Цель: Выяснить особенности строения и жизнедеятельности Круглых червей.
Задачи:
Образовательные:
- изучить особенности строения и развития различных представителей круглых червей.
Воспитывающие:
- на данном учебном материале продолжить формирование навыков личной гигиены.
Развивающие:
- обогащение и усложнение словарного запаса, развитие коммуникативных качеств, воображения, внимания, памяти, формирование навыков исследовательской деятельности.
Тип урока:
- изучение нового материала.
Форма проведения:
- урок-расследование.
Оборудование:
- презентация,
- компьютер,
- медиапроектор,
- видеофильм,
- лист-досье для каждого учащегося,
- карточки с заданиями,
- дополнительная литература об особенностях строения, представителях и жизненном цикле круглых червей,
- влажный препарат аскариды.
Этапы урока.
- Ориентационно-мотивационный.
- Операционно-исполнительский.
- Рефлексивно-оценочный.
Ход урока
1 этап.
Учитель: Добрый день! Для выяснения цели нашего урока я продемонстрирую вам небольшой отрывок из сенсационного фильма, который шокировал многих, а почему это произошло, вы узнаете, посмотрев его сами. (Приложение 1. Слайд 1.)
После просмотра фильма у меня появилось 3 вопроса: (Слайд 2)
- Какой это мог быть червь?
- Как он мог попасть в глаз?
- Как избежать повторения подобного?
Для выяснения ответов на эти вопросы нам необходимо провести урок-расследование. (Слайд 3 и 4.)
В нём примут участие 4 группы экспертов:
- биологи;
- врачи-эпидемиологи и школьный врач;
- туроператоры;
- программисты.
Задание группе биологов: (Слайд 5)
- Изучить особенности внешнего и внутреннего строения червя и выяснить, к какому типу он принадлежит.
- На основании изученного материала представить краткую характеристику.
Задание эпидемиологам: (Слайд 6)
- Выяснить цикл жизни червя, то есть проследить его продвижение, в том числе и в организме человека.
- По результатам подготовить устный отчёт.
Задание школьному врачу: (Слайд 7)
Выяснить, какими паразитическими червями данного типа могут заразиться школьники.
Задание туроператорам: (Слайд 8)
Выяснить, встречались ли их клиенты со случаями заражения такими червями в других странах?
Задание программистам: по результатам отчётов всех групп экспертов создать презентацию.
2 этап.
Работа в группах с использованием раздаточного материала (3-4 мин). (Слайд 8)
Заслушивание отчета биологов о строении и общей характеристике изучаемого типа червей с фиксацией всех полученных результатов в досье (Приложение 2.) каждым участником расследования. (Слайды 10-13)
Отчёт экспертов-эпидемиологов о жизненном цикле круглых червей на примере аскариды. (Слайд 14-16)
Отчет школьного врача об острице. (Слайд 17)
Учитель: Собрано уже достаточно большое досье, но сейчас поступают сигналы от туроператоров. Попробуйте определить из каких стран, и с каких материков они доносятся? ( Звучит соответствующая музыка, а на разных стенах кабинета учащиеся находят буквы, из которых складывают слова: Африка, Китай, Израиль.) (Слайд 18)
Слово туроператорам: рассказ о нитчатке Банкрофта и других паразитических червях. (Слайд 19-22)
Учитель: Как же избежать опасности заражения?
Группы экспертов составляют памятки школьникам (Слайд 23), туристам (Слайд 24) и потребителям (Слайд 25).
Результаты работы каждой группы выносятся на доску и сверяются с уже имеющейся на слайде информацией для проверки правильности выполнения. (Слайд 26)
Учитель: А все ли круглые черви являются паразитами и могут ли приносить пользу человеку?
Ответ группы биологов (Слайд 27).
Отчет программистов (показ их презентации).
3 этап.
Учитель: Расследование подошло к концу, мы получили ответы на все вопросы, но в редакции при подготовке материалов допустили ошибки. Найдите верные предложения в статье и отправьте SMS с их номерами. (Слайд 28) Каждая группа выбирает правильные предложения и проверяет себя. (Слайд 29)
Большое спасибо за работу, дома вам остаётся только досконально изучить собранное на уроке досье, а желающие могут его дополнить другими интересными фактами о представителях Типа Круглые черви. (Слайд 30)
Каждую группу экспертов за хорошую работу мне хочется отблагодарить вкусным сюрпризом (разными фруктами), но прежде чем его съесть вы обязательно должны выполнить все рекомендации, которые вы сами выработали на сегодняшнем уроке.
(Тщательно вымыть руки и фрукты.)
Литература, используемая для создания презентации:
- Биология. Многообразие живых организмов.7 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений/ В.Б.Захаров, Н.И.Сонин.- М.: Дрофа, 2008.-255,[1] с.: ил.
- Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология/Сост. С.Т.Исмаилова. 3-е изд. перераб. и доп.- М.: Аванта+, 1996. – 704с.: ил.