Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.
Задачи урока:
Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги раздельно со словами, правильно употреблять в устной, письменной речи.
Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, делать выводы.
Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать ответственность учащихся за общий результат деятельности, формировать умение работать в группе - выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению.
Организационный момент.
Учитель:
“ Вот и наступила поздняя осень, листья на деревьях из зеленых превратились в разноцветные — желтые, красные, рыжие, коричневые. Они решил отправиться в путешествие, и прилетели к нам. У каждого из вас тоже листочек, цвет, которого вы выбрали до начала урока - зелёные, оранжевые, жёлтые. Эти цвета нам помогут разбиться на группы.
А сейчас давайте с вами поиграем. Кто хочет побыть листочками? Кто желает, может выйти к доске, занять удобное место в классе.
Висели листья на высоком дереве (дети поднимают руки с листочками вверх), а потом подул ветерок, подхватил листочки и стал их кружить медленно-медленно (дети кружатся на месте). Устроил настоящий веселый листопад (дети бегают по поляне с листочками, кружатся, прыгают, выполняют прыжки с поворотами). Поиграл листочками и затих. Оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю, коснулись земли и затихли. (Дети садятся за парты)- по группам – на столах листочки соответствующего цвета.
Актуализация знаний учащихся.
-Ребята, а у вас отличаются листочки только цветом?
-Да, ещё формой, как вы думаете почему?
-У меня для вас есть задание и мне нужна ваша помощь. Согласны помочь?
-Я загадаю загадку, а у кого будет отгадка в виде листочка, молча выйдут к доске.
-Не загадка это даже,
Сразу назовём,
Если только кто-то скажет
Жёлуди на нём!
-Какие листочки нам помогут?
Выходят дети, у которых листочки дуба.
Становятся в произвольном порядке.
нам осень пришла гости
- Посмотрите, что у нас получилось?
- Прочитайте.
– Нам не хватает слов.
- Каких?
- Давайте обратимся за помощью к ребятам, у кого помощники-листочки с этими словами.
(Выходят ребята, у которых таблички с предлогами – “В”, “К”)
Осень в гости к нам пришла.
Прочитайте.
-Осень в гости к нам пришла в природе, а кто пришёл к нам на урок русского языка?
(Вывешивается табличка ПРЕДЛОГ)
-Что можно нового узнать о уже знакомой части речи?
- Могу ли я его назвать “Знакомым – незнакомцем”?
- Оказалось, что эта, незаметная на первый взгляд, часть речи таит в себе много загадок. Сегодня на уроке мы все вместе раскроем тайны предлога: значение, правописание... А чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым и при выполнении самостоятельной работы на следующем уроке протянул руку помощи, мы докажем, что и маленькая часть речи заслуживает нашего внимания.
- Теперь я предлагаю поиграть в игру, в которую мы играем всегда на уроках при изучении новой темы.
Игра “Оратор”
Цель: постараться убедить товарищей в классе, что предлоги надо изучать.
(Выслушиваются ответы детей)
- Может мы обошлись бы в этом предложении без предлогов?
- Для чего они нужны?
(Предлоги служат для связи слов в предложении) – вывешивается табличка.
Спасибо ребята за помощь!
Минутка чистописания.
Давайте дальше продолжим изучать тайны нашего знакомого незнакомца – предлога.
- Откроем тетрадь по чистописанию на с. 26(урок №60)
- Прочитайте, что записано на 1 и 2 строчках? (предлоги)
- Сравните эти строчки, что заметили? (1строчка – с заглавной буквы, а 2 строчка – со строчной)
- Объясните написание этих строк. (начало предложения)
- Запишите, пожалуйста, эти предлоги по одному разу. (в, у, за, с, над, перед, на, о, к)
Предлог Раздельно
- Чему мы будем учиться на уроке?
- Ребята, я думаю, что это все предлоги, которые встречаются в русском языке?
- А вы, как думаете?
Игра “Самый внимательный”.
- Давайте поиграем, узнаем, кто самый внимательный?
- Встаньте и, не поворачивая головы и туловища, только глазками, отыщите те предлоги, которые мы с вами ещё не записали.
Давайте соберём их в корзину (вывешивается на доску) для предлогов.
(из около для во об обо по под)
Игра “Помощники” - помогите вернуть предлоги на свои места.
Стихотворение написано на доске, предлоги закрыты, дети показывают нужный предлог, учитель открывает. (работа в парах)
Птицы в клетке;
Листики на ветке;
Кошка под столом;
Садик за углом;
Книжка у подруги;
Песенка о друге;
Заяц без хвоста;
Устный счет до ста;
В гости к дяде Коле;
Рассказать о школе.
Задания по выбору.
- У каждого на парте лежат рисунки. Дети должны разместить предлоги в зависимости от их значения на рисунках. (проверка по ходу выполнения работы)
Например: на ветке, под деревом, за деревом, над деревом, с ветки (упал) и т.д.
- Желающие работают по учебнику с.68 №108 в тетради.
- Ребята, давайте для гостей тоже придумаем задание.
(А гости выполняют своё задание – составить рассказ о путешествии осеннего листочка, используя как можно больше предлогов.)
Физ.минутка.
Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть под партой, встать посередине кабинета, сесть за парту.
Я использовала слова “Встать” или “Присесть” со словом “Парта”. Почему же вы меняли место и положение?
Вывод: мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение, указывают направление.
( табличка на доску)
Работа со словарными словами. (работа у доски)
В следующем задании, я опять обращаюсь к вам за помощью. Я загадываю загадку:
Лист ладошкой,
С длинной ножкой?
Кто же мне поможет?
( У каждого своё задание- придумывают сами – вставить пропущенную букву, составить словосочетание, предложение.)
Овощи
Ребята
Огород
Картофель
Горох
Морковь
Корзина
Помидор
Задания по группам.
1 группа.
Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
к осеннему дереву на осеннем дереве под осенним деревом за осенним деревом у осеннего дерева |
к …………….. на ……………. под ………….. за …………….. у ……………… |
Придумать ещё словосочетания с этими же предлогами самим .
Посмотрите, изменяются ли сущ, прил. и предлог. Сделай вывод.
2 группа.
Предлоги пишутся со словами раздельно.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Выполни задание по образцу – сделай вывод.
За дерево – за высокое дерево, за (какое?) дерево.
На поле –
В поход –
Выводы вывешиваются на доску.
3 группа.
Творческая работа. Рисуют иллюстрацию к рассказу, который составили гости.
Обобщение по схеме. Итог урока.
Предлог
Предлоги служат для связи слов в предложении.
У предлога есть свое значение, они указывают направление.
Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.
Предлоги со словами пишутся раздельно.
Между предлогом и словом можно вставить другое слово.
Домашнее задание.
Найти скороговорку, с большим количеством предлогов.
Рефлексия.
На столе у каждого листики (берёзовые).
- Кто на уроке испытывал трудности, прикрепите к нашему дереву жёлтый листочек, а кому показалось всё легко – зелёный.
- Каких листочков больше? Почему?