Урок русского языка по теме "Общее понятие о предлоге. Знакомый незнакомец" во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить учащихся с предлогом, как со служебной частью речи.

Задачи урока:

Образовательные: расширить знания учащихся о предлоге как части речи; его роли в русском языке; учить писать предлоги раздельно со словами, правильно употреблять в устной, письменной речи.

Развивающие: развивать устную и письменную речь учащихся, орфографическую зоркость; совершенствовать культуру речи учащихся; развивать психические процессы, аналитическое мышление, память, внимание, способность к самоконтролю, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать коммуникативную культуру учащихся; аккуратность, усидчивость, самостоятельность, дисциплинированность; формировать интерес к изучению русского языка, воспитывать ответственность учащихся за общий результат деятельности, формировать умение работать в группе - выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению.

Организационный момент.

Учитель:

“ Вот и наступила поздняя осень, листья на деревьях из зеленых превратились в разноцветные — желтые, красные, рыжие, коричневые. Они решил отправиться в путешествие, и прилетели к нам. У каждого из вас тоже листочек, цвет, которого вы выбрали до начала урока - зелёные, оранжевые, жёлтые. Эти цвета нам помогут разбиться на группы.

А сейчас давайте с вами поиграем. Кто хочет побыть листочками? Кто желает, может выйти к доске, занять удобное место в классе.

Висели листья на высоком дереве (дети поднимают руки с листочками вверх), а потом подул ветерок, подхватил листочки и стал их кружить медленно-медленно (дети кружатся на месте). Устроил настоящий веселый листопад (дети бегают по поляне с листочками, кружатся, прыгают, выполняют прыжки с поворотами). Поиграл листочками и затих. Оторвались от родной ветки и стали медленно падать на землю, коснулись земли и затихли. (Дети садятся за парты)- по группам – на столах листочки соответствующего цвета.

Актуализация знаний учащихся.

-Ребята, а у вас отличаются листочки только цветом?

-Да, ещё формой, как вы думаете почему?

-У меня для вас есть задание и мне нужна ваша помощь. Согласны помочь?

-Я загадаю загадку, а у кого будет отгадка в виде листочка, молча выйдут к доске.

-Не загадка это даже,
Сразу назовём,
Если только кто-то скажет
Жёлуди на нём!

-Какие листочки нам помогут?

Выходят дети, у которых листочки дуба.

Становятся в произвольном порядке.

нам осень пришла гости

- Посмотрите, что у нас получилось?

- Прочитайте.

– Нам не хватает слов.

- Каких?

- Давайте обратимся за помощью к ребятам, у кого помощники-листочки с этими словами.

(Выходят ребята, у которых таблички с предлогами – “В”, “К”)

Осень в гости к нам пришла.

Прочитайте.

-Осень в гости к нам пришла в природе, а кто пришёл к нам на урок русского языка?

(Вывешивается табличка ПРЕДЛОГ)

-Что можно нового узнать о уже знакомой части речи?

- Могу ли я его назвать “Знакомым – незнакомцем”?

- Оказалось, что эта, незаметная на первый взгляд, часть речи таит в себе много загадок. Сегодня на уроке мы все вместе раскроем тайны предлога: значение, правописание... А чтобы предлог стал нашим хорошим знакомым и при выполнении самостоятельной работы на следующем уроке протянул руку помощи, мы докажем, что и маленькая часть речи заслуживает нашего внимания.

- Теперь я предлагаю поиграть в игру, в которую мы играем всегда на уроках при изучении новой темы.

Игра “Оратор”

Цель: постараться убедить товарищей в классе, что предлоги надо изучать.

(Выслушиваются ответы детей)

- Может мы обошлись бы в этом предложении без предлогов?

- Для чего они нужны?

(Предлоги служат для связи слов в предложении) – вывешивается табличка.

Спасибо ребята за помощь!

Минутка чистописания.

Давайте дальше продолжим изучать тайны нашего знакомого незнакомца – предлога.

- Откроем тетрадь по чистописанию на с. 26(урок №60)

- Прочитайте, что записано на 1 и 2 строчках? (предлоги)

- Сравните эти строчки, что заметили? (1строчка – с заглавной буквы, а 2 строчка – со строчной)

- Объясните написание этих строк. (начало предложения)

- Запишите, пожалуйста, эти предлоги по одному разу. (в, у, за, с, над, перед, на, о, к)

Предлог Раздельно

- Чему мы будем учиться на уроке?

- Ребята, я думаю, что это все предлоги, которые встречаются в русском языке?

- А вы, как думаете?

Игра “Самый внимательный”.

- Давайте поиграем, узнаем, кто самый внимательный?

- Встаньте и, не поворачивая головы и туловища, только глазками, отыщите те предлоги, которые мы с вами ещё не записали.

Давайте соберём их в корзину (вывешивается на доску) для предлогов.

(из около для во об обо по под)

Игра “Помощники” - помогите вернуть предлоги на свои места.

Стихотворение написано на доске, предлоги закрыты, дети показывают нужный предлог, учитель открывает. (работа в парах)

Птицы в клетке;
Листики на ветке;
Кошка под столом;
Садик за углом;
Книжка у подруги;
Песенка о друге;
Заяц без хвоста;
Устный счет до ста;
В гости к дяде Коле;
Рассказать о школе.

Задания по выбору.

  1. У каждого на парте лежат рисунки. Дети должны разместить предлоги в зависимости от их значения на рисунках. (проверка по ходу выполнения работы)

Например: на ветке, под деревом, за деревом, над деревом, с ветки (упал) и т.д.

  1. Желающие работают по учебнику с.68 №108 в тетради.
  2. Ребята, давайте для гостей тоже придумаем задание.

(А гости выполняют своё задание – составить рассказ о путешествии осеннего листочка, используя как можно больше предлогов.)

Физ.минутка.

Я предлагаю вам подняться и встать около парты, встать перед партой, присесть под партой, встать посередине кабинета, сесть за парту.

Я использовала слова “Встать” или “Присесть” со словом “Парта”. Почему же вы меняли место и положение?

Вывод: мы увидим, что у каждого предлога есть свое значение, указывают направление.

( табличка на доску)

Работа со словарными словами. (работа у доски)

В следующем задании, я опять обращаюсь к вам за помощью. Я загадываю загадку:

Лист ладошкой,
С длинной ножкой?
Кто же мне поможет?

( У каждого своё задание- придумывают сами – вставить пропущенную букву, составить словосочетание, предложение.)

Овощи

Ребята

Огород

Картофель

Горох

Морковь

Корзина

Помидор

Задания по группам.

1 группа.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

к осеннему дереву

на осеннем дереве

под осенним деревом    

за осенним деревом

у осеннего дерева

к ……………..

на …………….

под …………..

за ……………..

у ………………

Придумать ещё словосочетания с этими же предлогами самим .

Посмотрите, изменяются ли сущ, прил. и предлог. Сделай вывод.

2 группа.

Предлоги пишутся со словами раздельно.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Выполни задание по образцу – сделай вывод.

За дерево – за высокое дерево, за (какое?) дерево.

На поле –

В поход –

Выводы вывешиваются на доску.

3 группа.

Творческая работа. Рисуют иллюстрацию к рассказу, который составили гости.

Обобщение по схеме. Итог урока.

Предлог

Предлоги служат для связи слов в предложении.

У предлога есть свое значение, они указывают направление.

Предлоги не изменяются, к ним нельзя поставить вопрос.

Предлоги со словами пишутся раздельно.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово.

Домашнее задание.

Найти скороговорку, с большим количеством предлогов.

Рефлексия.

На столе у каждого листики (берёзовые).

- Кто на уроке испытывал трудности, прикрепите к нашему дереву жёлтый листочек, а кому показалось всё легко – зелёный.

- Каких листочков больше? Почему?