Тип урока: урок-практикум
Цели урока:
- Познакомить учащихся с различными видами почв и их составом;
- Содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к почве; воспитание умения работать в группе;
- Способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, умению высказывать своё мнение.
Оборудование:
- Плакат-схема “Типы почв”, образцы почв, материал для опытов, проектор.
- Организация рабочих мест: парты расставлены по группам. На партах необходимые материалы для практической работы, карточки с заданиями.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | 2 |
1. Организационный
момент. Представление участников клуба “Наши открытия”.
Сегодня у нас очередное заседание клуба “Наши открытия”. Позвольте представить участников сегодняшней встречи. (Слайд №1).[6]. |
На столах у каждой группы находится карточка с
названием:
|
2. Актуализация знаний. Сейчас мы проверим, хорошо ли исследователи, учёные и первооткрыватели подготовились к работе. Отгадайте загадку:
|
Земля. |
3. Постановка учебной
задачи.
|
Ребята сами выводят вопросы.
(Слайд №2). [6]. |
4. “Открытие” учащимися
нового знания. Практическая работа. А сейчас я предлагаю приступить к работе нашим группам учёных. Проделав опыты и наблюдения, вы сможете ответить на вопрос.
Опыт № 3. Сейчас посмотрим, что произошло в стакане, куда мы бросили комочек почвы.
|
Учащиеся в группах приступают к работе. Данные
записывают в тетрадь. Опыт №1. В стакан с водой опустите комочек почвы. Идут пузырьки. Это говорит о том, что в почве есть воздух. Опыт № 2. Возьмём бумажную салфетку, положим на неё немного почвы и сильно сожмём. Стряхнём почву в лоток.
Опыт № 4. Нагреем немного почвы. Над почвой появился дым, и чувствуется неприятный запах.Это горят старые листья, остатки травы, насекомых. (Рассказ ученика) А знаете ли вы, что перегной, который образовался из остатков животных и растений называется гумусом, что в переводе с латинского означает почва, земля. Гумус - это "хлеб для растений". В нем содержатся необходимые минеральные элементы питания растений. Содержание гумуса в почве повышает её плодородие, т. к. создаются благоприятные условия для развития и деятельности микроорганизмов. В почве живут и развиваются многочисленные живые организмы: бактерии, грибы, водоросли, лишайники, а также дождевые черви. Кроме дождевых червей в почве живет большое количество насекомых (жуки, муравьи), проделывающих многочисленные ходы, разрыхляющих почву и улучшающих ее физические и водные свойства, способствующих обильному образованию гумусовых веществ. Наиболее богаты гумусом черноземы.[4]. В составе почвы есть перегной – гумус. Опыт № 5. Возьмём несколько капель воды из стакана, в котором был комочек почвы, и поместим их на стекло. Нагреваем стекло над огнём. На стекле образовался белый налёт. Можно предположить, что это соль. В почве есть соли. (В ходе практической работы открывается схема “Состав почвы”). (Слайд №3). [6]. |
5. Физминутка |
|
6. Продолжение работы в
группах. Группы наших учёных продолжают работу. Сейчас вы будете готовиться к выступлению. Рассмотрите рабочие материалы. На каждом столе есть план выступления, справочные материалы, карточки и задания для практической работы. Время на подготовку 5-7 минут. Распределите работу в группе. Приступайте. |
(По ходу выступлений появляются слайды, являющиеся ответами к остальным 3 вопросам).(Слайды № 4,5,6) [6]. |
7. Итог урока. Рефлексия.
! – справился; |
Самооценка с последующим обсуждением. |
8. Домашнее задание.
На этом заседание клуба “Наши открытия” заканчивает свою работу. |
-В энциклопедиях, Интернете. |
Задания группе “Учёные”
Карточка № 1.
План выступления:
- Виды почв (показать на схеме).
- Учёные – почвоведы (чем занимаются).
- Рассказ о почве.
Карточка № 2. Прочитайте текст на странице 171-172. Расскажите о видах почв, пользуясь плакатом-схемой. Сделайте вывод о том, от чего зависит плодородие почвы.
Карточка № 3.Прочитайте текст учебника на странице 172. Расскажите об учёных-почвоведах. Чем могут помочь людям данные исследований учёных? Выскажите своё мнение.
Карточка № 4. Напишите рассказ о почве.
Задания группе “Исследователи”
Карточка № 1.
План выступления:
- Охрана почвы (назвать основные мероприятия).
- Памятка для работников сельского хозяйства “Как защитить почву на полях”.
- Тема почвы в устном народном творчестве.
Карточка № 2. Прочитайте текст учебника на странице 172-174. Расскажите об основных мерах по охране почвы.
Карточка № 3. Составьте памятку для работников сельского хозяйства “Как защитить почву на полях”.
Карточка № 4. Вспомните загадки, пословицы, поговорки о почве, земле.
Задания группе “Первооткрыватели”
Карточка № 1
План выступления:
- Объясните смысл выражения “Земля – кормилица”.
- Кроссворд “Почва”.
- Круговорот веществ в природе (рассказать)
Карточка № 2
Прочитайте текст и ответьте на вопрос “Почему землю называют кормилицей”.
Расскажу вам сказку о волшебной кладовой. Положишь в неё горстку зерна – получишь взамен сто горстей. Спрячешь картофелину – вытащишь много. Она у нас под ногами. И зовётся она земля. Да, только она тогда добра и щедра, когда люди к ней добры, и, когда они умело землю обрабатывают: пашут, удобряют, поливают. И правильно. Как это так: всё у земли брать, а взамен ничего не давать? Да тут мигом опустеет любая кладовая. Так и с волшебной кладовой. Издавна кормит людей земля – матушка. Но не всегда люди догадывались, какое богатство она в себе таит. Во времена, когда люди ещё не умели пахать и сеять, они брали только то, что земля для них сама припасла: ягоды, корешки, сочные стебельки. Потом люди смекнули, что можно садить собранные зёрна около жилья. Так появились первые поля ячменя, пшеницы, ржи. Вот так и стала земля доброй и щедрой, даря людям богатые урожаи.[2].
Карточка № 3
Разгадай кроссворд:
Вопросы к кроссворду:
Слой земли, на котором растут растения (почва).
- Одна из составных частей почвы (песок).
- Вещество, повышающее плодородие почвы (перегной).
- Основное свойство почвы (плодородие).
Карточка № 4
Нарисуйте схему круговорота веществ в природе. Как вы думаете, что произойдёт, если почвы вдруг не станет?
Список литературы:
- Плешаков А. А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 4 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч. 1. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2006.
- Дмитриева О. И., Мокрушина О. А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир. 4 класс. М.: “ВАКО”, 2004.
- Деятельностный метод обучения: описание технологии/ авт.-сост. И.Н. Корбакова, Л. В. Терёшина. Волгоград: Учитель, 2008.
- Состав и свойства почв http://irkg.narod.ru/text/13.htm
- Открытые уроки в начальной школе, проведённые в рамках конкурса “Учитель года – 2006” ЮАО г. Москвы/Сост. Е.С. Гостимская – М.:5 за знания, 2006.
- Презентация “Клуб “Наши открытия””.