Урок окружающего мира по теме "Земля-кормилица"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок-практикум

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;
  • Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе;
  • Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.

Оборудование:

  • Плакат-схема “Типы почв”, образцы почв, материал для опытов, проектор.
  • Организация рабочих мест: парты расставлены по группам. На партах необходимые материалы для практической работы, карточки с заданиями.

Ход урока

Презентация

Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 2
1. Организационный момент. Представление участников клуба “Наши открытия”.

Здравствуйте, ребята!
Вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

Сегодня у нас очередное заседание клуба “Наши открытия”. Позвольте представить участников сегодняшней встречи.

(Слайд №1).[6].

На столах у каждой группы находится карточка с названием:
  • исследователи;
  • учёные;
  • первооткрыватели.
2. Актуализация знаний.

Сейчас мы проверим, хорошо ли исследователи, учёные и первооткрыватели подготовились к работе.

Отгадайте загадку:

Меня бьют, колотят, ворочают, режут,
А я всё терплю и добром плачу.
Вспомните, что такое почва.

Земля.
3. Постановка учебной задачи.
  • Чем понятие “земля” отличается от понятия “почва”?
  • Вы догадались о теме исследования?
  • Да, речь пойдёт о почве, которую люди часто называют землёй-кормилицей.
  • Что бы вы хотели узнать о почве?
  • Верхний плодородный слой земли.
  • Почва.

Ребята сами выводят вопросы.

  1. Из чего состоит почва?
  2. Какие бывают почвы?
  • Почему землю называют кормилицей?
  • Как охранять почвы?

(Слайд №2). [6].

4. “Открытие” учащимися нового знания.

Практическая работа.

А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. Проделав опыты и наблюдения, вы сможете ответить на вопрос.

  • Что вы видите?
  • В чём причина данного явления?
  • Что осталось на салфетке?
  • Какой вывод вы предлагаете сделать?
  • Как это свойство используется человеком?

Опыт № 3. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.

  • Что вы видите на дне стакана?
  • Какой делаем вывод?
  • Что вы видите?
  • Почему это происходит?
  • Это горит перегной, который образовался из остатков растений и животных.
  • Какой делаем вывод?
  • Где это свойство мы используем в жизни?
  • Что вы видите?
  • Чем можно это объяснить?
  • Какой вывод можно сделать?
Учащиеся в группах приступают к работе. Данные записывают в тетрадь.

Опыт №1. В стакан с водой опустите комочек почвы. Идут пузырьки. Это говорит о том, что в почве есть воздух.

Опыт № 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.

  • Влажное пятно.
  • В почве есть вода.
  • Вода в стакане стала мутной.
  • Песчинки и глина.
  • В состав почвы входят песок и глина.

Опыт № 4. Нагреем немного почвы. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.Это горят старые листья, остатки травы, насекомых.

(Рассказ ученика)

А знаете ли вы, что перегной, который образовался из остатков животных и растений называется гумусом, что в переводе с латинского означает почва, земля. Гумус - это "хлеб для растений". В нем содержатся необходимые минеральные элементы питания растений. Содержание гумуса в почве повышает её плодородие, т. к. создаются благоприятные условия для развития и деятельности микроорганизмов. В почве живут и развиваются многочисленные живые организмы: бактерии, грибы, водоросли, лишайники, а также дождевые черви. Кроме дождевых червей в почве живет большое количество насекомых (жуки, муравьи), проделывающих многочисленные ходы, разрыхляющих почву и улучшающих ее физические и водные свойства, способствующих обильному образованию гумусовых веществ. Наиболее богаты гумусом черноземы.[4].

В составе почвы есть перегной – гумус.

Опыт № 5. Возьмём несколько капель воды из стакана, в котором был комочек почвы, и поместим их на стекло. Нагреваем стекло над огнём. На стекле образовался белый налёт. Можно предположить, что это соль.

В почве есть соли.

(В ходе практической работы открывается схема “Состав почвы”). (Слайд №3). [6].

5. Физминутка

Тара-тара-тара-ра!
Из колхозного двора
Выезжают трактора.
Будем сеять и пахать,
Семена сажать.

6. Продолжение работы в группах.

Группы наших учёных продолжают работу.

Сейчас вы будете готовиться к выступлению. Рассмотрите рабочие материалы. На каждом столе есть план выступления, справочные материалы, карточки и задания для практической работы. Время на подготовку 5-7 минут. Распределите работу в группе. Приступайте.

  • Ребята работают в группах.
  • Выступление представителей от групп.

(По ходу выступлений появляются слайды, являющиеся ответами к остальным 3 вопросам).(Слайды № 4,5,6) [6].

7. Итог урока. Рефлексия.
  • Какие вопросы мы сегодня ставили перед собой?
  • Смогли ли мы ответить на них?
  • Оцените свою работу на уроке по следующей шкале:

! – справился;
? – сомневался;

Самооценка с последующим обсуждением.
8. Домашнее задание.
  • Что вы ещё хотели узнать о почве?
  • Где вы найдёте ответы на эти вопросы?
  • Подберите стихи, пословицы, загадки о почве, земле-кормилице.

На этом заседание клуба “Наши открытия” заканчивает свою работу.

-В энциклопедиях, Интернете.

Задания группе “Учёные”

Карточка № 1.

План выступления:

  • Виды почв (показать на схеме).
  • Учёные – почвоведы (чем занимаются).
  • Рассказ о почве.

Карточка № 2. Прочитайте текст на странице 171-172. Расскажите о видах почв, пользуясь плакатом-схемой. Сделайте вывод о том, от чего зависит плодородие почвы.

Карточка № 3.Прочитайте текст учебника на странице 172. Расскажите об учёных-почвоведах. Чем могут помочь людям данные исследований учёных? Выскажите своё мнение.

Карточка № 4. Напишите рассказ о почве.

Задания группе “Исследователи”

Карточка № 1.

План выступления:

  • Охрана почвы (назвать основные мероприятия).
  • Памятка для работников сельского хозяйства “Как защитить почву на полях”.
  • Тема почвы в устном народном творчестве.

Карточка № 2. Прочитайте текст учебника на странице 172-174. Расскажите об основных мерах по охране почвы.

Карточка № 3. Составьте памятку для работников сельского хозяйства “Как защитить почву на полях”.

Карточка № 4. Вспомните загадки, пословицы, поговорки о почве, земле.

Задания группе “Первооткрыватели”

Карточка № 1

План выступления:

  • Объясните смысл выражения “Земля – кормилица”.
  • Кроссворд “Почва”.
  • Круговорот веществ в природе (рассказать)

Карточка № 2

Прочитайте текст и ответьте на вопрос “Почему землю называют кормилицей”.

Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.[2].

Карточка № 3

Разгадай кроссворд:

Вопросы к кроссворду:

Слой земли, на котором растут растения (почва).

  1. Одна из составных частей почвы (песок).
  2. Вещество, повышающее плодородие почвы (перегной).
  3. Основное свойство почвы (плодородие).

Карточка № 4

Нарисуйте схему круговорота веществ в природе. Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет?

Презентация

Список литературы:

  1. Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
  2. Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4 класс. М.: “ВАКО”, 2004.
  3. Деятельностный метод обучения: описание технологии/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л. В. Терёшина. Волгоград: Учитель, 2008.
  4. Состав и свойства почв http://irkg.narod.ru/text/13.htm
  5. Открытые уроки в начальной школе, проведённые в рамках конкурса “Учитель года – 2006” ЮАО г. Москвы/Сост. Е.С. Гостимская – М.:5 за знания, 2006.
  6. Презентация “Клуб “Наши открытия””.