Проектная деятельность в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Проектная деятельность в начальных классах

Метод проектов – совокупность исследовательских и проблемных методов, поисковых по самой своей сути. В разное время разработкой данной технологии обучения занимались многие ученые и методисты из разных стран.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-либо проблемы при использовании разнообразных методов, средств обучения, знаний, умений из различных учебных предметов, а также различных областей науки, техники и технологии, творчества.

Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, осязаемыми: конкретное решение теоретической проблемы; поделка; конкретный результат, готовый к внедрению.

Формируя предметные, общеучебные и коммуникативные умения и навыки обучающихся, проектная деятельность реально способствует формированию у них умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владению способами целенаправленной интеллектуальной деятельности и готовности к сотрудничеству.

Каковы этапы выполнения учебного проекта?

Выполнение проекта предусматривает несколько последовательных этапов:

  1. выбор темы и задачи проекта;
  2. выдвижение первоначальных идей;
  3. выбор лучшей идеи;
  4. планирование проектной деятельности;
  5. непосредственную реализацию проекта;
  6. оценку и самооценку проекта;
  7. презентацию проекта.

Проект “Год жизни одного дерева”

Вид проекта: информационно – исследовательский

Содержание: межпредметный (естествознание, русский, чтение.)

Продолжительность: годичный

Руководитель: учитель

Исполнители: учащиеся (разновозрастная Группа 2-5 чел)

Цели проекта:

  • Изучить физиологические процессы дерева и биологические виды его населяющие.
  • Повысить интерес к слову и языку.

Задачи:

  • Развивать способность: видеть объект исследования с разных сторон для представления целостной картины мира.
  • Развивать умения обобщать, сравнивать собранный материал.
  • Развивать речь, творческое мышление.
  • Прививать интерес к предмету.
  • Воспитывать любовь к природе, бережному отношению, ко всему, что нас окружает.
  • Воспитывать аккуратность, самостоятельность, менеджерские умения и навыки.

Оборудование: папка бумаги для черчения А-4, краски, цв. карандаши, фотоаппарат, тетрадь – дневник для записей, словари, энциклопедии, художественная литература, газеты, журналы, интернет, папка с файлами.

Объект для проектной работы: любое древо (около дома, дачи, школы)

План работы: I часть

  1. Выбор дерева
  2. Наблюдение за деревом (1 раз в неделю)
  3. Запись изменений в тетрадь – дневник. (1 раз в неделю)
  4. Описать местоположение дерева и что его окружает.
  5. Выполнить рисунок дерева.
    1) 4 рис. в разные времена года.
    2) 4 фото в разные времена года.
    3) 4 гербария ветки дерева, листа.
  6. Описать его внешние признаки. Предположить возраст (Высота дер. Изменить окружность ствола. Вычислить диаметр дерева. Из бумаги сделать модель).
  7. Описать окраску листьев в разные времена года и зарисовать их. Объяснить изменение цвета листа.
  8. Наблюдать за жителями дерева (птица, насекомые, звери …)
  9. Родом откуда.
  10. Как размножается.
  11. Вредители. Что угрожает жизни дерева.
  12. Помощь. Как я могу помочь?
  13. Лечебные свойства.
  14. Хозяйственное значение.
  15. Ориентирование.

II часть исследования.

  1. Слово (мои ассоциации к нему)
  2. Лексическое значение слова: (по толковому словарю)
  3. К истокам слова (этимологический словарь)
  4. Подобрать однокоренные слова, выделить корень.
  5. Образовать с этим с этим словом словосочетание.
  6. Найти пословицы поговорки, с этим словом и близко к теме.
  7. Частушки, песни, дразнилки, найти, сочинить.
  8. Загадки найти, сочинить.
  9. Подобрать синонимы, антонимы, если возможно.
  10.  Поиск предложений (с этим словом). Выписать предложения из художественной литературы, из журналов, газет (сделать вырезки). Сочинить самим небольшой рассказ с этим словом.
  11.  Поиск стихотворений. Возможно сочинить.
  12. Выполнить кроссворд. Возможно сочинить.
  13. Отзыв о проделанной работе.
    1) Что я узнал нового.
    2) Чему меня эта работа научила.
    3) Какие были трудности.