Урок математики в 1-м классе "Числа от 11 до 20"

Разделы: Начальная школа


Задачи:

  1. Познакомить детей  с числами второго десятка: особенности чтения, записи, десятичный состав каждого числа от 11 до 20.
  2. Упражнять учащихся  в составлении и решении задач по схематическим рисункам.
  3. Продолжить работу по развитию умений анализировать, сравнивать и обобщать учебный материал.
  4. Формировать умение работать в паре и группе, воспитывать культуру общения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: магнитные цифры, карточки с числами второго десятка, счёты индивидуальные и классные (с разноцветными рядами косточек), карточки с заданиями для групповой работы, карточки с номерами «телефонов», числовые вееры.      

Учебник  Е.Э.Кочуровой, В.Н.Рудницкой «Математика.1 класс.Часть первая», М.:Вентана-Граф, 2008г.-с.72-75

Печатная тетрадь Е.Э.Кочуровой  «Математика.1 класс. № 2», с.18-19.
(УМК «Начальная школа XXI века»)

Ход урока

1. Оргмомент

2. Упражнение в решении задач

(Дети работают в парах, подсчёт ведут при помощи фишек или на счётах.  Результаты сообщают учителю числовым веером, они фиксируются на доске магнитными числами.)

Два щенка-баловника
Бегают, резвятся
К шалунишкам три дружка
С громким лаем мчатся.
Вместе будет веселей.
Сколько же всего друзей?

Три гуся летят над нами,
Три других за облаками.
Два спустились на ручей.
Сколько было всех гусей?

Пошла курица гулять,
Собрала своих цыплят.
Семь бежали впереди,
Три остались позади.
Беспокоится их мать
И не может сосчитать.
Сколько было цыплят?

Я нашёл в дупле у  белки
Пять лесных орешков мелких.
Вот ещё один лежит,
Мхом заботливо укрыт.
Ну и белка! Вот хозяйка!
Все орешки посчитай-ка.

(на доске появились числа   5  8  10   6 )

3. «Открытие» нового знания учащимися

- Посмотрите на  записанные числа. Какое из них отличается от остальных? (его можно назвать лишним).

- Почему вы назвали число 10? (Оно состоит из двух значков).

- Помните стишок про 0? «Круглый ноль такой хорошенький, но не значит ничегошеньки…»  Попробуйте в числе 10 заменять цифру 0 любой другой цифрой. У кого наберётся  больше комбинаций?

(Дети индивидуально работают с разрезными цифрами, составляют пары, выкладывают комбинации на партах    

1

*

12   16   18   15    19     и т.д.

- Сколько комбинаций получилось? (9)

- Кто догадался, как расставить их по порядку?  (Начиная с карточки, в которой 0 заменили на 1, затем на 2 и т.д.)

Ученики размещают карточки на доске и выполняют запись в рабочей тетради:

11  12  13  14  15  16  17  18  19

- Кто-нибудь из вас знает названия этих чисел? Давайте разгадаем их вместе, а помогут нам счёты и старинное русское слово «ДЦАТЬ». Помните его значение? Правильно, оно значит «десять, десяток».

- Отложите на счётах  ДЦАТЬ косточек на второй  линейке, а теперь на первой линейке -одну косточку. Сколько предметов на первой линейке? (Один) Где он располагается? (Над дцать). Попробуйте соединить слова ваших ответов  один-над-дцать.

- Теперь отложите на первой линейке две косточки. Кто уже составил название числа? Правильно, две-над-дцать (аналогично составляются названия чисел 13-19)

- А если на первой линейке десяток-«ДЦАТЬ» и на второй –«ДЦАТЬ», как же назовём число?  Два-дцать

4. Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять!
Все умеем мы считать.
Подтянитесь на носочках
Столько раз,
Ровно столько, сколько пальцев
На руке у вас!
Раз, два, три, четыре, пять,
Топаем ногами,
Раз, два, три, четыре, пять,
Хлопаем руками.

5. Первичное закрепление с комментированием

Работа с учебником: с.73, № 2, 3 (устно).

6. Закрепление нового материала

Работа в группах по 4 человека (сидящие за первой партой поворачиваются к тем, кто сидит за второй и т.д.).

Задания группам ( по одному столбику каждой)из печатной тетради «Математика. №2»  с.19, №5.

- Заполните пропуски, если затрудняетесь, используйте счёты:

18 это 10 и              12 это 10 и 

18 = 10 +                 12 = 10 + 

18 – 10 =                 12 – 10 = 

18 -  =  10                12 -  =  10

«Защита» решений у доски.

- Умеете ли вы складывать и вычитать числа от 11 до 20? Нет? Как же тогда решать задачу:

«Дима гостил  в деревне у бабушки с 12 по 18 июля. Сколько дней он прожил в деревне?» (Посчитать по линейке или по числовой дорожке). У кого готов ответ?

7. Физминутка

«К речке быстрой мы спустились…»

8. Упражнение в составлении задач

- В эти дни мальчик играл в футбол с друзьями, купался в речке, гулял на лугу   и, вспоминая  о лете, придумал  две задачи.

Работа с учебником: с.75, № 9 (устно), 10 (решение записывается в тетради).

9. Контроль над усвоением нового материала

- Уезжая, Диме очень не хотелось расставаться с новыми друзьями. Но он запомнил их телефоны (карточки на доске):

15 - 11- 14

15 - 12 - 18

15 - 19  - 13

- Прочитайте их.

- Где ещё в жизни встречаются числа , с которыми мы сегодня знакомились? (В календаре, на циферблате,  в адресах, в номерах маршрутов транспорта…)

10. Итог урока

- Что нового вы сегодня узнали? Что запомнили?

- Какими знаниями поделитесь с родными?