Цель урока: установить связь между площадью прямоугольника и треугольников, получившихся в этом прямоугольнике диагонали; вывести формулу площади прямоугольного треугольника, развить вычислительные навыки, речь учащихся, воспитать аккуратность в выполнении чертежей и уважение к товарищам.
Ход урока
I. На таблице три вида треугольников:
- Рассмотрите таблицу.
- Как можно её назвать?
- Распределите данные треугольники на три группы так, чтобы в каждой группе были похожие треугольники. Записывайте номера в каждую группу.
II. Постановка проблемы
- Рассмотрите фигуры
- Как называются данные фигуры? (квадрат, прямоугольник, прямоугольный треугольник)
- Для каждой фигуры запишите формулы нахождения площади:
- Сегодня мы с вами выведем формулу площади прямоугольного треугольника. Давайте подумаем, можно ли составить формулу площади прямоугольного треугольника?
Sкв = а ∙ а
Sпрям = а ∙ в
Sтр = ?
III. Работа по теме
- У вас на столах у каждого треугольники:
- Какие они по виду? (прямоугольные)
- Сравните прямоугольные треугольники. (они равны)
- Как узнали? (положили один на другой – этот способ в математике называется способом наложения)
- Имеют треугольники площадь? (да)
- Как узнать площадь прямоугольного треугольника? (дети должны сами найти решение: треугольник составляет половину прямоугольника; если площадь прямоугольника а ∙ в, то площадь прямоугольного треугольника равна (а ∙ в) : 2)
- Подумайте, как нужно изменить формулу площади прямоугольника, чтобы получилась формула площади прямоугольного треугольника? (дети самостоятельно пишут в тетради Sтр = (а ∙ в) : 2
- Проверяем. Трое учеников выходят к доске и пишут свою формулу. Потом все обсуждают, кто написал верно.
- Итак, площадь вашего прямоугольного треугольника зависит от площади прямоугольника.
- Запишем на страничку-справочник формулу нахождения площади прямоугольного треугольника:
- По учебнику стр. 20 прочитать определение.
S1 = 65 (см2)
S2-5 = 40 (см2)
S6-8 = 30 (см2)
S9-14 = 27 (см2)
S15-17 = 20 (см2)
S18-20 = 44 (см2)
Sтр = (а ∙ в) : 2
IV. Физкультминутка
Физорг под музыку проводит несколько упражнений.
V. Решение задачи №34 стр. 20.
Пешеход за 6 часов прошёл 24 км. Какой путь проедет за это же время машина, двигаясь со скоростью в 15 раз больше, чем пешеход?
- Прочитайте задачу.
- Назовите данные числа, искомые числа.
- На доске:
скорость | время | расстояние |
---|---|---|
пешеход | 6 час | 24 км |
машина в 15 раз больше | 6 час | ? км |
- Давайте порассуждаем: За 6 часов пешеход проходит 24 км. Как вы думаете, а машина за это же время путь проедет больший? А какой? (в 15 раз больший)
- Найдите путь, который проедет машина: 24 ∙ 15 = 24 ∙ (10 + 5) = 24 ∙ 10 + 24 ∙ 5 = 240 + 120 = 360 (км)
- Запишите ответ.
- Какое же данное оказалось лишним? (6 часов)
- Сформулируйте задачу, исключив это данное.
Пешеход прошёл 24 км. Какой путь проедет машина, двигаясь со скоростью в 15 раз большей, чем пешеход, если время движения пешехода и машины одинаковое?
VI. Рефлексия
- По какой формуле можно вычислить площадь прямоугольника? (S = а ∙ в)
- Какая формула используется при вычислении площади прямоугольного треугольника? (S = а ∙ в)
- Может ли площадь прямоугольного треугольника, полученного при проведении диагонали в прямоугольнике, быть больше площади данного прямоугольника? (нет)
- В каком отношении находятся площади данных фигур?
Площадь прямоугольного треугольника равна половине значения произведения сторон, образующих прямой угол.
VII. Домашнее задание
Страница 21, №36 «Найти значения выражений и восстановить по ним сложное выражение».
23992 + 25100
38004 ∙ 2
175700 : 7
39703 ∙ 9
100000 - 76008
49092 - 9389