы думаете, этот теленочек для сироты – это игрушка или что-то большее
Д. Нет, душа просит.
VII. Работа с текстом.
Выборочное чтение.
У. Несколько дней бродил Емеля по лесу.
Почему автор, рассказывая о преследовании Емелей оленя, вводит описания картин природы и рисует портреты животных?
Д. Емеле все знакомо. В лесу он, как дома, природа сопереживает вместе с Емелей. Темный густой лес символизирует угнетающую обстановку, усталость старика. Емеля выбивается из сил, но не решается вернуться с пустыми руками домой.
У.Зачитайте эти описания.
Работа с третьей частью рассказа.
У. Эта часть важная. Она дает сведения о матери Гришутки. Какой из человечков, изображенных на доске, мог бы ее прочитать?
Чтение учителем.
Чтение «цепочкой»
Чтение в лицах
Как мы должны читать за Емелю? Что мы должны показать голосом, интонацией?
Д. Доброту, заботливость, умудренность жизнью.
У. А за Гришутку?
Д. Веселая грусть, живой интерес, мечтательность.
У. Итак, охота началась. А само по себе слово охота связано, с какими действиями? Прочитайте, что происходит с лесом дальше. Какие прилагательные использует автор? Как в сказках называют такой лес? (Дремучий)
У.Что таит такой страшный лес в сказке и для кого? (страх - человеку).
А здесь для животного.
У. Как назвал автор олениху? (благородное животное)
VIII. Работа с толковым словарём.
В толковом словаре найдите значение этого слова.
Д. Высоконравственный, самоотверженный, честный и открытый поступок. Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради других, героический
У. Животное благородное, значит человек, который хочет его убить, он какой?
Д. Неблагородный.
У. Это понимает и сам Емеля.
IX. Поисковое чтение
У. Найдите самый напряженный момент рассказа, кульминацию. Прочитайте выразительно.
У. Что было бы потом?
У. Какое средство использовал Мамин-Сибиряк при описании олененка и для чего?
Д. Использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, чтобы проникнуться жалостью, нежностью к олененку.
У. Почему Емеля опустил ружье и, улыбаясь, смотрел вслед убегающему олененку?
Д.Сохраняя ему жизнь, вспомнил о матери Гришутки.
У. Найдите и зачитайте развязку – завершение всего действия.
У. Почему мальчик не расстроился, не обиделся на деда, а понял его и даже улыбнулся?
Д. Ни одного слова не скажет дед про свое воспоминание больному внуку, но тот и без слов поймет. А образ живого олененка станет залогом его выздоровления.
X. Работа в «четверках»
У. Народ много думал и говорил о доброте и об отношении человека к окружающей его природе. Это воплотилось не только в стихах, но и в пословицах. Перечитайте пословицы и подумайте, какая из них метко отражает идею произведения.
- Ты пожалей – и тебя пожалеют.
- Лес и вода - родные брат и сестра.
- Сей добро, посылай добро, жни добро, оделяй добром.
- Добро сеять, добро и пожинать.
- Доброта без разума пуста.
- Добрый - доброте научает, а злой на зло наставляет.
- Бывает добро, да не всякому дано.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Лес и вода – наши родные брат и сестра.
(Лидер группы отвечает)
XI. Идея произведения
У. Чему учит этот рассказ?
У нашего земляка – поэта Александра Яшина есть стихотворение, которое подтверждает эту мысль.
Читают подготовленные ученики под музыку «Времена года» П. И. Чайковского:
Когда-то и я не убить не мог,
Чтоб ни летело над головой.
Садился за весла – ружье у ног
Шёл в чащу – заранее взводил курок,
На жатву брал дробовик с собой.Стрелял и коршуна, и воробья,
Не разбирая – друзья? Враги?
А ныне
На ток хожу без ружья,
Катаюсь на озере без остроги.Доверие птиц умею ценить.
Бывает легко на душе, когда
Случайно удастся жизнь сохранить
Птенцу, упавшему из гнезда.
Себя самого узнать не могу
Осинки в лесу зазря не срублю,
В корнях родничок, что клад берегу,
На муравейник не наступлю,-Люблю всё живое,
Живых люблю.Не верю, что звери не говорят,
Что думать не могут певчие птицы,
Что только инстинкты у хитрой лисицы.
И пчёлы не знают, что творятВас трепет и робость охватят вдруг
Достойно ль царя природы делить
Всех в мире живущих
На высших и низших.
У. И в завершении урока подумайте, с каким произведением перекликается «Емеля-охотник» Д.Н. Мамина-Сибиряка
Д. «Слон» Куприна. Чтобы порадовать больных детей взрослые исполняют их желания.
У. Вот концовки разные. У Куприна – сказочная, а у Мамина-Сибиряка – проза жизни, но открывает такую глубину чувств деревенского охотника.
XII. Эмоционально-психологическое восприятие урока.
Чувства и переживания изображают цветными карандашами.
У. Что вас взволновало на уроке, что показалось важным? Какой отрывок вам захотелось перечитать. В чьём исполнении?
XIII. Домашнее задание.
Составить законы, по которым должен жить человек в природе.