Проектная деятельность в начальных классах
Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, техники и технологии, творчества.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.
Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.
Каковы этапы выполнения учебного проекта?
Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:
- выбор темы и задачи проекта;
- выдвижение первоначальных идей;
- выбор лучшей идеи;
- планирование проектной деятельности;
- непосредственную реализацию проекта;
- оценку и самооценку проекта;
- презентацию проекта.
Проект “Год жизни одного дерева”
Вид проекта: информационно – исследовательский
Содержание: межпредметный (естествознание, русский, чтение.)
Продолжительность: годичный
Руководитель: учитель
Исполнители: учащиеся (разновозрастная Группа 2-5 чел)
Цели проекта:
- Изучить физиологические процессы дерева и биологические виды его населяющие.
- Повысить интерес к слову и языку.
Задачи:
- Развивать способность: видеть объект исследования с разных сторон для представления целостной картины мира.
- Развивать умения обобщать, сравнивать собранный материал.
- Развивать речь, творческое мышление.
- Прививать интерес к предмету.
- Воспитывать любовь к природе, бережному отношению, ко всему, что нас окружает.
- Воспитывать аккуратность, самостоятельность, менеджерские умения и навыки.
Оборудование: папка бумаги для черчения А-4, краски, цв. карандаши, фотоаппарат, тетрадь – дневник для записей, словари, энциклопедии, художественная литература, газеты, журналы, интернет, папка с файлами.
Объект для проектной работы: любое древо (около дома, дачи, школы)
План работы: I часть
- Выбор дерева
- Наблюдение за деревом (1 раз в неделю)
- Запись изменений в тетрадь – дневник. (1 раз в неделю)
- Описать местоположение дерева и что его окружает.
- Выполнить рисунок дерева.
1) 4 рис. в разные времена года.
2) 4 фото в разные времена года.
3) 4 гербария ветки дерева, листа. - Описать его внешние признаки. Предположить возраст (Высота дер. Изменить окружность ствола. Вычислить диаметр дерева. Из бумаги сделать модель).
- Описать окраску листьев в разные времена года и зарисовать их. Объяснить изменение цвета листа.
- Наблюдать за жителями дерева (птица, насекомые, звери …)
- Родом откуда.
- Как размножается.
- Вредители. Что угрожает жизни дерева.
- Помощь. Как я могу помочь?
- Лечебные свойства.
- Хозяйственное значение.
- Ориентирование.
II часть исследования.
- Слово (мои ассоциации к нему)
- Лексическое значение слова: (по толковому словарю)
- К истокам слова (этимологический словарь)
- Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
- Образовать с этим с этим словом словосочетание.
- Найти пословицы поговорки, с этим словом и близко к теме.
- Частушки, песни, дразнилки, найти, сочинить.
- Загадки найти, сочинить.
- Подобрать синонимы, антонимы, если возможно.
- Поиск предложений (с этим словом). Выписать предложения из художественной литературы, из журналов, газет (сделать вырезки). Сочинить самим небольшой рассказ с этим словом.
- Поиск стихотворений. Возможно сочинить.
- Выполнить кроссворд. Возможно сочинить.
- Отзыв о проделанной работе.
1) Что я узнал нового.
2) Чему меня эта работа научила.
3) Какие были трудности.