Сегодня одной из актуальных проблем является обеспечение психолого-педагогическими программами и технологиями обучения всех категорий детей без исключения, в том числе с серьёзными отклонениями в развитии.
По данным ВОЗ, в последние годы происходит некоторое увеличение числа умственно отсталых детей, что объясняется большей, чем прежде выживаемостью детей с пороками развития и дефектами ЦНС благодаря успехам медицины. Частота умственной отсталости достигает 1-3% от общей детской популяции. В последние годы наблюдается тенденция усложнения дефектов.
Так исторически сложилось, что долгое время в нашей стране детей с имбецильностью считали необучаемыми. Ещё великий физиолог И.П.Павлов указывал на чрезвычайную пластичность высшей нервной деятельности и её огромные возможности. Он говорил, что ничто не остаётся неподвижным, неподатливым, а всё всегда может изменяться к лучшему, лишь бы были осуществлены соответствующие условия.
Сегодня современными экспериментальными исследованиями подтверждено, что при определённых условиях психическое, физическое, эмоциональное и социальное развитие детей с тяжёлой умственной отсталостью возможно.
Так, в инструктивном письме Минобразования России от 14.12.2000 №3 предложено открывать в специальных (коррекционных) учреждениях VIII вида классы для детей с глубокой умственной отсталостью.
На протяжении более девяти лет в условиях КГСОУ ЖСКШИ VIII вида оказывается помощь данной категории детей.
Целью логопедического сопровождения детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в условиях СКШ VIII вида, класса социальной адаптации является расширение представлений об окружающем мире, формирование умений пользоваться речью как средством коммуникации, повышение самостоятельности в общении со сверстниками, взрослыми для дальнейшей успешной социализации.
Логопедическое сопровождение направлено на создание благоприятного климата для развития у обучающихся коммуникативных навыков в различных ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, воспитание у них интереса к окружающим людям, создание ситуаций, позволяющих ребёнку проявить и развить свои способности, дальнейшее обогащение и совершенствование речевых средств общения.
Задачи логопедического сопровождения умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:
- побуждать ребёнка смотреть в лицо говорящему, реагировать на обращение к нему;
- учить детей понимать обращённую речь педагога, которая отражает повседневный быт и уклад жизни детей;
- развивать пальцевую моторику, подготавливая почву для последующего формирования речи;
- развивать подвижность артикуляционного аппарата;
- развивать и закреплять элементарные произносительные навыки, добиваться отчётливого произнесения слоговых комплексов и слов с различной интонацией и темпом (на основе подражания);
- обучать адекватным реакциям и действиям на обращение знакомых людей (подойти, улыбнуться, помахать рукой и др.)
- учить использовать доступные знаковые системы (собственная речь, жесты) для реализации в играх, в быту, для сообщения информации о своём состоянии, выражении просьб и др.
- закреплять элементарные социальные умения в общении: приветствие, прощание, благодарность;
- учить повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции;
- учить называть своё имя и фамилию, имя и отчество родителей, педагогов;
- учить ребёнка называть окружающие самые необходимые для его жизни предметы;
- учить осуществлять классификацию предметов по наглядному образцу, знать простые обобщающие слова;
- называть простейшие действия с предметами;
- учить действовать на основе подражания двигательному и речевому образцу педагога;
- сопровождать разные виды деятельности доступными видами речевой продукции: звукокомплексами, словами, простой фразой;
- учить внятно выражать свои просьбы и желания;
- учить ребёнка участвовать в беседе, специально организованной педагогом;
- учить рассказывать наизусть стишки, потешки, участвовать в коротких инсценировках;
- упражнять в построении простейших фраз по демонстрируемым действиям, по сюжетным картинкам с опорой на вопросы педагога.
Содержание работы по логопедическому сопровождению умеренно и тяжело умственно отсталых детей первого года обучения:
- Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
- Формирование у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
- Развитие понимания речи.
- Развитие ручной моторики.
- Развитие речевой моторики.
- Развитие элементарных произносительных навыков.
- Развитие активной речи.
Примерная структура логопедического занятия
Каждое логопедическое занятие включает в себя следующие этапы:
- Развитие умения концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих.
- Работа по формированию умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности.
- Развитие ручной моторики.
- Развитие речевой моторики; длительного выдоха без участия речи.
- Развитие элементарных произносительных навыков.
- Развитие понимания обращённой речи.
- Снятие психоэмоционального напряжения через организацию динамической паузы.
- Развитие активной речи.
- Подведение итога занятия с целью получения обратной связи от обучающихся, которая предполагает эмоциональную и познавательную оценку приобретённых знаний, умений и навыков.
Обязательное условие: многократность повторения речевого материала. Практика работы в течение пяти лет показывает успешное использование индивидуальных папок для занятий в школе и дома с разработанными подробными конспектами занятий. Данные материалы удобны в использовании и воспитателям во внеурочные часы, и родителям.
Планирование логопедических занятий, 1 класс социальной адаптации