Цель урока. Показать детям картины весенней природы, создаваемые словами, звуками и красками.
Основные задачи урока:
Образовательные:
- Уточнить знания учащихся о роли имён существительных, прилагательных, глаголов в нашей речи.
- Развивать умения обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты.
Развивающие:
- Способствовать развитию у школьников творческой активности, умения правильно и последовательно излагать свои мысли.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родной природе, учить детей понимать прекрасное.
- Умение слушать товарища.
- Воспитание самостоятельности и коммуникативных качеств.
Методические приемы:
- наглядный,
- словесный,
- частично-поисковый,
- объяснительно-иллюстративный,
- практический.
Тип урока: Урок систематизации и формирования умений и навыков.
Формы работы на уроке: Фронтальная, индивидуальная.
Оформление урока: Наглядные пособия.
Оборудование урока: Репродукция картины И.И.Левитана “Март”.
- Техническое обеспечение: персональный компьютер, демонстрационный экран, мультимедийный проектор, сканер.
- Программное обеспечение:Microsoft Power Point, программы сканирования и обработки изображений.
Ход урока
I Организационный момент.
II Подготовительная беседа.
Учитель. Какое сейчас время года?
Дети. Весна.
Учитель. Что вы можете сказать про весну?
Дети. Весна- это необыкновенное время года, когда все в природе просыпается.
Учитель. Русская природа… Эти слова легко вызывают в памяти многообразные знакомые и дорогие картины.
Стройные сосновые леса и светлые, весёлые берёзовые рощи. Полные свежести зелёные луга и золотые хлебные поля. Великие реки, свободно и могуче несущие воды, и едва заметные ручейки. Торжественная, сверкающая красота зимы и мягкая прелесть весенних дней. Трудно найти человека, равнодушного к родной природе. Невозможно представить себе и безразличие к ней со стороны искусства: о природе поётся в песнях, ей посвящены стихи, симфонии, картины.
Сегодня мы с вами познакомимся с художественным произведением, изображающим природу. (Слайд №2).
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!Чиста небесная лазурь.
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
Учитель. Какими словами рисует поэт приход весны?
Дети. Тает снег, бегут ручьи, теплее солнце стало.
Учитель. Поэт из многих тысяч слов подобрал те, что ярче всего показали приход весны, и ваше воображение сразу нарисовало картину, написанную поэтом.
III Знакомство с картиной И.И. Левитана “ Март”(Слайд №3, №4).
Учитель. Но оказывается, ребята, природу можно изобразить не только словами, музыкальными звуками, но и красками. Внимательно, вдумчиво рассмотрите картину хорошо известного вам художника Левитана.
Дети рассматривают репродукцию.
Учитель. Какое время года изображено на картине?
Дети. Весна.
Учитель. Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда не вспоминать о нём. Когда Исаак Ильич учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей творческой работе относился очень строго. За 25 лет написал около тысячи картин, рисунков, эскизов. Современники называли его мастером пейзажа состояний и настроений. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Русская природа была единственной темой произведений Левитана.
Исаак Ильич Левитан написал картину “ Март” в период расцвета своих творческих сил, в 1895 году. Левитану посчастливилось запечатлеть неуловимое – подстеречь самые первые мгновения весны. Её дыхание ощущается во всём, несмотря на то, что повсюду лежит снег – и на земле, и на крыше деревянного двухэтажного дома.
Как вы догадались, что здесь изображена весна?
Дети. Тёплое, яркое солнце, подтаявший снег, синее, чистое небо.
Учитель. Какой это месяц весны?
Дети. Первый месяц весны, март.
IV Разбор сюжета картины.
Учитель. Всмотритесь в картину, где пробуждение природы написано уже не словами, а красками. Расскажите, что вы видите на ней, какие предметы изобразил художник на картине?
Дети. Дом с крыльцом, запряжённая в крестьянские сани лошадка.
- Деревья, освещённые солнцем.
- Снег, небо, скворечник.
Учитель. Как вы думаете, зачем художник изобразил сугробы, снег, запряжённую в крестьянские сани лошадку? Что он хотел этим показать?
Дети. Он хотел этим показать, что зима ещё хозяйка природы.
Учитель. А как же вы увидели здесь весну?
Дети. Всё пронизано ярким весенним солнцем, лучи весёлые, улыбающиеся, подтаял снег на крыше, чистое синее небо, тёмные длинные тени, лес закраснел.
Учитель. Опишите снег, лежащий на земле.
Дети. Снег серый, рыхлый, зернистый, на дороге подтаял, стал грязным, на нём лежат длинные тёмно-фиолетовые тени от голых ветвей тополей, осинок, от тёмной хвои сосен, много следов!
Учитель. Что ещё говорит о весне на этой картине?
Дети. Набухшие почки на тополях и осинках, берёзки, которые видны на заднем плане, тоже наливаются соком, на голых ветвях тополя ещё сиротливо ютится пустой скворечник, который ждёт своих крылатых гостей, жильцов.
Учитель. Почему снег нам кажется розовато-синим?
Дети. Снег тает.
Учитель. Какая крыша? Почему?
Дети. Мокрая.
Учитель. Что можно будет заметить, когда подойдёшь к крыльцу?
Дети. С крыши капают капли - это капель, снег оседает.
Учитель. Как вы думаете, случайно ли Левитан изобразил на своей картине открытую в дом дверь? Если эта деталь не случайна, то какую она играет роль в пейзаже?
Ответы детей.
- Открытая дверь говорит о присутствии человека.
- Всё выглядело бы значительно бедней без такой, казалось бы несущественной подробности, мелочи.
- Общее настроение ожидания трогает нас в картине. И запряжённая в сани лошадка смирно дожидается своего хозяина.
Учитель. Какое настроение испытываете вы, любуясь этой картиной?
Дети.
- Настроение радостное, счастливое, весёлое.
- Хочется подышать свежим воздухом.
- Очень хочется встать рядом с лошадкой.
V Работа над образными средствами языка
Учитель. Какие определения вы подберёте, чтобы описать: весенний день, снег, деревья, лес, небо, солнце, капель?
Ответы детей. (Слайд №5, №6).
- День теплый, солнечный.
- Снег рыхлый, подтаявший, зернистый.
- Деревья: мощные сосны, стражники – осинки; стройные, тонкие, молодые сестрички – осинки; семейка молодых осинок, подружки – осинки.
- Лес плотный, побагровевший.
- Небо чистое, голубое, высокое, лазурное.
- Солнышко тёплое, яркое, ласковое.
- Капель звонкая, чистая, весенняя.
Учитель. Подберите действие к слову “ солнце”.
Дети. Светит, греет, освещает, растопило снег.
Учитель. Подберите действие к слову “ капель”.
Дети. Звенит, поёт, стучит, барабанит.
Учитель. Подберите действие к слову “ снег”.
Дети. Оседает, тает, темнеет.
Учитель. Составьте предложения о весне.
Дети. (Слайд №7, №8).
- Наступила весна.
- Наступила ранняя весна.
- За холодной снежной зимой наступила ранняя весна.
Учитель. Какое предложение вам нравится? Почему? А теперь составьте предложения о солнце.
Дети.
- Солнце светит.
- Яркое, весеннее солнышко освещает дом, лес, дорогу.
VI Физкультминутка.
Учитель включает музыку и проводит физкультминутку.
Учитель. Закройте глаза и представьте себя облаками - воздушными, лёгкими, прозрачными, задорными. Ленивый ветерок то, порхая, несёт вас по небу, то, утихая, клонит в сладкий сон. А потом вы снова кружитесь, принимая причудливые формы.
VII Составление плана сочинения.
Учитель. О чём нам придётся говорить в начале сочинения?
Дети. Ещё зима хозяйничает в природе.
Учитель. Полная ли она хозяйка в природе? Что напоминает о ней?
Ответы детей.
Учитель. Каким будет второй пункт плана?
Дети. Зима напоминает о себе.
Учитель. О чём будем говорить далее?
Дети. О признаках весны.
Учитель. Кто ждёт весну?
Дети. Весну ждёт природа.
Учитель. В заключение вы говорите о своём отношении к картине.
В результате работы получается план. (Слайд №9).
- Зима-хозяйка природы.
- Весна напоминает о себе.
- Приметы весны: весеннее солнце, деревья и лес весной, снег и тени на нём, весеннее небо, капель.
- Природа ждёт весны.
- Моё отношение к картине.
VIII Устное составление рассказа.
Учитель. Попробуйте описать картину, используя слова и выражения, которые мы подбирали.
Дети выполняют задание.
Примерный текст.
Вокруг лежит снег, холодно. Зима – хозяйка в природе. Но в этот солнечный денёк напоминает о себе весна. Тёплое, яркое солнце осветило землю. Старый дом стал новым, снег потемнел и осел. Тёмно-синие тени легли на снегу от деревьев. Они греются на солнышке. У крыльца группа осинок тянет ветви к голубому небу. На тополе висит скворечник, ждёт своих жильцов, тёмный лес и тот греется на солнышке. На крыше крыльца лежит подтаявший снег. Падают на землю звонкие капли.
У крыльца хозяин оставил лошадь. Она неподвижно стоит с санями, греется на солнце. Ожидание прихода настоящей, тёплой, могучей и неотвратимой весны ощущается во всём: в ослепительном снеге, и в набухших почках, и в цвете теней.
Любуясь картиной, мы чувствуем, как пригревает солнышко, хотя и не видим его.
Изображение весны вызывает радостное чувство: Как бы не хмурился март, всё же быть весне!
IX Работа над сочинением.
Учитель. Всмотритесь в картину ещё раз. Опишите её самостоятельно. В вашем распоряжении весь материал, орфографические словари и репродукция картины.
Слабым учащимся выдаются карточки с опорными словами: тёплое весеннее утро, потоки яркого света, лазурное небо, ласковое солнышко, звонкая капель.
Дети пишут сочинения.
X Домашнее задание.
Учитель. Какое бы задание вы хотели выполнить дома?
Дети. Выучу наизусть стихотворение о весне.
Попробую написать о весне.
Нарисую картину.
Сочиню музыку, танец.
(Слайд №10).