Цели урока: Учить находитъ существительные в тексте, подбирать самостоятельно; классифицировать существительные на одушевленные и неодушевленные; развивать любознательность, мышление, речь, логическое мышление; воспитывать сдержанность, умение выслушать мнение товарищей, интерес к учению, любовь к русскому языку.
Оборудование: Портреты Знайки и Незнайки; конверты с заданиями; ребусы; учебник.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительная беседа.
Учитель. Сегодня у нас гости. Встречайте.
Учитель обращает внимание детей на доску, где вывешены портреты Незнайки и Знайки.
– Этого мальчика вы, конечно, узнали; он частый гость на наших уроках. Кто это?
Дети. Незнайка.
У. Он опять нам принёс вопросы, задания, которые не мог решить сам. Незнайка просит нас о помощи. Давайте ему поможем.
А кто это мальчик? Вы ещё с ним не знакомы, он пришёл к нам впервые. Мальчик поднял руку, он знает ответы на все вопросы.
Догадались кто это?
Д. Знайка.
У. Да, это он. Знайка принёс с собой советы, подсказки, справки из книг. Он нам поможет.
3. Тема урока.
У. Заглянем в первый конверт Незнайки. Что это за загадочные рисунки, как вы думаете?
Д. Это ребусы.
У. Давайте поможем Незнайке разгадать их. Отгадки запишите в тетради.
– Что вы можете сказать об этих словах? Чем они отличаются друг от друга? Что общего в этих словах? Поразмышляйте.
Ответы детей.
– Да, это трудный вопрос. Давайте обратимся за помощью к Знайке. Он даст нам совет.
Учитель вызывает одного из учеников, тот открывает конверт и читает записку.
Поставьте к словам вопрос.
– Воспользуйтесь советом, поставьте вопрос.
Д. – Что? булка.
– Что? Столб.
– Что? Пенал.
У. Что вы заметили?
Д. Все слова отвечают на одинаковый вопрос что?
У. А что они обозначают?
Д. Предметы.
У. Продолжим разгадывать ребусы.
– Разгадав ребусы, дети проговаривают слова по слогам,
– Что вы можете сказать об этих словах?
Д. Отвечают на вопрос кто? И тоже обозначают предметы.
У. Слова, которые отвечают на вопросы кто?, что? и обозначают предметы, называются именами существительными. Сегодня мы будем знакомиться с этой частью речи и даже построим для неё дом. А вот крыша этого удивительного дома под названием « Имя существительное».
Учитель вывешивает на доску крышу с термином.
Имя существительное
– Что вы уже знаете о словах этой части речи?
Д. Отвечают на вопросы кто? что?, обозначают предметы.
У. Это и будет первый этаж нашего дома.
Учитель вывешивает на доску табличку этаж
Кто? Что?
предметы
– Допишите в тетради три существительных, назовите любые три предмета .
Дети работают самостоятельно.
– Какие слова вы записали?
Дети зачитывают.
У. А сейчас я попробую угадать хотя бы одно слово, которое никто них вас не записал.
Учитель называет слово погода..
– Подходит оно?
Д. Подходит.
У. Докажите!
Д. Отвечают на вопрос что?
У. Незнайка тоже принёс свои слова. Откройте второй конверт.
Один из учеников открывает конверт и читает слова, записанные на карточках.
Холод встреча радость
– Подумайте: а эти слова будут жильцами нашего дома?
Дети размышляют, ставят к словам вопрос.
Д. Да.
– Нет
Мнения могут разные, так как вопрос что?, а обозначают слова не предметы.
Один из учеников открывает второй конверт Знайки и читает подсказку.
Существительные могут обозначать не только предметы, но и явления природы, события, состояние человека.
– Что вы теперь скажете о словах Незнайки?
Д. Это имена существительные.
У. А теперь задание такое. Прочитайте слова, записанные на доске, и разделите их на три группы. Первая группа — явления природы, вторая группа — события, третья группа — состояние.
На доске.
Праздник, конкурс, радость, снег, перемена, грусть, счастье, гром, веселье, жара, дождь, урок, здоровье, град, болезнь, молния каникулы.
В результате на доске появляется запись.
На доске.
Явления природы: что? снег, дождь, град, гром, молния, жара.
События: что? праздник, конкурс, урок, каникулы, перемена.
Состояние: что? радость, грусть, счастье, веселье, болезнь, здоровье.
– Допишите самостоятельно по три слова в каждую группу..
Дети выполняют задание.
– Что нового узнали о существительных из этого упражнения?
Д. Существительные могут обозначать явления природы, события, состояние человека.
У. Это и будет второй этаж нашего дома.
Учитель вывешивает на доску вторую табличку-этаж.
Явления природы
События
Состояние человека
– У Знайки тоже есть интересное сообщение из научных книг (справочника) о существительном.
Один из учеников открывает третий конверт Знайки и читает.
Имя существительное — самая большая часть нашей речи. Почти каждое второе слово в ней — имя существительное.
– Значит, существительные есть почти в каждом предложении, а в рассказах и стихотворениях их прячется великое множество. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы запоминайте существительные, потом их назовите.
Учитель читает стихотворение Л.Вышеславского «В лесу с определителем».
Всё в мире названо.
Всё – от комочков пыли
До комьев огненных – далёко от Земли.
Мы всех зверей и птиц
Давно определили,
Давным-давно всех раб
Словами подсекли.
Насыщен жизнью лес.
В него вхожу я снова.
Такая тьма чудес,
А между тем
Любой цветок поименован,
И водянистый мох,
И жёсткая трава.
Дети называют услышанные существительные, если ошибаются, учитель их поправляет.
Физкультминутка
Если я произнесу одушевлённые имена существительные надо присесть. Если я назову неодушевлённые имена существительные надо встать.
Слова: дождь, трава, небо, девочка, солнце, стол, мальчик, яблоко, ученица, урожай, ветер, синица.
Работа по учебнику. (Упр.69.Спиши текст, вставив пропущенные буквы .укажи имена существительные в тексте, поставь к ним вопросы).
Тема урока. (продолжение).
У. А что же в третьем конверте Незнайки?
Вызванный ученик вынимает листочки.
Они есть у каждого из вас на парте. Среди множества букв спрятались слова. Найдите их и подчеркните.
У детей на партах карточки двух вариантов (без подчеркивания).
Лисажденолоааидикенгуруждабарсуканда
Лосьенаклитундрослонушкникмомедведьянимка
– Прочитайте слова, которые нашли. Что вы можете сказать?
Д. Это названия животных.
– Это существительные.
– Отвечают на вопрос кто?
У. Можно ли к этим словам поставить вопрос что?
Д. Нет.
У. Почему? Докажите?.
Д. Они обозначают живые предметы, поэтому ставим вопрос кто?, а не что?
У. Правильно. Это одушевленные существительные, они отвечают на вопрос кто? и обозначают живые предметы. А вы что можете сказать о существительных, отвечающих на вопрос что?
Д. Они называют неживые предметы, они неодушевленные.
У. Молодцы. Догадались. Вот ещё один этаж нашего дома.
Учитель вывешивает третий плакат-этаж.
Кто? |
|
|
Что? |
Одушевленные |
|
|
неодушевленные |
– Допишите по три слова в два столбика. Слова первого столбика должны отвечать на вопрос кто?, слова второго столбика—на вопрос что? Составьте предложение с одним из существительных.
Дети выполняют задания.
– Запишите в тетради любое предложение, которое вам понравилось, или свое ,подчеркните существительные.
Итог урока.
У. Молодцы, вы ответили на все вопросы Незнайки. Урок подходит к концу. Что нового узнали на уроке? Что особенно понравилось?
Ответы детей.
– Сегодня мы очень хорошо поработали с помощью Незнайки, Знайки и, конечно, с вашей помощью, построили дом для имени существительного.
Кто из вас всё понял, но затрудняется объяснить? Не расстраивайтесь! На следующих уроках мы будем подробнее знакомиться с именами существительными, и вы обязательно всё усвоите!
Домашнее задание
У. Дома понаблюдайте за различными предметами и принесите в класс существительные —их названия. Мы поработаем с этими словами.