Цели: обобщить знания детей по сказкам А. Пушкина, расширить круг чтения, развивать речь учащихся, воображение, творческие способности, прививать любовь к чтению, объединить родителей и детей для совместной читательской деятельности.
Форма проведения: литературный турнир.
Участники: дети и их родители.
Подготовительная работа:совместное чтение сказок детьми и родителями, деление детей на команды, инсценирование отрывка сказки, проведение конкурса рисунков «Моя любимая сказка», оформление зала, изготовление приглашений для родителей.
Оформление зала: журнальный столик в углу зала, на нём портрет поэта, перо, чернильница, томик сказок. По залу разместились иллюстрации к сказкам Пушкина. На стенах плакаты: «Что за прелесть эти сказки! Каждая из них поэма!», «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок !», «Он (Пушкин) входит в нашу жизнь с самого начала её и уже не покидает нас до конца.» (А. Твардовский), «Наша память хранит с малолетства весёлое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняют собою многие дни нашей жизни...» (А. Блок)
О, Пушкин!
Над его строкою
Задумавшись в который раз,
Вдруг открываешь в ней такое,
Что прежде пряталось от глаз.
Д. Кугультинов.
Звучит «Романс» из цикла Г. Свиридова к повести Пушкина «Метель». Под звуки музыки входит ведущий и читает эпиграф.
Ведущий: Добрый день, ребята, уважаемые родители ! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг великого русского поэта А. С. Пушкина. В этом году, 6 июня, мы будем отмечать 210 лет со дня его рождения. «Солнцем русской поэзии» называли Александра Сергеевича. Более 200 лет светит нам солнце поэзии и будет светить века. Это имя бесконечно дорого каждому из нас. У каждого есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, они многому нас учат. Давайте вместе вспомним эти удивительные сказки, добрые, весёлые, полные красоты и вдохновения.
Итак, начинаем наш турнир. В игре участвуют 3 команды: 2 команды детей и 1 команда родителей. Оценивать вашу работу будет Совет старейшин, куда вошли наши родители. Команды, представьтесь.
Представление команд.
1 конкурс «Сказка за сказкой».
Ведущий. По условию этого конкурса вспомните и назовите как можно больше сказок, которые написал А. С. Пушкин. Победит в конкурсе команда, за которой останется последнее слово. За каждый правильный ответ получаете по 1 баллу.
2 конкурс «Так всё начиналось».
Ведущий. У всякой сказки есть своё начало. Сможете ли вы узнать сказку по её началу?
За каждый правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Жил-был поп,
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года. («Сказка о рыбаке и рыбке».)Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. («Сказка о царе Салтане...»)Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился.
И царица у окна
Села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)Негде, в тридевятом царстве,
В тридевятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон,
Смолоду был грозен он. («Сказка о золотом петушке».)
3 конкурс «Там на неведомых дорожках».
Ведущий. Сможете ли вы узнать героев сказок по описанию? Команды получают по 1 баллу за правильный ответ.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла. (Мачеха. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)Чуть опастность где видна,
Верный сторож, как во сне,
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся. (Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке».)Все красавцы молодые,
Великаны удалые.
Все равны как на подбор,
С ними дядька Черномор. (Тридцать три богатыря. «Сказка о царе Салтане...»)Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого. (Царевна. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».)До света всё у него пляшет,
Лошадь запряжёт, полосу вспашет,
Печь затопит, всё заготовит, закупит,
Яичко испечёт да сам и остудит. (Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде».)Днём свет божий затмевает,
Ночью землю освещает,
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (Царевна Лебедь. «Сказка о царе Салтане...»)На руках золотые перстни,
На ногах красные сапожки.
Перед нею усердные слуги,
Она бьёт их; за чупрун таскает. (Старуха. «Сказка о рыбаке и рыбке».)Смолоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело. (Царь Дадон. «Сказка о золотом петушке».)В сарачинской шапке белой,
Весь как лебедь поседелый
Старый друг его скопец. (Мудрец. «Сказка о золотом петушке».)
4 конкурс «Подскажи словечко».
Ведущий. Бывает так: услышишь где-нибудь слово или предложение, а в мыслях уже мелькнёт знакомая песня или стихотворение. Вашим заданием будет продолжить начатые слова по нескольким строчкам. (По 2 балла за правильный ответ.)
Ветер на море гуляет...
(И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах.)Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово...
(«Бог с тобою золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе.»)«Свет мой, зеркальце! скажи...
(Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»)Верный сторож как со сна
Шевельнётся, встрепенётся,
К той сторонке обернётся
И кричит... («Кири-ку-ку.
Царствуй лёжа на боку!»)А Балда приговаривал с укоризной...
(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».)Ель растёт перед дворцом....
(А под ней хрустальный дом;
Белка там живёт ручная,
Да затейница какая!)
5 конкурс «Чудесные предметы».
Ведущий. Порой, чтобы заполучить какой-то чудесный предмет, героям сказок приходилось разгадывать сложные загадки. В следующем конкурсе вам придётся задавать вопросы, чтобы узнать, что же находится в чёрном ящике. Я буду отвечать только «да и нет». В ящике находится предмет, имеющий отношение к сказкам А. С. Пушкина.
(Для одной команды это зеркало; для другой-яблоко; для третьей-петушок. Команды получают по 2 балла за правильный ответ.)
6 конкурс «Что за прелесть эти сказки.»
Ведущий. Сейчас каждая команда покажет нам инсценировку отрывка одной из сказок А. С. Пушкина. (От 3 до 5 баллов за артистизм.)
7 конкурс «Вопросы учёного кота».
Ведущий. Одним из самых мудрых пушкинских персонажей является учёный кот. Сколько сказок он знает, сколько песен! Но сегодня он приготовил для вас интересные вопросы. (По 2 балла за каждый правильный ответ.)
- Как называется остров, лежащий на пути в царство славного Салтана? (о. Буян.)
- За какую плату нанял поп работника? (В год за три щелчка попу по лбу.)
- Назовите любимую песню белочки из сказки о царе Салтане. («Во саду ли, в огороде».)
- Как звали бабушку князя Гвидона? (Бабариха.)
- Какая природная сила знала ответ на вопрос королевича Елисея? (Ветер.)
- Назовите кличку собаки семи богатырей? (Соколко.)
- В кого превращается князь Гвидон? (В муху, комара, шмеля.)
- Кто был наказан за то, что не выполнил обещание, данное мудрецу? (Царь Дадон.)
- Средство передвижения Гвидона и его матери по морю. (Бочка.)
- Птица, которая была посажена на спицу для охраны границы. (Петушок.)
- Как звали девушку, в облике которой было что-то необычное, но это её не портило? (Царевна Лебедь.)
- Сколько раз старик ходил к морю? (Пять.)
- Кто был меньшим братцем Балды? (Заяц.)
- Исполнительница желаний в сказке А. С. Пушкина. (Золотая рыбка.)
- Любимый предмет злой мачехи, на который она сердилась. (Зеркальце.)
- Лесной зверёк, живший в хрустальном дворце. (Белка.)
- Прозвище старика в «Сказке о рыбаке и рыбке». (Простофиля.)
- От чего поп подпрыгнул до потолка? (От щелчка.)
- Когда родился князь Гвидон? (На исходе сентября.)
- Кто вёл строгий учёт орехам? (Дьяк.)
- Из чего лили монеты в княжестве Гвидона? (Из скорлупок.)
8 конкурс «Три чуда».
Ведущий. Сейчас каждая команда создаст своё панно «Три чуда»и представит жюри.
(Участники вырезают силуэты героев сказок, которые им больше всего понравились и наклеивают на панно. От 3 до 5 баллов и 3 балла за комментарий.)
Ведущий. Итак, наш турнир завершён. Для подведения итогов слово предоставляется члену Совета старейшин. Участники получают памятные призы.
Ведущий. В конце нашего турнира мне хочется открыть вам, ребята, маленький секрет. Сказки, которые мы с вами сегодня вспоминали, были написаны А. С. Пушкиным для взрослых в пору творческого расцвета поэта, одновременно с самыми глубокими и серьёзными произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность. Надеюсь, что вам захочется ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев. а когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывать для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина – это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Спасибо всем!
Праздник заканчивается совместным чаепитием родителей и детей.