Цели урока: показать особенности строения скелета рыб в связи с их функциональным значением.
Оборудование:
- коллекции позвонков рыб, изготовленные детьми,
- Таблица “Тип хордовые. Класс Рыбы”,
- Презентация к уроку,
- Карточки: “Заполните пропуски в тексте”, “Скелет рыб”, набор терминов.
Ход урока
I. Организационный момент
.Учитель оглашает заявку на оценки на уроке:
15 баллов и выше – “5”;
11-14 баллов – “4”;
7-10 баллов – “3”.
Назначается помощник – координатор, который отмечает активность по рядам и контролирует время выполнения заданий.
II. Активизация знаний по теме “Места обитания и внешнее строение рыб”
Рыбы – это животные, обитающие в воде. Органом дыхания служат , рот рыб вооружен подвижными . Имеются парные конечности, представленные __ и __ плавниками. Непарные конечности образованы __ и _ _ плавниками. Тело покрыто __. Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают--------------------.
Ребята, сидящие на одном ряду рисуют на отдельном листке рыбу и указывают особенности внешнего строения, связанные с водной средой. Каждый ученик рисует только один признак. Последний участник представляет рисунок классу, вывесив его на доске.
Вопрос классу: – Определите самый точный рисунок, сравнив и проанализировав содержание всех 3-х представленных рисунков. Учащиеся ряда, выполнившие самый точный рисунок, получают по баллу.
III. Изучение нового материала.
1. Актуализация знаний. (Слайды 1-3 презентации)
Найди лишнее и объясни выбор.
А)
(Японский гребешок. Так как у остальных – хитиновый скелет. Более легкий, поделен на сегменты.)
Б) Найди лишнее и объясни выбор.
(Лишний – окунь, так как он имеет внутренний скелет, остальные – наружный.)
В) Выбери правильный ответ:
Скелет рыб не выполняет функции:
- Опорную
- Защитную
- Движения
- Выделительную
Объясните ответ.
Г). Назови как можно больше образов, с которыми
ты можешь ассоциировать
понятие “СКЕЛЕТ”
(Если ребята затрудняются, можно немного подсказать, направив их мысль в нужном направлении, вспомнив функции скелета: вешалка, шлем. и др. )
За каждый правильный ответ ученик получает от 1 до 2 баллов в зависимости от качества ответа. Координатор фиксирует активность ребят по рядам (в конце урока, после подсчета, самый активный ряд получает по дополнительному баллу).
2. Лекция “Скелет рыб”, слайды презентации 8-10.
Тема урока: _________ рыб. (учащиеся дополняют название темы). Определите цель урока. (Особенности строения скелета рыб в связи с выполняемой функцией.)
При объяснении нового материала использую технологию способа диалектического обучения, выводя новые понятия путем выявления и разрешения противоречий.
Процесс выведения фиксируется в двух колонках: в левой положительные особенности скелета – достоинства в правой – недостатки, то есть возникающие противоречия.
Таким образом, учащиеся вместе со мной выводят особенности скелета рыб, и это уже не просто отдельные термины, загружающие память, а признаки, возникающие, как результат разрешения противоречий, связанных с изменениями условий жизни рыб.
3. Заполните таблицу. (Таблица у каждого, после заполнения – вклеивается в тетрадь).
Слайды 11, 12.
Скелет рыб.
Отделы тела | Отделы скелета | Кости, образующие скелет | Функции отделов |
Голова | Череп | Защита головного мозга, Защита жабр, Добыча пищи. |
|
Туловище Хвост |
Позвоночник а) туловищный отдел |
||
Плавники а) парные |
Скелет парных плавников а) пояса
конечностей б) скелет парных плавников Скелет непарных плавников |
Мелкие кости, соединенные с
костями черепа Мелкие кости, расположенные в толще мышц. |
Заполните таблицу. Сделайте вывод об особенностях скелета рыб и его значении в жизни
Самопроверка заполнения таблицы. За каждую правильно заполненную часть таблицы – 1 балл.
IV. Закрепление.
1.Игра “Семь бед – один ответ”. Класс делится на группы по 4 человека (сидящие рядом разворачиваются друг к другу). Баллы выставляются группе и отдельным ученикам за наиболее интересные варианты заданий, полное объяснение.
Учитель предлагает слово, а учащиеся – 7 объяснений (пояснений) этого термина, слова заранее пишутся на листках, группа вытягивает один термин.
- позвоночник,
- плавники,
- чешуя,
- череп,
- челюсти.
2. Найдите противоположность для каждого из переложенных понятий. (понятия те же).
Варианты ответов:
Позвоночник – наружный скелет (раковина, хитиновый покров)
Плавники – выросты кожи (мантия)
Чешуя – кутикула
Череп – передний отдел тела без черепа.
Челюсти – терка радула.
3. Чей признак?
Соедините стрелками соответствующие понятия:
VI. Домашнее задание: стр.155-156., в.1., подготовить кроссворд по теме (ключевое слово – скелет).
Подводятся итоги урока, оценки выставляются согласно набранным баллам.
Литература:
- О.А. Пепеляева, И. В. Сунцова Поурочные разработки по биологии 7-8 классы, Москва, 2004г.
- Удивительный мир диалектики. Способ диалектического обучения: проблемы, поиски, находки. Материалы межрегионального фестиваля. В.Л. Зорина и др.Красноярск. 2006.