Цели:
Социально-психологические:
На уроке учащиеся должны:
- Принимать участие в обсуждении;
- Выслушивать мнение коллег.
Академические:
На уроке учащиеся должны:
- Определять вес тела, находящегося в покое;
- Убедиться, что при ускоренном движении тела по вертикали его вес изменяется;
- Продолжить работу над умением анализировать табличные данные на примере зависимости веса тела от направления ускорения на различных этапах движения лифта;
- Уметь определять изменение веса по направлению ускорения по сравнению с ускорением свободного падения;
Задачи урока:
Образовательные:
Продолжить формирование умении учащихся работать:
- с лабораторным оборудованием;
- с таблицами;
- создать условия для развития мыслительной способности анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитательные:
Провести работу по проф. ориентированию, подчеркнуть роль нравственных аспектов в профессиональной деятельности экспертов.
Урок по теме: “Осторожно, дверь не закрывается”
1. Приветствие.
2.Сообщение цели урока: исследование зависимости веса тела от характера движения тела.
Я предлагаю вам забыть сегодня, что вы – учащиеся.
Представьте, что вы – высококлассные эксперты.
Для этого необходимо познакомиться с особенностями работы экспертной комиссии.
Начнем с того, что в нашем городе их несколько.
Эти комиссии занимаются проведением экспертизы по выявлению брака:
- товаров народного потребления,
- электро и видео техники,
- при строительстве зданий и мостов
Иногда эксперты работают по заданию работников суда по гражданским делам.
В своей работе эксперты используют:
- специальное оборудование
- тесты
- методички ГОСТа
Результаты своих исследований эксперты отражают в акте экспертизы.
Все это будет и в вашем распоряжении.
Учащимся выдаются бейджики с указанием их ФИО.
Итак, коллеги, слушаем жалобу:
В суд по гражданским делам поступила жалоба гражданки Вездесмотровой Г.П. на работу общественного лифта районной поликлиники.
Гр. Вездесмотрову возмутил тот факт, что после того как она вошла в лифт, будучи девятым человеком, он отказался закрывать двери и осуществлять подъем до тех пор, пока она не покинула его пределы.
Наша с вами задача состоит в том, чтобы доказать нормальную работу лифта или защитить интересы истца.
Оборудование:
- Три динамометра с набором грузов значимостью 1Н, 2Н,3Н для демонстрации зависимости величины растяжения пружины от веса тела.
- Груз на нити, динамометр для исследования изменения веса при ускоренном подъеме.
Документация:
- Методичка №1 ( учебник физики 9кл под ред. Громова) – перегрузки, невесомость
- Методичка №2 (учебник физики 8 кл под ред. Громова) – равномерное движение по окружности
- Методичка №3 ( учебник физики 7 кл под ред. Громова) – вес тела
- Инструкция по проведению экспертизы
- Сертификат по проведенной экспертизе.
Обратите ваше внимание на строчку на каждом листе документации. В нее вы должны будете вписать свои имя и фамилию. Эксперт несет юридическую ответственность за правильность проведения экспертизы, ведь от нее зависит жизнь многих людей.
1) Давайте перенесем ситуацию в лабораторные условия. Для этого рассмотрим поведение тела, подвешенного на тросе и находящегося в покое.
Учащимся предлагается выполнить инструкцию №1 (приложение 1) по исследованию веса тела, находящегося в покое.
На демонстрационном столе штативы удерживают три динамометра с грузами величиной 1Н, 2Н и 3Н соответственно. Из демонстрации хорошо видно, что чем больше груз, тем растяжение пружины больше. Внимание учащихся обращается на это. В качестве подсказки они могут использовать учебник для 7-го класса Громова как методичку.
2) Теперь посмотрим, что будет, если начать ускоренный подъем грузов.
Учащимся предлагается провести экспертизу по инструкции №2
(Приложение 2). После ее проведения они обсуждают результаты и заполняют сертификат по проведенной экспертизе. В этом сертификате учащиеся излагают вывод, как результат своих наблюдений: при ускоренном подъеме вес тела увеличивается.
3) Работа нашей экспертной комиссии будет отмечена премией, если нам удастся
- Решить проблему: Зависит ли вес тела от направления ускорения?
- и внести в методичку данную инновацию.
Для решения этой проблемы у нас работала выездная комиссия. Наш эксперт исследовал изменение веса при движении лифта.
Одному или группе учащихся заранее давалось задание: имея пружину и груз,
исследовать изменение веса тела в движущемся лифте по растяжению пружины. При проведении опытов должны были выявлены четыре ситуации:
- Начало подъема с нижнего этажа на верхний;
- Торможение лифта при подъеме на верхний этаж;
- Начало спуска лифта на нижний этаж;
- Торможение лифта перед первым этажом.
Результаты исследований должны быть представлены на плакате, который и демонстрируется рабочей экспертной группой.
Сейчас он познакомит нас с результатами своих исследований.
ЗАДАНИЕ: Сделайте вывод о связи величины веса тела от направления ускорения и ускорения свободного падения.
Учащиеся работают по инструкции №3 (приложение 3), делают вывод о связи величины веса тела и направления ускорений, формулируют правило определения веса по направлению ускорения.
4) Выработанное нами правило поможет нам с вами определить степень виновности господина Упрямцева К.П. владельца строительной компании СТРОЙ – ПРЯМ - МОСТ.
Сданный его компанией мост через речку ВИЛЯЙ прогнулся и провалился под тяжестью транспортного средства.
Дело в том, что компания СТРОЙ – ПРЯМ – МОСТ специализируется на строительстве прямых мостов, в то время как остальные строительные компании предпочитают строить “по старинке” выпуклые мосты.
Демонстрация архивных слайдов мостов выпуклой конструкции (приложение 5).
Учащимся предлагается выполнить экспертизу по инструкции №4 (приложение 4). В результате проведенной работы учащиеся должны выявить зависимость веса тела на мосту от кривизны моста, а значит и направления ускорения. В качестве методички они могут использовать учебник 8 клГромова.
6) Подведение итогов работы:
- Что происходит с весом тела при неравномерном движении?
- Как можно предсказать изменение веса тела по ускорению?
- Почему не строят прямых и вогнутых мостов?
- Какими качествами личности должен обладать эксперт?
7) Определение домашнего задания.