Цель занятия:
- Рассмотреть основные типы бордюров и правила построения орнамента;
- Узнать, как бордюры и орнаменты использовались в русском народном творчестве;
- Научиться пользоваться различными носителями информации для получения информации и оформления результатов самостоятельной деятельности;
- Научиться кратко излагать свои мысли устно и письменно;
- Научиться обрабатывать и обобщать полученную информацию.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- экран;
- выставка изделий народного творчества.
Ход занятия
Презентация (Приложение 1)
Слайд№1
Слайд №2
I. Вводная беседа.
Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами не совсем обычное занятие. На протяжении предыдущих занятий мы с вами проводили исследование по теме “Орнамент и бордюр”. Сегодня мы подведём итог нашей обширной работы. Все вы готовились к сегодняшнему уроку: готовили сообщения, создавали свои орнаменты и бордюры, участвовали в создании выставки.
Итак, мы начинаем…
II. Основная часть.
1) Сообщение ученика: Когда появился орнамент?
Слайд №3.
Орнамент — один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далеком прошлом несший в себе магический смысл. В древнем прикладном искусстве магический элемент преобладал над эстетическим, выступая в качестве оберега от стихии и злых сил.
По-видимому, самый первый орнамент украсил сосуд, вылепленный из глины, когда до изобретения гончарного круга было еще далеко. И состоял такой орнамент из ряда простых вмятин, сделанных на горловине пальцем примерно на равном расстоянии друг от друга.. естественно, эти вмятины не могли сделать сосуд более удобным в пользовании. Однако они делали его интереснее (радовали глаз) и, главное, “защищали” от проникновения через горловину злых духов.
Слайд №4
То же самое относится и к украшению одежды. Магические знаки на ней оберегали тело человека от злых сил. Поэтому не удивительно, что узоры-заклинания располагали на вороте, рукавах, подоле.
Орнамент был почти исключительно геометрическим, состоящим из строгих форм круга, полукруга, овала, спирали, квадрата, ромба, треугольника, креста и их различных комбинаций. Использовались в декоре зигзаги, штрихи, полоски, “елочный” орнамент, плетеночный (“веревочный”) узор.
Слайд №5
Древний человек наделял определенными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце, квадрат — земля, треугольник — горы, свастика — движение солнца, спираль — развитие, движение и т. д., но они, по всей вероятности, еще не обладали для предметов декоративными качествами (часто покрывались орнаментом скрытые от глаз человека части предметов — днища, оборотные стороны украшений, оберегов, амулетов и др.). Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.
2) Сообщение учащегося “Что такое орнамент?”
Слайд №6
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке или, как говорят, ритме каких-нибудь рисунков или линий. Слово "орнамент", с латинского "ornamentum", означает "украшение".
Орнамент как самостоятельное художественное произведение не существует.
Орнамент способен выразить самые разнообразные ощущения: сдержанность и торжественность, легкость, изящество и плавность, внутреннее напряжение или спокойствие, свободное движение. Его эмоциональная выразительность бесконечна. В орнаменте всегда отражается характер и особенности культуры народа, создавшего его, а также эпоха, и которую он возник.
3) Сообщение учащегося “Что такое бордюр? Основные виды бордюров”.
Слайд №7
Бордюр – это периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.
На практике бордюры встречаются в разных видах. Это может быть настенная роспись, украшающая стены зданий, галереи, лестничные переходы. Это может быть чугунное литье, используемое в оградах парков, решетках мостов и набережных. Это могут быть гипсовые барельефы или керамика.
Слайд №8
Рисунок бордюра получается, когда мы начинаем геометрически перемещать его элемент. Любой бордюр может быть совмещен сам с собой параллельным переносом.
Слайд №9
Слайд №10
Слайд №11
4) Сообщение учащегося “Бордюры и орнаменты в русском зодчестве”.
Слайд №12
Слайд №13
На Руси издревле люди старались украсить терема, церкви. Они придумывали удивительные замысловатые орнаменты, в основном цветочные. В XVII веке русский зодчий Степан Иванов создал свой орнамент, который назвали “Павлинье око”, так как он был похож на рисунок пера павлиньего хвоста.
Геометрическая резьба по дереву - один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций.
Слайд №14
Слайд №15
Слайд №16
Орнаментика геометрической резьбы восходит к
древним языческим символам.
Например, один из наиболее распространенных
элементов розетка был связан с культом солнца.
Розетки и сияния присутствуют во всех
композициях, выполненных в технике
трехгранно-выемчатой резьбы.
Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари вальков, рубелей, трепал.
Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков.
Слайд №17
Слайд №18
5) Сообщение учащегося “Орнамент в одежде”
Русская народная одежда – ценнейший памятник народного творчества. Колорит одежды, обилие вышитых и вытканных узоров и украшений – всё это свидетельствует о вкусах и традициях народа, о его понимании красоты.
Слайд №19
Праздничная одежда крестьянок по покрою была одинаковой с будничной и отличалась только обилием вышитых и вытканных узоров. Обязательным дополнением к праздничному наряду служили головные уборы. У женщин – рогатая кичка, сорока, повойник, кокошник, платок. У девушек – лента, платок, венец.
Слайд №20
Во второй половине 19 века под влиянием городской моды в крестьянской вышивке получает распространение техника работы крестом.
Подобными вышитыми узорами украшались полотенца, скатерти, подзоры, а также рукава платьев и рубах, подолы передников, нагрудные части рубах.
Слайд №22
Слайд №23
Слайд №24
Слайд №25
Особое внимание стоит уделить вышивке золотом. Её называли золотной вышивкой.
Слайд №26
6) Сообщение учащегося “Городецкая роспись”
Слайд №27
Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Возник он в середине 19 века в районе города Городец Нижегородской области. Яркая, лаконичная городецкая роспись, выполненная свободным мазком с белой и чёрной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
Возникновение росписи берёт начало в производстве Городецких прялочных донец. Донце представляло собой широкую доску, в отверстие которой вставлялась ножка гребня. Когда на прялке не работали, гребень вынимался, и донце вешалось на стену, становясь своеобразным декоративным панно.
Слайд №28
В росписи использовались яркие сочные краски – красного, жёлтого, зелёного, чёрного цветов, замешанные на жидком столярном клее.
Слайд №30
Постепенно выработались самобытные приёмы Городецкой росписи. В росписи существует много простейших орнаментальных мотивов – розы – купавки, бутоны, травки, кони. С развитием промысла значительно обогатились и сюжеты росписи. Помимо традиционных коней появились чаепития, гулянья, сцены из городской жизни, персонажи народных сказок.
В настоящее время фабрика “Городецкая роспись” выпускает расписные игрушки – качалки, детскую мебель, декоративные панно, блюда, токарную посуду.
7) Сообщение учащегося “Павлово – Посадские платки, палантины и кашне”
Слайд №31
Павлово – Посадские набивные платки – это шерстяные и полушерстяные платки, украшенные традиционным красочным набивным орнаментом, возникшим в подмосковном городе Павловский Посад в 1860году.
Район Павловского Посада(бывшего Богородского уезда) – один из старейших российских текстильных центров.
В 18 – первой половине 19 веков богородские платки и сарафанные ткани отличались особой красотой вытканного золотной нитью орнамента. Позднее здесь широко распространилось шёлкоткачество, а с 1860 года начался выпуск шерстяных и полушерстяных платков, украшенных красочным набивным орнаментом.
Постепенно производство разрасталось и приобретало ярко выраженный национальный характер.
Каждый цвет на платке печатается с отдельной доски, число которых достигает подчас нескольких десятков. В рисунке Павловских платков преобладают пышные цветочные букеты и гирлянды. По – прежнему популярен орнаментальный мотив “турецкие огурцы”. Преобладает молочно – белый, чёрный, красный, тёмно – синий, вишнёвый фон.
Слайд №32
8) Сообщение учащегося “Хохломская роспись”
Слайд №33
Хохломская роспись – русский народный художественный промысел. Он возник в 17 веке. Название промысла происходит от села Хохлома Нижегородской области.
Декоративная роспись на деревянных изделиях ( посуде, мебели) отличается тонким растительным узором, выполненным красным и чёрным (реже зелёным) тонами и золотом по золотистому фону.
Слайд №34
Ныне это фабрика “Хохломской художник” в селе Сёмино Ковернинского района и Производственное художественное объединение “Хохломская роспись” в городе Семёнов.
9) Сообщение учащегося “Гжель”
Слайд №35
Гжель – изделия керамических промыслов Московской области. Слово “гжель” происходит, возможно, от слова “жечь”.
Впервые местность Гжель упоминается среди других в духовной грамоте Ивана Калиты, а Иван Грозный признал её собственностью царского двора.
В 17 веке крестьяне гжельских деревень и сёл начали изготавливать глиняную посуду и игрушки.
В самой Гжели работало много мастеров. Они создавали нарядную посуду: квасники – декоративные кувшины, кувшины, рукомои, кружки – шутихи (“напейся – не облейся”), блюда, тарелки, украшенные орнаментальной и сюжетной росписью, исполненной зелёной, жёлтой, синей и фиолетово – коричневой красками по белому фону.
Начало подлинного возрождения Гжели относится к 1945 году. Именно тогда была принята одноцветная синяя роспись, такая, которую мы все знаем.
Мастеров Гжели готовят в прямом смысле с детского сада, где дети занимаются рисованием и лепкой.
Помимо посуды, объединение “Гжель” выпускает часы, телефонные аппараты, различные люстры, статуэтки.
Изделия из Гжели широко известны во всём мире.
III. Подведение итогов исследовательской деятельности.
Молодцы ребята! Вы славно потрудились.
А теперь давайте подведём итог нашей работы. О чём же вы узнали, работая над темой “Орнаменты и бордюры”?
(ответы учащихся)
Основательно выучив теоретический материал, каждый из вас попробовал свои силы и в творчестве. Давайте посмотрим, что же из этого получилось?
Слайд №36
Слайд №37
Слайд №38
Слайд №39
Слайд №40
Слайд №41
Слайд №42
Слайд №43
Ресурсы:
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. 5-6 кл.: пособие для общеобразовательных учебных заведений.- М.: Дрофа,2001.
- Газета “Математика”, №48/1998г.